20
№ 2 (158), февраль, 2013 год
ДРУГИЕ МИРЫ
f r t ^ r g a m ^ r b ^ R
Благородные и высокоморальные герои
здесь очень большая редкость. Эти места
полны беспросветного мрака, безнадеж-
ности и печали. Здесь правит зло, пускай и
не самое страшное. Чаще всего это зло —
вполне разумное, с ним можно догово-
риться, оно рационально использует под-
данных и подвластные ему земли. Но ино-
гда приходит время, когда даже это зло
вынуждено отстаивать свои владения. Ко-
гда на горизонте маячит силуэт чего-то на-
много более страшного, силуэт воплощен-
ного ужаса и безумия. И вот тогда-то даже
"плохие парни" становятся героями. Доб-
ро пожаловать в мир темного фэнтези.
Темное фэнтези
в литературе
Сам термин “темное фэнтези” появил-
ся на свет именно благодаря литературе,
потому будет справедливо начать рассказ о
“мрачных мирах” с книжной, наиболее
обширной составляющей.
Итак, рождением жанра можно счи-
тать 1973 год, когда был основан журнал
Dark Fantasy, в котором, правда, издава-
лись самые разные литературные произве-
дения, но и “темным романам” места тоже
хватало. А вот в 1987 году писатель Джек
Уильямсон уже определил темное фэнтези
в качестве отдельного литературного под-
жанра. И только в 1991 году Фарен Мил-
лер, сотрудница журнала “Локус”, дала
определение “темному фэнтези”. По ее
словам, действие историй, написанных в
этом поджанре, разворачивается в антура-
же традиционного фэнтези — то есть, ис
кусные маги и храбрые воины, разцооб- .
разные монстры и красивые, благородные
женщины для темного фэнтези не ред-
кость.
Мы от себя добавим, что зачастую
“темные” романы характеризуются мрач-
ной атмосферой и настроением, эти книги
действительно черны как ночь, а главные
герои в них творят иногда очень непри-
глядные вещи. Все уже очень плохо, но вот
степень мрачности для каждого читателя
своя — кто-то и “В окопах Сталинграда”
Виктора Некрасова отнесет к “дарку”, пу-
скай и не фэнтези иному.
Герои “темного фэнтези” зачастую
схожи с главными героями нуарных детек-
тивов — это люди, думающие о своих ин-
тересах, не обязательно очень плохие, но
не гнушающиеся пойти на что угодно ради
достижения своей цели. Они могут даже
спасти мир, если это в их интересах — но
движет такими людьми вовсе не человеко-
любие.
Помимо элементов нуарного детекти-
ва, в романах поджанра “темное фэнтези”
зачастую присутствуют черты хоррора и
готики. Также к таким произведениям
можно отнести многие истории из катего-
рии современного “городского флнтези”.
В особенности те, которые повествуют об
охотниках на различную нечисть.
В
качестве
примера
“эталонного”,
классического темного фэнтези можно
назвать серию Глена Кука “Черный от-
ряд”. В первых, наиболее “дарковых” кни-
гах данного цикла повествуется о группе
наемников, которые вроде бы служат злу и
сражаются с повстанцами, ведомыми от-
важной Белой Розой. Но на самом-то деле
бойцы отряда, как выясняется впослед-
СЕРДЦЕ ТЬМЫ:
мрачные
миры
темного
фэнтези
i f
>
ствии, противостоят еще более древнему,
еще более ужасному злу, чек- то, которое
находится у власти. Да и сами по себе эта
парни, пускай формально отрицательные,
но все-таки неплохие ребята. Обычные
служаки,
выполняющие
свою
работу.
Просто так получилось, что находятся они
на “темной стороне”.
Десяток появившихся на свет к насто-
ящему времени романов из серии “Чер-
ный отряд”, несг отря та общую мрач-
ность, мотут похвастаться интересным сю-
жетом, отлично проработанными характе-
рами главных героев и множеством мас-
штабных битв. Стоит отметать жесткий
стиль повествования, опять же, очень по-
хожий на язык “черных” детективов Рай-
монда Чандлера и Росса Макдональда. Не-
смотря на это, “Черный отрад” просто
просится на киноэкраны — при грамотной
экранизации он вполне мог бы составить
конкуренцию кинотрилогии “Власге шн
колец”.
Если “Черный отрад” вы уже читали,
но хочется чего-то похожего — тогда стоит
обратить
внимание
на
“Малазанский
цикл” Стивена Эриксона. Большие ботвы,
интриги, интересные персонажи — здесь
есть практически все, что нравилось чита-
те щм в “Черном отраде”, только “Мала-
занский цикл” во многом еще жестче. С
другой стороны, читаются книги Глена
Кука намного легче (по крайней мере,
первая трилогия — точно). Но одним из
главных козырей романов Эриксона мож-
но назвать крайний реализм, эта книги
показывают жестокость войны наиболее
правдиво для фэнтези.
В жанре “дарка’ творит и Лорел Га-
мильтон, но в ее книгах не наита рыцарей
или драконов, писательнице ближе город-
ское фэнтези о ночных хищниках, живу-
щих бок о бок с людьми. Серия романов об
Аните Блейк посвящена похождениям де-
вушки-детектива, умеющей воскрешать
мертвецов. Умение весьма полезное, ино-
гда это нужно полиции — например, если
мафия убивает важного свидетеля ю того,
как он успел поделиться информацией.
Иногда требуется уладить спор между род-
ственниками покойного, которые кон-
фликтуют из-за завещания — тогда проще
поднять мертвеца, чтобы он сам огласил
свою последнюю волю. Также Анита спе-
циализируется на расследовании преступ-
лений, совершенных вампирами и други-
ми “потусторонними” преступниками.
Действие книг Лорел Гамильтон разво-
рачивается в США, в современном мире,
где помимо обычных людей и необычных
кровососов также обитают некроманты,
оборотни разных мастей, зомби, гули и
прочая
сверхъестественная
живность.
Книги о приключениях мисс Блейк темны
и мрачны, атмосфера здесь намного более
удручающая, чем в типичных романтичес-
ких фэнтези для подростков Несмотря на
то, что “сердечным переживаниям” пер-
сонажей уделяется много внимания, и в
книгах полно эротических сцен, нельзя
назвать их просто женскими романами.
Скорее это темное фэнтези для женщин.
Интересный мир и довольно динамичный
сюжет — вот особенности “фэнтезийных
детективов” об Аните Блейк
“Дарк фэнтези” сливается с вестерном
в знаменитом семитомнике “Темная баш-
ня” Стивена Кинга. Вообще, в этом цикле
много всего намешано, но именно от тем-
ного фэнтези взято больше всего. Стрелок
Роланд вместе со своими помощниками
движется по пыльным дорогам Срединно-
го мира к некой Темной башне. На их пу-
ти встают самые разные враги, как люди,
так и монстры, и бездушные роботы. Ге-
рои пересекают заброшенные города, идут
по морским берегам и пещерам. А еще в
Срединном мире время от времени откры-
в потея двери в нашу реально :ть.
История о любви, о ненависти и о Пу-
ти. В этой книге хватает перестрелок и по-
гонь а также очень напряженных диало-
гов и насквозь пробирающих трагических
сцен, но вместе с тем — это сложное, запу-
танное произведение, которое поднимает
множество самых разных серьезных во-
просов. Произведение, идеально сущест-
вующее как роман, и вместе с тем — очень
сложное для экранизации. Попытки сде-
лать фильм или компьютерную игру по
“Темной башне” предпринимались неод-
но
1
ратно, но до сих пор не увенчались ус-
пехом. В том числе и потому, что антураж
в “Темной башне” — очень важная, но да-
леко не самая главная часть. В первую оче-
редь Кинг пишет не о той тьме, что вокруг
человека, а о той, что внутри него. И это
редко кому удается перенести на пленку.
Намного больше повезло в этом смыс-
ле книжному сериалу “Ведьмак” Анджея
Сапковского — эта вселенная к настояще-
му времени уже успела обзавестись мини-
сериалом, а также двумя компьютерными
играми по мотивам. Причем игры сериала
“Ведьмак” уже стали хитами в среде лю-
бителей ЙРС. Мир “ Ведьмака” — бру -
тальная вселенная
представляющая со-
бой смесь темного, героического и эпиче-
ского поджанров “волшебной сказки”.
Разные классификаторы относят эти кни-
ги к разным направлениям фэнтези. По-
добно нолановской кинотрилогии “Бэт-
мен”, представившей нам реалистичные
комиксы, в своей “Саге о Ведьмаке” Анд-
жей Сапковский заимствует только отли-
чительные черты фэнтези (такие, напри-
мер, как монстры или эльфы) и помещает
их в реалистичную вселенную. Моря кро-
ви, колдовство, интересные, хоть и жесто-
кие, герои, множество схваток — все это
вы найдете в историях из цикла “Ведь-
мак”. Главным героем выступает ведьмак
Геральт из Ривии — профессиональный
истребитель различной нечисти.
Вообще, в жанре темного фэнтези ра-
ботает множество западных писателей.
Среди них — знаменитый Нил Гейман
(“Задверье” и “Американские боги”). Том
Арденн (“Черная тень”), Танит Ли, Марта
Уэллс, Тим Пауэрс, Нэнси Коллинз и Энн
Райс, а также многие другие.
В этой статье мы не ставили себе целью
рассказать вам абсолютно все о темном
фэнтези в литературе. Однако вышепере-
численных книг вполне хватит для того,
чтобы представить этот поджанр нашим
читателям с разных сторон. Если захотите
— благодаря данным книгам вы сможете
получи гь довольно хорошее представле-
ние о темном фэнтези.
Темное фэнтези
в кинематографе
Поджанр “дарк фэнтези” в наше время
лучше всего представлен в литературе, од-
нако и в кинематографе можно найти до-
вольно много картин, которые принадле-
жат данному жанру.
Начало “кинодарку” было положено
еще ь 80-х годах, когда на видео сотнями
выходили треш-флльмы о суровых вои-
нах, варварах, викингах и т.п., одолеваю-
щих злых колдунов, драконов и других са-
мых разнообразных монстров. Сейчас по-
ток таких фильмов ослаб, при этом качес-
тво их повысилось. Но все равно уровень
такого “низкого темного фэнтези” ушел
недалеко от поделок Уве Болла. Да, кста-
ти, ярким образчиком “треш-дарка” явля-
ется кинотрилогия “Бладрейн” нашего не-
мецкого друга.
Темное фэнтези сегодня — это также
фильмы о разнообразных охотниках на
нечисть:
“Ван
ХеЛьсинг”,
“Соломон
Кейн”, “Братья Гримм” и появившиеся на
экранах совсем недавно “Охотники на
ведьм 3 0 ”. В таких картинах вы увидите
классические приметы “дарк фэнтези” —
действие разворачивается чаще всего в
средневековой Европе (иногда наряду со
знакомыми нам по историческим книгам
устройствами можно углядеть в таких
фильмах и некие диковинные “гаджеты”).
Плюс главным героям противостоят раз-
личные “потусторонние существа” — вам-
пиры и оборотни, ведьмы и демоны, а так-
же разнообразные уродливые монстры.
Сами же герои зачастую напоминают пер-
сонажей нуарных фильмов: в прошлом
они разбойники или убийцы, в настоящем
творят чаще всего очень жестокие вещи.
Но они — люди, и всей душой ненавидят
нечисть. И поэтому они намного ближе
зрителю, чем те, на кого герои охотятся.
Довершает портрет темная “картинка”,
действие “дарк”-фильмов обычно разво-
рачивается в глухих лесах, в мрачных зам-
ках и в богом забытых селениях.
К “дарку” можно отнести и знамени-
тый мистическии боевик “Константин:
Повелитель тьмы”, обладающий также
многими чертами городского фэнтези. Во
вселенной фильма помимо обычных лю-
дей также обитают ангелы, демоны и раз-
личные “полукровки”, на которых охотит-
ся истребитель нечисти — Константин
(его роль блистательно исполнил Киан}
Ривз). “Константин: Повелитель тьмы”,
опять-таки, во многом близок к нуарным
фильмам. И потому, что его действие раз-
ворачивается в современном нам мире, а
не в классическом для темного фэнтези
предыдущая страница 19 Виртуальные Радости 2013 02 читать онлайн следующая страница 21 Виртуальные Радости 2013 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст