http://vrgames.by/
ДРУГИЕ МИРЫ
№ 5 (161), м ай, 2 0 1 3 год
19
кинотеатров. Помимо фильмов Ромеро и
его прямых последователей выходили са-
мые разные вариации на тему беспокой-
ных трупов и других подобных им “чужа-
ков”, открывающих охоту на людей.
В 1971 году на экраны вышла картина
“Человек-Омега”,
очередная
версия
книги “Я — легенда” Ричарда Матесона.
На этот раз роль Роберта Невилля ис-
полнил Чарлтон Хестон. В его мире про-
изошла
бактериологическая
война,
уничтожившая большую часть человече-
ства. Оставшиеся в живых люди превра-
тились в мутантов, не выносящих сол-
нечного света. Мутанты впоследствии
организовали полудикарское общество
— “Семью”, члены которого ненавидели
технику и вообще технический прогресс.
А Невилл для них был осколком старого
мира, который просто необходимо было
уничтожить. В отличие от вампиров из
предыдущей экранизации, мутанты The
Omega Man, облаченные в черные бала-
хоны, вооруженные холодным оружием
и “коктейлями Молотова”, хорошо ор-
ганизованные, были очень серьезными
ную схватку большого количества людей и зомби на цент-
ральной площади города.
В целом же вся линейка "Слепые мертвецы" — это треш,
который сегодня может представлять понравиться лишь пре-
данным фанатам ужасов 70-х годов. Стоит учитывать, что ес-
ли первые два фильма еще выглядят оригинально, то при
съемке продолжений де Оссорио погряз в самокопирова-
нии. Тем не менее, нельзя отрицать, что сериал оказал силь-
ное влияние на последователей — таких, например, как
"Зловещие мертвецы".
Ели говорят о зомби в игровом мире, то
зачастую вспоминают именно серию
Resident Evil, которая начиналась как зом-
би-хоррор. Тем не менее, далеко не все иг-
ры сериала относятся к нашей теме. Про-
сто проекты серии часто переносят героев
в замкнутые, ограниченные простран-
ства — то в особняк, то на корабль, то
в испанскую деревушку — где протагонис-
ты вынуждены выживать, сражаясь с пол-
чищами самых различных тварей. Случают-
ся, правда, и исключения — к примеру, иг-
ра Resident Evil 3: Nemesis (2000) отправи-
ла нас прямиком в город, который как раз
переживал апокалипсис зомби. Играли мы
большей частью за одного центрального
персонажа изредка встречая во время
приключения других людей, все равно ат-
мосфера зомби-апокалипсиса ощущалась
просто отлично — за счет покинутых зда-
ний, заваленных хламом улиц и, конечно
же, атакующих отовсюду медлительных
зомби.
Уже в 2000-х годах нам предложили
еще несколько игр семейства Resident
Evil на тему зомби-апокалипсиса. В многопользовательских
экшенах подсерии Outbreak мы играли за людей, пытавшихся
выжить в охваченном эпидемией городке Раккун-Сити.
Прошлогодние Resident Evil: Operation Raccoon City
и Resident Evil 6 вернули серии масштабность. Первая подари-
ла ожесточенные перестрелки между спецназовцами в окру-
жении толп зомби, в очередной раз показав, что и во время
эпидемии живые иногда опаснее ходячих трупов. Вторая же
развернула действие чуть ли не по всему миру — мы увидели
зажигательный отстрел мутантов в Китае, борьбу с мертвецами
в США и схватку с монстрами в Восточной Европе. В ближай-
шем будущем Resident Evil, похоже, снова вернется к "камер-
ным" ужастикам.
Мертвецы, пришельцы,
мутанты: от слепых
до зловещих
В 70-х и 80-х годах весь зомби-апока-
липсис творился, в основном, на экранах
"Слепые мертвецы" (1971-75 гг.) —
тетралогия испанского режиссера
Амандо де Оссорио. Фильмы этого се-
риала представляют нам очень ориги-
нальных врагов — бывших рыцарей-
тамплиеров, ставших идолопоклонни-
ками, одержимыми идеей поиска веч-
ной жизни. В итоге рыцари все-таки
вечную жизнь получили, но немного не
такую, как ожидалось. Тамплиеры были
казнены святой инквизицией, а кроме
того, потеряли глаза — но зато приоб-
рели возможность вылезать иногда из
своих гробов и творить всякие безоб-
разия.
Мертвяки, которые выглядят словно
засушенные мумии или скелеты. Пьют
кровь, раскатывают на лошадях, рубят
врагов мечами. Медлительные, но уп-
рямые и практически неубиваемые.
И, самое интересное, действительно
слепые. Зомби в картинах Амандо де
Оссорио находят свои жертвы, ориен-
тируясь на слух! Кстати, некоторые из тех, кого убивают сле-
пые трупы, впоследствии сами обращаются в зомби.
Как такового зомби-апокалипсиса в этой киношной серии
очень мало. Чаще всего фильмы о слепых мертвецах соответ-
ствуют классическим сюжетам ужастиков — группа людей
забредает не туда, куда нужно, и их в итоге убивают (часто
убивают очень жестоко). Исключением из этого правила слу-
жит вторая часть — "Возвращение слепых мертвецов", в ко-
торой конные трупы нападают на небольшой городок. А са-
мой напряженной сценой фильма можно назвать рукопаш-
один со страшной угрозой. Многие зрите-
ли даже полагают, что экранизация 56-го
года получилась лучше скучноватого пер-
воисточника.
Именно идея о пришельцах из космо-
са оказала влияние на Джорджа Ромеро,
создателя “Живых мертвецов”. Правда,
он упоминал фильм “Нечто из другого
мира” (1951), в котором апокалипсиса да-
же близко не наблюдалось, зато был
инопланетный монстр, подчинявший се-
бе людей. Наверняка Джордж ориентиро-
вался и на довольно глупый трешевый
ужастик “План 9 из открытого космоса”
(1959), в котором инопланетяне атакова-
ли жителей нашей планеты с помощью
поднятых из могил трупов. Но все-таки
основную идею “апокалипсиса зомби”
Ромеро позаимствовал из другого произ-
ведения, которое впоследствии само дало
начало целой вселенной.
Легенды мертвой земли
“Я — легенда” — повесть Ричарда Ма-
тесона, выстроенная скорее в жанре по-
стапокалипсиса — в этой книге привыч-
ный нам мир давно умер. Его последний
осколок — Роберт Невилль, живой чело-
век, обитающий в мире вампиров. По его
вселенной апокалипсис уже прошел, про-
катился в виде “вируса вампиризма”. И
теперь жаждущие крови хищники, кото-
рые раньше были его друзьями и соседя-
ми, ночами осаждают дом Невилля. Днем
он методично истребляет спящих вампи-
ров, ночью — держит оборону против ата-
кующих толп кровососов.
В книге Матесона многие вампиры
очень напоминают зомби — медлитель-
ные, слабоумные твари, способные толь-
ко слоняться вокруг в поисках пищи.
Именно такими они были и в первой эк-
ранизации, которая увидела свет в 1964
году — этот фильм назывался “Последний
человек на земле”. А уже через четыре го-
да эпоха зомби-апокалипсиса официаль-
но была открыта, ведь Джордж Ромеро
представил общественности свою “Ночь
живых мертвецов”.
Впрочем, творчеству Джорджа Роме-
ро и его последователей мы в этом номе-
ре посвятили отдельный большой мате-
риал. В этой же статье мы коснемся тех
вселенных, на которые повлияли фильм
Ромеро, а также романы “Кукловоды”,
“Похитители тел” и “Я — легенда”. Заод-
но посмотрим, какими многоликими бы-
вают угрозы в различных вариантах зом-
би-апокалипсиса.
врагами. Сама картина представляла со-
бой постапокалиптический боевик, на-
сыщенный экшеном, довольно дешево
выглядевший, но поднимавший множе-
ство серьезных проблем, таких как рас-
овое неравенство.
Более локальный вариант зомби-апо-
калипсиса в 1973 году представил все тот
же Джордж Ромеро в своей кинокартине
“Безумцы”. Действие снова разворачива-
ется в небольшом городке. В водопровод-
ную систему попал вирус, буквально сво-
дящий людей с ума. Для здоровых же
опасность представляют не только психи,
но и военные, закрывшие город на каран-
тин и не особенно разбирающиеся, где
здесь больные, а где — здоровые. Стран-
но, но на этот раз чувство стиля изменило
Ромеро, и он снял совсем не то, чего ожи-
даешь от такого мастера. Как такового
зомби-апокалипсиса в картине мало, ак-
цент делается скорее на противостоянии
военных, стремящихся не выпустить зара-
зу из города, и здоровых людей, которые
просто хотят выжить. И вот этот момент
очень хорошо прочувствован режиссером
— мы видим, как люди в отчаянии берут-
ся за оружие, и устраивают локальную
гражданскую войну с солдатами в костю-
мах биозащиты. В целом же картина на-
поминает скорее боевик, чем полноцен-
ный фильм ужасов.
В Европе в 70-х народ также пугали
“Слепыми мертвецами”. А в 1978 году,
почти
одновременно
с
ромеровским
“Рассветом мертвецов”, на экранах по-
явилось очередное “Вторжение похитите-
лей тел”. Новый фильм оставил основ-
ную идею романа Джека Финнея и пре-
дыдущей экранизации. Снова иноплане-
тяне (на этот раз в виде необычных цве-
тов), снова рождение клонов близких лю-
дей, снова тихая интервенция, когда не-
многим распознавшим угрозу окружаю-
щие просто не верят. Изменились мас-
штабы — на место маленькому городу
пришел огромный Сан-Франциско. А это
значит, что вселенная “Похитителей тел”
наконец-то вышла на уровень полноцен-
ного зомби-апокалипсиса — пускай мес-
то зомби здесь заняли лишенные эмоций
клоны. Кроме того, изменилось и настро-
ение картины — фильм 1978 года можно
по праву назвать наиболее мрачной из
всех четырех экранизаций романа Фин-
нея. Экшена в картине не так много, и
весь он сводится, в основном, к погоням
инопланетян за уцелевшими землянами.
Однако честь и хвала этой экранизации
хотя бы за то, что она смогла в полной ме-
ре показать нам ужасы мира без эмоций.
(См. стр. 20-21)
Что касается киношной составляющей вселенной "Обитель
зла", то ее вообще швыряло по разным жанрам. Первый фильм
был классическим фильмом ужасов, с героями, запертыми
в замкнутом пространстве и вынужденными бороться за выжи-
вание. "Обитель зла 2: Апокалипсис" (2004) полностью соот-
ветствовала своему названию. Надо отдать должное создате-
лям фильма, атмосферу они выдержали идеально — вторую
"Обитель" вполне можно определить в ряды лучших современ-
ных картин о масштабной войне с зомби. Хватало и экшена,
и адреналина, и интересных персонажей.
Третья и четвертая части уже вышли на территорию поста-
покалипсиса. Пятый же фильм вообще превратился в гламур-
ный боевик. Очень интересно, что же нас ожидает дальше?
предыдущая страница 18 Виртуальные Радости 2013 05 читать онлайн следующая страница 20 Виртуальные Радости 2013 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст