NR
http://vrgames.by/
РЕТРОСПЕКТИВА
№ 1 (157), январь, 2013 год
23
чуть ли не мистические сложности в
процессе съемок. Так или иначе, но
первым оказался никому на тот момент
неизвестный Майкл Чимино со своей
трехчасовой драмой “Охотник на оле-
ней” (1978). Она привела общество в
настоящий шок, впервые сорвав маску
и обнажив хищный оскал бессмыслен-
ной кровавой бойни. Ее обескуражива-
ющая искренность и подлинный тра-
гизм стоит на фундаменте настоящей
драмы, которая разыгралась в процессе
съемок.
Однако косвенно всех опередил
Мартин
Скорсезе,
представивший
“Таксиста” с Робертом Де Ниро в глав-
ной роли еще в 1976 году. Хотя речь в
нем идет не о самом военном конфлик-
те, он, тем не менее, непосредственно с
этой темой пересекается. Сюжет рас-
сказывает о проблемах возвращения в
общество вьетнамского ветерана. По-
следовавшие
за
“Первой
кровью”
“Взвод” Стоуна и “Цельнометалличес-
кая оболочка” Кубрика и вовсе полно-
стью исчерпали эту тему.
Фильм начинается с путешествия
Джона по США. Куда бы ни ступала его
нога, нигде его не ждет радушный при-
ем, и даже семья боевого товарища не
испытывает к нему никаких чувств,
кроме желания забыть и вычеркнуть из
памяти все события и всех людей, кото-
рые напоминают о вчерашнем кошма-
ре. В конце концов, дорога приводит
уставшего ветерана в сонный одно-
этажный городок в штате Вашингтон.
Потрясающий кадр оператора Эндрю
Лазло выхватывает панораму местнос-
ти и небольшую вывеску населенного
пункта с ироничным названием “На-
дежда”. Может, именно здесь бывший
солдат, наконец, обретет покой и убе-
жище, но “Надежда” не принесет Рэм-
бо искомого.
В книге и фильме место расположе-
ния города не совпадает, разве что в на-
ходится он в обоих случаях на террито-
рии США. На самом деле населенный
пункт с таким названием действитель-
но существует и находится.
.. в Канаде,
в Британской Колумбии. Возможно,
это своеобразная дань уважения кор-
ням писателя, тем более провинция не-
отличима от аналогичных мест на севе-
ре Америки. Стоит он и по сей день, а
улицы поразительным образом так и не
изменили своему первоначальному ви-
ду. Теперь это излюбленное место ту-
ристов, о чем скромно намекает боль-
шой билборд в виде постера к фильму,
но с зияющей пустотой вместо лица
Рэмбо.
Режиссером картины является та-
лантливый,
но
малоизвестный
Тед
Котчефф, а соавтор сценария — сам
Сильвестр Сталлоне. В комментариях к
режиссерской версии он описывает
свое видение главного героя, как “оби-
женного на весь мир невоспитанного
ребенка, несправедливо обделенного
любовью своей страны”. Позже он про-
ведет аналогию между Рэмбо и Фран-
кенштейном, а полковника Траутмэна
сравнит с доктором, создавшим жуткое
существо.
Как уже отмечалось, фильм являет-
ся экранизацией книги, и, как это час-
то бывает, в повествование внесены
значительные изменения. Некоторые
сцены пересмотрены либо просто от-
сутствуют, сокращены диалоги, часть
сюжетных линий изменена и, в частно-
сти, переписана концовка. По большо-
му счету, это обычная работа по адапта-
ции книжного материала к большому
экрану.
Наибольшей проблемой является
удаление небольших фрагментов рома-
на, которые на первый взгляд не кажут-
ся принципиальными, но на деле явля-
ются стержнем мотивации различных
персонажей. Безусловно, точкой не-
возвращения для Джона явилось убий-
ство полицейского в участке, и именно
этим объясняется настоящая охота,
объявленная на него с самого начала. В
кабинете Тисла на столе можно заме-
тить награды, которые получены во
И
время войны в Корее, он сам бывший
солдат и именно это помогло избежать
ему гибели в книжном варианте. Также
этим объясняется личная неприязнь к
“зеленому берету”, чему в довершение
всего поспособствовало убийство ки-
нолога, близкого друга шерифа. Такие
моменты не захвачены оком камеры,
потому что вовсе отсутствовали в сце-
нарии, размывая тем самым смысл по-
ступков главных героев.
В первоначальном варианте хроно-
метраж фильма был почти в два раза
больше, но в последующем был сокра-
щен под нажимом Сталлоне. В резуль-
тате “Первая кровь” обрела свои при-
вычные 93 минуты повествования, был
доснят очень важный монолог Рэмбо в
конце фильма, полностью переделан
сам финал. В последовавшей через го-
ды режиссерской версии эта сцена вос-
становлена. Как бы там ни было, имен-
но First Blood впервые создал преце-
дент “классической” продолжительно1
т
Т *
сти экшен-фильмов равной полтора
часам.
Картина
не может похвастаться
слишком сложными и детально прора-
ботанными ролями, поэтому и не зама-
хивалась всерьез на “Оскар”. Однако
поражает просто сумасшедший интерес
к персоне Рэмбо. На этапе подготовки
к съемкам в качестве кандидатов на
роль рассматривалось практически все
голливудское “созвездие”: Роберт Де
Ниро, Джефф Бриджес, Крис Крис-
тофферсон, Джеймс Гарнер (настоя-
щий ветеран корейской войны), Боб
Нолти, Майкл Дуглас, Аль Пачино, Да-
стин Хоффман, Джон Траволта, Клинт
Иствуд и Стив МакКуин.
Это далеко не весь список, но глядя
на указанные имена невозможно отри-
цать, что сценарий воспринимался бо-
лее чем серьезно, а сама роль стала при-
чиной чуть ли не гладиаторских боев в
голливудской раздевалке. Как мы зна-
ем из истории, всех победил “Итальян-
ский жеребец”.
Л
Первоначальный бюджет картины
составлял довольно
демократичные
одиннадцать миллионов долларов и
возрос до семнадцати из-за незаплани-
рованного увеличения продолжитель-
ности съемочного процесса. Сталлоне
сам исполнял трюки в ходе работы над
фильмом и даже сломал себе 3 ребра во
время прыжка со скалы, поэтому, по
его словам, ему было “совсем несложно
изображать боль в этой сцене”. Несмо-
тря на очень холодную погоду, актер
часами снимался в одной майке, в том
числе и в воде, но так и не заболел.
После монтажа был проведен проб-
ный показ в Лас-Вегасе. Фильм был
благосклонно воспринят публикой, но
именно тогда Котчефф понял, что ори-
гинальную концовку ему не отстоять.
Такие “мелочи” уже ничего не меняли,
международные права на фильм выку-
пили через пять минут после показа,
это был триумф. Сборы превысили сто
двадцать пять миллионов долларов,
книга стала бестселлером, а Рэмбо —
первым героем целой эпохи экшенов,
где будут позже блистать Арни, Уиллис
и ВанДамм.
Averages 2.59 killings
per minute
Более четырехсот убийств будет со-
вершено в последующих фильмах о
приключениях Рэмбо. Этот впечатляю-
щий результат отражен ровным и кра-
сивым подчерком на почетном месте в
книге рекордов Гиннеса.
Если в США франшиза получила
известность благодаря вот таким занят-
ным урокам математики, то в СССР
выход частей совпал с началом видео-
бума на западное кино (чаше всего ка-
тегории В), что моментально их обес-
смертило, по пути вознеся до небес
первых переводчиков пиратской VHS-
продукшш Володарского и Гаврилова.
С тех пор Рэмбо станет кумиром всей
молодежи Советов.
“Рэмбо: Первая кровь 2” вышел на
экраны в 1985 году и со скоростью тор-
надо приобрел известность из-за за-
шкаливающего насилия. Бюджет вы-
рос до сорока четырех миллионов при
трехстах миллионах сборов по всему
миру. Действие на этот раз разворачи-
вается непосредственно во Вьетнаме,
куда Рэмбо направляют для выполне-
ния секретного задания.
“Рэмбо 3” — 1988 год. Заключи-
тельная часть классической трилогии.
Вновь возросший (до шестидесяти трех
миллионов) бюджет и уже более скром-
ные сборы в виде $190 млн. Популяр-
ность франшизы стала клониться к за-
кату, а в конкурентах появился достой-
ный соперник — “железный Арни”. На
этот раз на уроке занимательной гео-
графии мы отправимся в Афганистан,
где, помимо исследования местных до-
стопримечательностей, Рэмбо займет-
ся освобождением взятого в плен пол-
ковника Траутмэна. Именно того само-
го, который отвечал за подготовку, а
позже и руководил элитным отрядом,
куда входил Джон.
Прошло время, и настали совре-
менные нулевые. В “клубе 27” зажглись
еще 2 звездочки — Кобэйна и Вайнха-
ус, был совершен прыжок из страто-
сферы и решена “задача тысячелетия”.
Находясь все эти годы в тени и ничем
не выдавая своего незримого присут-
ствия, “Слай”, оказывается, лелеял ам-
бициозный плат
В ходе программы реабилитации
экшенов 80-ых Сталлоне проявил не-
ожиданную прыткость и создал не
только новый биологический подвид
боевика, что вылилось вот уже в две ча-
сти “Неудержимых” (в духовке третья),
но и реанимировал на этом тернистом
пути “Рокки” и “Рэмбо”. Акция сме-
лая, дерзкая и успешная.
“Рэмбо” (2008) — крайний фильм
во франшизе; последним, судя по свод-
кам с фронтов, назвать его не получит-
ся. На этот раз дорога приводит устав-
шего от войн солдата в сердце Таилан-
да, где он хочет, наконец, обрести по-
кой, но у судьбы на этот счет будут дру-
гие планы.
По всем параметрам это крепкий
боевик с взрывающимися головами,
отрывающимися ногами и руками. В
процессе просмотра у многих зрителей
может возникнуть общая мысль попро-
сить Рэмбо не стрелять по людям, пус-
кай и нехорошим, из Browning М2
cal.50, предназначенного на самом деле
для поражения бронированной техни-
ки и подавления сильно защищенных
огневых точек, но его по-прежнему пе-
чальный взгляд с пугающими маниа-
кальными проблесками наверняка их
остановит.
В итоге нас ожидает новый рекорд
(двести тридцать шесть тушек) и прият-
ные $113 млн. в кармане Lionsgate and
Со. Еще одним знаковым событием
станет то, что впервые в фильмографии
“Рэмбо” Сталлоне не только уничто-
жал врагов самыми изощренными спо-
собами, но и умудрялся параллельно
сидеть в кресле режиссера, снимая
фильм по своему сценарию.
As Time Goes By
Уже буквально со второй части все
нравственные вопросы, поднятые First
Blood, будут емьггы потоками бутафор-
ской крови. Переломным моментом
станет коммерцизация и последовав-
ший следом конфуз: теперь уже Дэвид
Моррелл писал свои романы по моти-
вам фильмов, которые получили свою
жизнь благодаря книге. Круг замкнулся
и родился новый продукт популярной
культуры.
Андрей Иванов
предыдущая страница 22 Виртуальные Радости 2013 01 читать онлайн следующая страница 24 Виртуальные Радости 2013 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст