М І?
ш
и
ь ,
НАША ПОЧТА
^ I I V . http //vrgam es.by/
З
дэавствуйг:. читатели! Пока я думал над
приветствием, письма полностью захва-
тили скромную полосу "Нашей почты".
Не смею спорить и сразу передаю слово авто-
ру первого письма.
Schklif
Привег, Ануриель!
Добрый день.
1. Про постмодер!
Я, честно говоря, но сильно разбираюсь во
всех хитросплетениях всех этих пост- и недо-
модернов, но твои рассуждения в последнем
номере как никогда прозрачны и понятны.
Просто отлично! Еще подшлифовать, офор-
мить тезисами и на скрнжли игростроя! Я серь-
езно.
2. Про заметку MDI а.
Тоже хорошо ншисал. И вот какие два мо-
мента меня задели больше всего: насилие в иг-
рах и национальные прияты . Не буду повто-
рять все то, о чем говорено-переговорено, а
подойду с несколько
и н ой
(в чем-то релам-
ной)) стороны.
Многие ли знакомы с творчеством такого
писателя, как Юрий Никитин? Думаю, что среди
читателей газеты наберется с пару десятков, а
может и больше.
.. Но большинство наверняка
знакомы с иим либо по фентезийным циклам
про Троих (я до них даже не добрался), либо по
отдельным произведениям. А этот автор очень
умело испельзует именно современные темы и
реалии, с закосом на будущее. Не скажу, что все
у него идеально и складно, но именно его в по-
следнее время из фантастов интереснее всего
читать. Ну, после Дика.
..
Так вот. Никитин развивает целое фило-
софское, не философское учение, не учение о
так называемой сингулярности, что характери-
зует его как человека очень зрелого, перерос-
шего детскую тягу к насилию и секс'. Именно
сингулярность ставит под вопрос темы секса и
насилия в играх, а также фильмах, книгах и ис-
кусстве в целом. И это не вопли из разряда
борцов за нравственность, потому что с точки
зрения сингулярности, нравственность эта —
анахронизм. Наследие человека-животного,
человека-разумного. Поворот в сторону транс-
человека, зачь.овека и сингуляра. Как-то так.
Очень кратко и потому не совсем понят-
но. Попытаюсь развернуть на основе того,
что знаю о Никитине и антропологии. Но
для начала нужно вернуться к п. 1 письма и
сказать о модерне. Если очень упростить, то
модерн — это развитие науки и техники
(НиТ) без развития самого человека. В ходе
развития от паровых машин перешли к
ядерным реакторам, от конной почты к ин-
тернету, но управляет всем все тот же эгои-
стичный социальный зверь, скованный за-
конами. Чтобы не говорить “эгоистичный
зверь”, используют тактичное слово “инди-
вид”. В какой-то момент оказывается, что
НиТ так ушли вперед, что индивиды вот-
вот потеряют над ними контроль. Момент,
когда контролировать развитие НиТ стано-
вится невозможно, называется технической
сингулярностью. Это вроде как вы утром
купили пятый iPhone, а вечером уже вышел
шестой. Ужас!
По мере приближения этого ужаса мо-
дерн начинает умирать, и постмодерн точ-
нее всего будет сравнить с бактериями, раз-
лагающими тело умирающего модерна.
Постмодерну уже не нужны категории “ис-
тория”, “человек”, “гуманизм”. Он съедает
их смысл, превращая в суррогаты — пости-
сторию, постгуманизм. И тогда, действи-
тельно, нравственное.ъ, благородство и же-
стокость становятся пережитками прошло-
го. И это катастрофа.
Поэтому люди подальновиднее начинают
придумывать способы выживания в условиях
приближающейся катастрофы. Самый про-
стой путь — срастить человека с техникой и
так решить проблему сингулярности. Это
трансгуманизм, о котором и пишет Никитин.
Трансгуманизм — интересная концепция, но
она ставит под вопрос сам гуманизм: сколько
человеческого будет в симбиозе человека и
машины? Вопрос не пропорций—все помнят
Железного Дровосека из сказки. Вопрос в
том, не будет ли “под шумок” гуманизм про-
сто отброшен. Зачем? Например, чтобы раз-
делить людей на низших “человеков-живот-
ных” и высших “трансчеловеков”. Разве не об
этом пишет Schklif?
Я это к тому, что писатель-фантаст мо-
жет нести любую чушь, лишь бы было увле-
кательно. Когда писатель становится еще и
философом, то он уже пишет о реальности
и на реальность воздействует Разбирать его
произведения нужно куда внимательнее и
глубже
Поэтому стал ловить себя на мысли, что все
эти бесконечные герои игр — благородные
киллеры, жестокие полицейские и т.п. — есть
пережиток. Но как с ним бороться? Один из пу-
тей нащупывают Ледорубы. Нащупывают мед-
ленно, но верно. И их решение — максималь-
ное погружение в игру и ее персонажей. Яр-
кий тому пример — Мор, где каждый персо-
наж, даже одноликие статисты — почему-то
воспринимаются если не как личности, то как
живые люди. И ботов становится жаль. Дости-
гается это за счет тех сам >ix верных изобрази-
тельных приемов.
Других решений пока не заметил.
..
Пока что у нас всего две игры IcePrck
Этого, увы, очень мало, чтобы говорить о
существовании каких-то надежных новых
методов погружения в игру.
Про национальные проекты. Давным-дав-
но, лет пять еще назад просто бредил идеей о
том, что пора бы отечественным разработчи-
кам начать делать игры наподобие западных
аналогов. И тема ВОВ бы засияла новыми, све-
жими красками: Брестская крепость, обэронь
Могилева, битва за Москву Стэпингряц, Курск,
Прохоровна и т.д. Только Сталинград засветил-
ся на Западе. Что i ешает сделать подобные иг-
ры у нас? Уверен, если не делать кальку с чу-
жих проектов — получится АЙС, и спрос будет.
А тема партизанской борьбы! Тут можно сде-
лать архиатмосферную и драматич« скую игру.
Сочинить добротный сценарий — не пробле-
ма. Технически — тоже, думаю, можно вопло-
тить.
Но корень зла, подозреваю, в другом. А
именно — в засилии западных ценностей. И не
ценностей, а интересов. Никто не хочет делать
игры, в которых американцы нс главные герои,
потому что такие игры плохо продадутся на За-
паде. Это практически низкопоклонство перед
Западом. И оно бесит. Все, что не укладывается
в их интересы — заведомо провал. Остаются
только нейтральные темы, или темы, где инте-
ресы Запада не затрагиваются. Для себя люби-
мых правильных игр мы сделать уже не можем.
Даже свой в доску Сталкер не стал сильно попу-
лярным среди западной аудитории и уже Чис-
тое небо начали затачивать под экшен, под За-
пад. Это — самое обидное.
В первую очередь это низкопоклонство
перед продажами, как таковыми, а потом
уже перед Западом. В России в какой-то мо-
мент успех игр начал оцениваться только
прибылью. Тогда разработчики переориен-
тировались на более выгодный рынок соци-
альных, казуальных и free-to-play проектор
Просмотрите историю сайта dtf.ru или кон-
ференции КРИ — это хорошо видно. Они
же не начали делать отечественные игры
про западных героев, хотя ничего не меша-
ло. Затем оказалось, что free-to-play проек-
ты можно вообще не производить, а заво-
зить из Кореи, переводить на русский и аг-
рессивной рекламой обеспечивать бурную,
хоть и недолгую популярность.
Во вторую очередь здесь сыграли наши
милые консоли, обеспечив монополию на
рынке видеоигр дюжине компаний. В чис-
ло которых не вошли русские со своими
“Сталкерами”.
Но это все никак не соотносится с сет-
тингом. World of Tanks не про американ-
ские ценности, а популярность бешенная.
У того же Никитина есть масса сюжетов
для десятка игр, но они либо слишком глубо-
кие и сложные, либо про сильную и могучую
Россию. И дураки либералы никогда такому не
дадут ходу.
Вот такие нелегкие "политические" подо-
зрения зреют в голове.
Поэтому следующей темой на форуме, па-
раллельно конкурсам, будет тема о НАШИХ в
доску играх. О том, что МОЖНО сделать, чтобы
не играть за юсовцев против очередного Пендо-
стана. Надоело просто. Пора воспитывать свою
молодежь на своих играх, раз уж они большую
часть времени проводят за этими самыми игра-
ми. А через них и другие ценности пихать. Ведь
малыши так любят подражать своим героям!
Даже если те не курят, не матерятся и книжки
читают, или классику слушают. Главное созда-
вать харизматичных и глубоких героев. А то
после капитана Цены))) так и тянет сигару за-
курить, или вслед за бойцом М ыло))) ирокез
нахлобучить на голоау. Оно так.
..
Обсуждать ценности я всегда рад.
3. Маленькое отступление.
.. )) заметил,
что газету читаю не просто с последней страни-
цы (так делает большинство, непонятно толь-
ко почему до сих пор газеты борются за пер-
вые полосы.
..), а целенаправленно смотрю
Пыльные полки, затем Почту. И только потом
все остальное)))
Опрос на сайте показывает, что эти руб-
рики в большом почете у половины читате-
лей.
4. Надо подробнее и интереснее делать от-
четы о киберспорте и победах белорусов. О
фестивалях игр и т.п. мероприятиях. Не поме-
щается в газте: анонс в газете — развернуто и
зглчхвастски на сайт (с обзором, с интервью и
видеоматериалами).
А вот здесь, наоборот, опрос показал,
что интерес к киберспорту у наших читате-
лей вялый Так что я даже не знаю, стоит ли
браться за это дело.
5. Про подписку.
Можно ли как-то оформить подписку он-
лайн, а то так влом плестись на почту. Как это
сделать?
Друзья! У слова “влом” должны быть
какие-то границы. Вам влом сходить на
почту? Но ведь можно в три клика выйти на
сайт Белпочты. Это же не влом? На сайте
читаем:
“Подписку на белорусские и иност-
ранные изданы
вы можете оформить в от-
делениях почтгзой связи, через систему “Ин-
тернет подписка ”, при помощи платежно-
справочных терминалов, а также сделать
заявку в любом отделении почтовой связи на
оформление подписки почтальоном на дому
на всей территории Республики Беларусь. За
небольшую доплату можно оформить
до-
ставку газет и журналов до квартиры под-
писчика,
вы
юль'-овавшись услугой “вручение
из рук в руки ”.
Понимаете? Вы не только можете все
сделать в интернете Вам уже готовы прине-
сти домой подписной купон, за вас его за-
полнят и отнесут на почту. И вы еще день-
ги сэкономите. А потом за небольшую до-
плату (реально копеечную) вам каждый ме-
сяц будут вручать прямо в руки свежий хру-
стящий номер “ВР”. После чего вас будет
благодарить вся редакция при каждом
удобном случае, потому что вы реально по-
можете газете
Пожалуйста,
кто-нибудь
объясните
мне, что еще должна сделать редакция, ра-
ботники почты и “Белсоюзпечати”, чтобы
вам стало не “влом” подписаться?
За сим откланяюсь.
До встречи.
[Имя утеряно]
Всем привет. Все мысли ниже являются
исключительно моей колокольней. Никого не
смею в чем-то убеждать:)
Всякое убеждение будем считать не-
преднамеренным :)
Про игры.
Я работаю программистом. Приходится чи-
тать много технической литературы. В одной
книге по Т-SQL (процедурное расширение язы-
ка SQL) были собраны принципы, которых сле-
дует избегать при разработке программного
обеспечения. Один из них гласил: "если у вас в
руках молоток, то все вокруг кажется гвоздя-
ми". Перефразируя: "если я играю во что-то, то
должен пережить всю мыслимую гамму чувств,
что-то понять, что-то узнать". Ну нельзя ждать
о.
игр, что они заменят нам кино, театр, книги и
т.д.! Игры — это прежде всего развлечение.
Для чего мы все играли в детстве (допустим не
в компьютер, а просто на улице с деревянными
автоматами)? Не для того чтобы что-то понять.
Не для того чтобы что-то узнать. Не для того что-
бы что-то пережить. Для того чтобы было весе-
ло и интересно. Понимание, знание, пережива-
ния приходят во время игры. Но они не являют-
ся самоцелью. Автор письма из предыдущего
номера как-то много требований ставит перед
игроделами. "Сделайте такую игру, чтобы душа
сначала развернулась, а потом опять сверну-
лась". А я сходил не очень давно в Республи-
канский театр белорусской драматургии на
"Чарнобыльскую малину". В определенный
момент спектакля я плакал. Вот где драма. Вот
где переживание. А когда я пришел домой, мне
не хотелось играть "во Вторую мировую с кро-
вью славян". Мне итак было тяжело. А я взял и
запустил Overlord. И весело помчался бить эль-
фов с гномами. Не нужно нагружать игры ка-
кой-то "жизненной драмой". Пусть они будут
тем маленьким мирком, где можно не думать
про "груз веков". Побыть детьми. И снова побе-
гать с деревянным автоматом. Вот представьте.
Игра про Вторую мировую, да еще сделанная по
Быкову. Это как "Супер 8" в парке Горького,
тол! но вокруг карусели горящие остовы тан-
ков, раненые солдаты, над головой мессерш-
мидты. А в конце поездки ждет НКВД и ссылка.
И до конца доехали не все. Далеко не все. Лич-
но мне не нужна такая карусель. Документаль-
ный фильм про войну это интересно. Но доку-
ментальная игра.
... Как в нее играть? Она же по
документам сделана. У Высоцкого есть замеча-
тельная "Баллада о книжных детях". В ней де-
ти выросли из игр, и пошли на войну. Есть в ней
строки: "И когда рядом рухнет израненный
друг. И над первой потерей ты взвоешь, скорбя.
И когда ты без кожи останешься вдруг, оттого
что убили его, не тебя". Не хочу я после игры
№ 1 (157), январь, 2013 го д
31
оставаться "без кожи". Я хочу быть тем ребен-
ком, чью "одежду залатает мама". Кто-то ска-
жет: "Пфф. Слибак". Но вдумайтесь. Доказы-
вать свою "крутость", играя в виртуальную
войну? Это как-то по-детски. Мало вам в жизни
войны? Я ни в коем случае не утверждаю, что
проекты уровня Heavy Rain или-МорьУтопг-я. не
имеют права на жизнь. Имеют и они должны
быть. Но ведь это уже почти не игры. Это инте-
рактивпе кино. И игрок в них— герой фи пьма.
И при оценке этих проектов нужно быть на по-
зиции зрителя. Или быть близко к этой пози-
ции. Тогда будет неуместным сравнение Alan
Wake и
rillen
Shooter.
Серьезность игр — это не та серьез-
ность, с которой мы относимся к действи-
тельности. Актеры театра ведь тоже играют
и совершенно серьезно. Да, часто путают
серьезность и реалистичность игры с под-
линными переживаниями. В игре нет под-
линности, есть только ритуал, символизм и
увлеченность. Между ними — граница,, от-
деляющая необходимую для игры серьез-
ность и излишнюю.
В детстве мы играли в войну, но плоха
была бы эта игра, если бы мы не верили ча-
стью разума, что действительно рискуем
жизнью, можем совершить подвиг, а мо-
жем быть убитыми. В страйкболе мы наби-
ваем друг другу синяки, но не из подлинной
ненависти, а только лишь, чтобы добиться
той степени серьезности, без которой нам,
взрослым, уже не удается погрузиться в иг-
ровую реальность. Но с точки зрения глу-
бины понимания войны и детская игра, и
взрослая одинаковы.
По поводу "вот раньше игры делали с ду-
шой, а теперь все с конвейера".
Неправильно сравнивать впечатления 10-
летнего мальчика и 30-летнего мужчины. Мы
были маленькими. Нам игры казались клас-
сными просто потому, что это ИГРЫ. А теперь
мы выросли. Вместе с нами выросли пробле-
мы/заботы/ответственность. Поэтому и игры
нам кажутся другими. Уже не такими. Я знаю
одного мальчика. Ему 12. Мы часто обсуждаем
игры и все что с ними связано. Он считает Мах
Payne 3 хорошей игрой и ему наплевать на сро-
ки выхода очередного Duke Nukem. Сейчас он
играет в Assassin's Creed, Battlefield и т.д. И я
сильно сомневаюсь, что через 15 лет он ска-
жет: "В мое время игры были без души. А вот
30 лет назад.
..." и вспомнит Dizzy. Нет. В его
детских воспоминаниях и ощущениях будет Ге-
ральд и Мастер Чиф. Эту мысль (про взросле-
ние) я не сам придумал. Я прочитал это по-мо-
ему в ВР. К сожалению, не помню где именно и
кто автор. Но спасибо ему.
Наверное, так и есть. Но вопрос, какие
именно из нынешних игр мальчик вспом-
нит через 15 лет? Займет ли нынешние хи-
ты первые места в его личном хит-параде
воспоминаний?
Про газету.
Читаю всегда с удовольствием. Вот только
жалко, что нет статей Славы Кунцевича. Может,
все-таки как-нибудь договоритесь с ним? :) Ну
хоть одну статью в номер. Еще из пожеланий.
Мне кажется было бы неплохо и ВР ввести ка-
кую-то научно — популярную рубрику. Писать
в ней о достижениях в разных сферах (та же ро-
бототехника или ИИ). Или статьи, посвященные
технологиям разработки игр. Ведь существуют
же огромные кластеры для сложных расчетов
метеоданных. Что-нибудь про супер — ком-
пьютеры. Даже про систему управления марсо-
ходами (ведь они там сами по себе ползают). В
"Компьютерной газете" был автор под псевдо-
нимом Кристофер. А теперь он как-то пропал. У
него очень интересные статьи, например про
ИИ, программирование, компьютерную графи-
ку и тщ. Вдруг вы его знаете. Все-таки недавно
в одном издательстве были.
Обычно авторы уходят осознанно, воз-
вращаются единицы. Научно-популярная
рубрика, возможно, прижилась бы (были
же рубрики “Креатив”, “Ликбез”). Но тут,
действительно, не обойтись без знающего
автора, готового постоянно писать на та-
кую непростую тему.
Спасибо всей редакции и авторам газеты
за их труд. Успехов и процветания.
И вам спасибо за интересное письмо.
В этой “Почте” мои комментарии мог-
ли бы быть в три раза объемнее, потому что
многое хочется еще сказать. Могло вообще
не быть комментариев, потому что письма
интересны сами по себе. Поэтому жду сле-
дующего месяца и продолжения дискуссии.
До встречи!
Дыдышко Артем aka Anuriel
П и с ь м а п у б л и к у ю т с я с с о х р а н е н и е м а в т о р с к о й
о р ф о гр а ф и и и п у н к т у а ц и и .
предыдущая страница 30 Виртуальные Радости 2013 01 читать онлайн следующая страница 32 Виртуальные Радости 2013 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст