№ 5 (161), май, 2 0 1 3 год
РЕТРОСПЕКТИВА
http://vrgames. by
N R
Живы
В “зомби-апокалипсисе” фигура
Джорджа Ромеро занимает
особое место. Многие творцы
миров еще до Ромеро предлагали
нам различные варианты конца
света от рук зомби, многие
делали это и после него.
Но именно он вывел на яркий
свет центральный, классический
образ зомби-апокалипсиса —
медленно передвигающихся
мертвяков-людоедов.
Уже в самой первой своей
картине о зомби Джордж
рассказывал именно о конце
света. И даже если в к;
мало героев, а на фил
затрачено мало денег,
все равно атмосфера
каждой зомби-картины
Ромеро показывает —
вот такое вот творится
по всему свету.
Апокалипсис
уже наступил.
Джорджа
Сериал "Живые мертвецы" находился "в спячке" с 1968 года. Однако видя, что работы Ромеро
пользуются успехом, Джон Руссо тоже решил действовать. Получилось даже забавно — первый
фильм линейки "Возвращение живых мертвецов" вышел на экраны как раз в том году, когда Ромеро
завершил свою "классическую трилогию".
Обратившись за помощью к режиссеру Дэну О'Бэннону, Руссо представил собственный сценарий
зомби-апокалипсиса, в котором сочетались комичные и страшные моменты. Действие фильма также
происходит во вселенной "Ночи живых мертвецов" — герои новой картины упоминают
предшественницу, утверждая, что "Ночь" основана на реальных событиях. Только причиной для
оживления трупов теперь служат уже не космические лучи, а некий газ триоксин, созданный
военными. Далее все происходит по предсказуемой схеме — газ вырывается на волю, мертвецы
оживают, героям приходится защищаться, забаррикадировавшись в здании, постепенно теряя
друзей, которые переходят на сторону мертвяков.
Во вселенной "Возвращения живых мертвецов" зомби сделаны не такими, как в фильмах
Ромеро. В картине по сценарию Руссо трупы бегают и прыгают, умеют разговаривать, действуют
сообща. Самое главное — против таких зомби не помогают даже выстрелы в голову! Убить их
можно, только если сжечь тело. Кстати, во вселенной фильма мертвеца может превратиться
даже живой человек, лишь надышавшийся "триоксина". Но главное не изменилось —
мертвецы по-прежнему пожирают живых людей.
При бюджете в $4 млн. картина собрала в прокате около $14 млн. Это можно
считать успехом, благодаря которому и родилась на свет новая линейка, все
фильмы которой получали название "Возвращение живых мертвецов".
В общей сложности за первым фильмом последовало четыре сиквела
самого разного уровня качества. Два были сняты в конце 80-х —
начале 90-х, еще два — в 2005 году. Из них внимания стоит
разве что "Возвращение живых мертвецов 3", снятое в 1993
году Брайаном Юзной, признанным мастером хоррора.
Что касается четвертой и пятой частей "Возвращения",
то они представляют собой дилогию, объединенную
главными героями и, разумеется, тематикой живых
мертвецов. Оба фильма малобюджетные и интересны
разве что для самых преданных поклонников сериала.
Ромеро
“Ночь живых мертвецов” (1968)
Джордж Ромеро — человек, который по-настоящему
любит кино. Который пробовал снимать фильмы уже
в 14 лет, а после института занимался съемкой роликов
и короткометражных фильмов. Который, как говорят,
“сделал себя сам” — основал вместе с друзьями в конце
60-х компанию Image Ten Productions, благодаря кото-
рой и удалось профинансировать съемки фильма “Ночь
живых мертвецов”. Именно эта картина в одночасье
сделала Джорджа Ромеро популярным.
Тут важно сказать, что до Ромеро зомби в кинемато-
графе представлялись совершенно иными. Культ вуду,
мрачные мертвецы, подконтрольные хозяину, гаитян-
ские ритуалы, минимум насилия на экране — таков был
образ киношных зомби, сложившийся еще с 30-х годов.
И тут выходит кинокартина Джорджа Ромеро, снятая по
сценарию его самого и Джона Руссо. Картина, решитель-
но отвергающая все, что было до нее, и представляющая
зрителям совершенно новых, “современных” зомби.
В мире, рожденном фантазией Ромеро и Руссо, мерт-
вецы оживают благодаря странной радиоактивности ле-
тательного аппарата, вернувшегося с Венеры. Группа
главных героев вынуждена забаррикадироваться в част-
ном доме, который со всех сторон окружают толпы бес-
покойных трупов. А затем мы смотрим, как люди пыта-
ются выжить и спастись, и как иногда грызутся между
собой ради выживания.
Черно-белая “Ночь живых мертвецов” ввела те ос-
новные правила, которыми руководствовались создате-
ли зомби-фильмов долгое время. Прежде всего, мертве-
цы — довольно медлительные и туповатые твари. Глав-
ный инстинкт, которым они руководствуются — пожи-
рать живых. Вместе с тем, в картине Ромеро трупы иног-
да проявляют некоторую сообразительность — дергают
ручку двери машины, пытаясь ее открыть, или вышиба-
ют камнями стекла. Мертвецы практически неуязвимы
для холодного и огнестрельного оружия, однако их все-
таки можно уничтожить, повредив мозг. Все умершие во
время схватки с мертвецами, а также все, укушенные не-
житью, в итоге сами становятся зомби.
В США картина после первых же показов вызвала
широкий общественный резонанс. Фильм осуждали за
невероятную по тем временам жестокость и за сцены
каннибализма — до Ромеро такого в кинематографе не
позволял себе никто. Но, несмотря на критику, картина
имела невероятный успех — при смешном бюджете
в $114 тысяч фильм в итоге собрал более $42 млн. в про-
кате! А к 2008 году сумма кассовых сборов картины пре-
высила $668 млн. Плюс фильм фактически основал
жанр “зомби-апокалипсис” в мировом искусстве, у него
появились подражатели. Неудивительно, что и Джон
Руссо, и сам Джордж Ромеро впоследствии вернулись
к теме, сделавшей их популярными.
“Рассвет мертвецов” (1978)
После релиза самой первой “Ночи живых мертве-
цов”, вселенная о беспокойных трупах фактически рас-
палась на две самостоятельные кинолинейки. Режиссер
Джордж Ромеро и сценарист Джон Руссо не смогли по-
делить совместное детище и договориться, как дальше
развивать вселенную — и потому к Руссо отошли права
на “Живых мертвецов”, а Ромеро стал снимать соб-
ственные истории про ходячих трупов. Но не сразу.
После успеха “Ночи живых мертвецов” Джордж Ро-
меро почти десять лет не желал возвращаться к фильмам
о нежити, пробуя себя в других картинах. В 70-х в по-
служном списке режиссера появлялись истории о ведь-
мах, о маньяках, тогда же была снята и картина “Безум-
цы”, в чем-то схожая с тематикой зомби-апокалипсиса.
Но новые фильмы особого успеха не имели — публика
ждала от Ромеро именно картины про зомби, ничего
больше ее не интересовало. И, наконец, мастер сдался —
в 1978 году свет увидел “Рассвет мертвецов”.
Если первый фильм был классическим ужастиком,
то второй брал экшеном и мужественными героями
с большими пушками — тогда только-только начинала
зарождаться мода на “мужские боевики”. Увеличились
масштабы — ареной боя теперь служит огромный супер-
маркет. Появились и новые враги — помимо зомби,
главным героям приходится противостоять банде воору-
женных мародеров, которые особенно не видят разли-
чий между живыми и мертвыми, отстреливая и тех,
и других. Наконец, в фильме имеются несколько очень
стремительных, адреналиновых сцен, снятых просто ве-
ликолепно. Чего только стоит прорыв героев через этаж
супермаркета, населенного зомби! По напряженности
этот момент вполне можно сравнить с аналогичными
эпизодами из Dead Rising 2.
Ну, и самое главное — начиная с этой картины ре-
жиссер уже уделяет основное внимание не столько внеш-
ней угрозе, коей являются ожившие мертвецы, сколько
отношениям людей в экстремальной ситуации. В том
числе и это выгодно выделяет фильмы Джорджа Ромеро
на форе других работ в жанре зомби-апокалипсиса.
Особого упоминания заслуживает замечательная ра-
бота художника и мастера по спецэффектам Тома Сави-
ни, который помог сделать зомби по-настоящему страш-
ными и до жути отвратительными. Современный зритель
уже достаточно искушен зомби-фильмами, однако рабо-
та Сави ни и сейчас, спустя 27 лет, смотрится очень прав-
доподобно, и если не страшно, то отталкивающе.
Вообще, в работе над “Рассветом мертвецов” Ромеро
собрал по-настоящему звездную команду — так, евро-
пейским прокатом картины занимался маэстро ужасов
Дарио Ардженто. Причем Ардженто получил право пе-
ремонтировать европейскую версию фильма так, как
ему хотелось, чтобы сделать ее чуть более страшной.
“Рассвет мертвецов” стал безусловным успехом.
При бюджете в $1.5 млн. картина смогла заработать око-
ло $40 млн! И эта победа уже окончательно отворила пе-
ред Ромеро двери в мир большого кино.
предыдущая страница 15 Виртуальные Радости 2013 05 читать онлайн следующая страница 17 Виртуальные Радости 2013 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст