N R
http://vrgames.by/
ОБЗОР
ш ш
№ 11(155), ноябрь, 2012 год
7
ХСОМ:
Enemy
Unknown
Есть контакт!
Жанр:
тактическая пошаговая стратегия,
экономическая стратегия
Платформы:
PC, Xbox 360, PlayStation З
Разработчик:
Firaxis Games
Издатель:
2K Games
Издатель в СНГ:
1С-СофтКлаб
Похожие игры:
серия Х-СОМ, Incubation: Time Is
Running O ut серия Jagged Alliance
Мультиплеер:
Интернет
Рекомендуемые системные требования:
про-
цессор уровня Intel Core 2 Duo с тактовой часто-
той 2 / ГГц; 4 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA
GeForce 9800GT с 512 Мб ОЗУ; 20 Гб свободного
места на жестком диске; интернет-соединение
Возрастной рейтинг ESRB:
Mature (17+)
Официальный сайт игры:
http://www.xcom.com /enem vunknown /
По правилам хорошего тона, рецензии
на игры вроде ХСОМ. Enemy Unknown
должны начинаться с занимательного экс-
курса в историю и подробного пояснения,
почему же оригинал такой уникальный и
замечательный, и почему каждый должен в
него обязательно поиграть (хотя это вроде
как и так все понимают). Мы сейчас не бу-
дем говорить о том, как так получилось, что
крупный издатель в здравом рассудке ре-
шил выпустить в 2012 году тактическую по-
шаговую стратегию, корни которой уходят
в дико хардкорную PC-игру из девяностых.
Тут дело в другом: команде Сида Мейера,
которая, в принципе, делает одни из самых
лучших стратегий в этом мире, удалось до-
стичь невозможного. Идеологически но-
вый ХСОМ не сильно отличается от своего
прародителя 1994 года: тут действуют такие
же правила и установки, что и 18 лет назад.
Зато теперь защищать Землю от инопланет-
ной угрозы могут не только гики, получаю-
щие специфическое удовольствие, когда
выстраивают скрупулезную схему действий
под названием “чтоб ни одно очко не про-
пало даром!”, но и вполне адекватные лю-
ди, искренне любящие хорошие игры.
Поэтому если вы считали turn-bas~d-
тактики очень скучным и непонятным за-
нятием, то можете смело отбросить эти
мысли — новый ХСОМ элегантно сочетает
в себе простоту освоения и необычайное
внимание к деталям. Разобраться в меха-
нике можно примерно за час, что для так-
тических стратегий почти уникальный слу-
чай, а комфортно играть получится и на
геймпаде. Однако, при всей своей друже-
любности, игра обладает многими качест-
вами, не свойственными современным
блокбастерам. К примеру, здесь ни в коем
случае нельзя халатно относиться к любым
своим действиям, будь то перебежка к ук-
рытию или апгрейд базы. Потому что каж-
дое ваше необдуманное решение может не
самым лучшим образом аукнуться через
некоторое время игры.
Комнатная температура
События ХСОМ: Enemy Unknown раз-
ворачиваются в ближайшем будущем, в
2015 году, когда появилась прямая угроза
со стороны инопланетной цивилизации.
По всему миру начинают пропадать люди,
в небе BCv чаще появляются странные лета-
ющие объекты, но это совсем не значит,
что дни существования планеты сочтены.
Правительства всех стран мира создают
особое
подразделение
специально для
борьбы с инопланетными захватчиками. В
него входят лучшие ученые, инженеры и
солдаты со всего мира, в недрах секретной
базы проводятся эксперименты и соверша-
ются открытия, которые значительно дви-
гают науку вперед, хотя, что там говорить,
в итоге все равно получается оружие.
Впрочем, сюжет в ХСОМ особо не ва-
жен, а весь этот пафос про спасение плане-
ты — так, для галочки. Первостепенное зна-
чение имеет геймплей, который состоит из
двух равных компонентов: глобальной стра-
тегии и пошаговой тактики. Причем каж-
дый из них достаточно проработан, чтобы
затянуть
6
головой на пару недель. В первом
случае мы обустраиваем базу, препарируем
чужих, исследуем внеземные технологии,
создаем прототипы лазерного оружия и вся-
чески стараемся, чтобы население планеты
не паниковало, когда их родственников ута-
скивают инопланетяне. А уже непосред-
ственно на поле боя, в пошаговом режиме,
расщепляем пришельцев на атомы новень-
ким экспериментальным оружием.
Авторам удалось воссоздать тот самый
дух неопределенности, когда Скайрейн-
джер приземлялся на незнакомой террито-
рии, и из него выбегали закованные в бро-
ню пехотинцы, в надежде лоб в лоб столк-
нуться с врагом, но того скрывал “туман
войны”, и не было понятно, откуда ждать
удар. Здесь примерно то же самое: сразу
после начала миссии бойцы осторожно пе-
ребегают от укрытия к укрытию, пока иг-
рок просчитывает в уме возможные вари-
анты развития событий. Появятся ли про-
тивники из-за того нагромождения ящи-
ков? Или они засели где-нибудь рядом с
горящей цистерной? Или вообще при-
шельцы облюбовали крышу вон того скла-
да? И все это делается лишь для того, что-
бы через секунду из-за угла появилась па-
рочка мутонов, и вы, отводя единственно-
го снайпера в команде в безопасное место,
наткнулись на группу сектоидов, оставив
солдата абсолютно беззащитным. Элемент
неожиданности — один из главных состав-
ляющих элементов оригинального Х-СОМ
— бережно перенесен Битов в ремейк.
Компактное размещение
Удивительно, но, несмотря на нетороп-
ливый, по сути, жанр, в игре постоянно
что-то происходит. В Германии и США
инопланетяне похищают людей, Африка
требует продажу трофейных деталей ко-
рабля чужих, над Россией замечен НЛО, а
Индия и Австралия отказываются финан-
сировать программу по защите планеты от
угрозы из космоса — и все это укладывает-
ся в какие-то десять минут геймплея. Толь-
ко мы успели перевооружил истребители
и создать новую броню для солдат, как уже
в следующую секунду оказываемся на поле
боя под огнем пришельцев. ХСОМ создает
какое-то умопомрачительное количество
неожиданных ситуаций, постоянно ставя
игрока в затруднительное положение. Ни-
когда не знаешь наверняка, что важнее в
конкретный момент: потратиться на спут-
ник, чтобы отслеживать перемещения вра-
жеских летательных аппаратов, или по-
строить новую лабораторию, укомплекто-
вать десантную команду дорогим обмунди-
рованием или инвестировать в производ-
ство мощных пушек для авиации.
При этом все решения имеют послед-
ствия, которые могут дать о себе знать как
через пять минут, так и через час. Напри-
мер, своевременно не отправили в азиат-
ский регион несколько истребителей? На
Китай и Японию нападут инопланетяне,
паника в этих странах достиг нет критичес-
кой отметки, и правительства решат выйти
из Совета. А ведь всего этого можно избе-
жать, если не заниматься опрометчивым
строительством электростанции, а просто
купить два перехватчика.
Очень часто игра сама подкидывает си-
туации, где нужно сделать выбор. Как пра-
вило, враги одновременно нападают на три
случайные страны, и поскольку в нашем
распоряжении только одна база, а следова-
тельно, и один Скайрейнджер (что очень
грустно), то и отправиться можно лишь на
одно задание. В тех районах, которые мы
систематически игнорируем, со временем
повышается уровень беспокойства населе-
ния, что не предвещает ровным счетом ни-
чего хорошего.
Пошаговая инструкция
Вместе с тем, новый ХСОМ более дру-
желюбен к игроку, чем оригинал. В боль-
шей степени это проявляется в режиме по-
шаговых боев. Теперь максимальное коли-
чество наемников в группе составляет шесть
человек, что сразу же повышает значимость
каждого из них и в то же время сильно упро-
щает координацию действий: уже не прихо-
дится тратить уйму времени, чтобы просто
переместить весь отряд в нужное место.
Плюс отпала необходимость обращать вни-
мание на каждый чих своих подчиненных:
ход делится на две фазы, и за это время мож-
но, скажем, спокойно подбежать к укрытию
и выстрелить по противнику. И это нис-
колько не подрывает основ оригинального
геймплея: просто если раньше для выстрела
бойцу требовалось подойти к углу какого-
нибудь здания, повернуться в сторону врага,
присесть и выбрать лип стрельбы, то сейчас
большая часть этих нудных действий проис-
ходит автоматически.
Однако при всем своем лоске ХСОМ
особо не церемонится с игроком: если ва-
ши опытные бойцы получили тяжелые ра-
нения на задании, то в случае внезапного
нападения отстаивать интересы Земли
придется зеленым новобранцам, для кото-
рых это будет первый — а для многих по-
следний, — бой в жизни. Поэтому бывалые
вояки тут ценятся на вес золота, тем более
что каждый солдат, принимая участие в
операциях, получает опыт и растет в уров-
нях. Firaxis придумала простенькую роле-
вую систему, разделив всех наемников на
четыре класса: снайпер, штурмовик, тяже-
лый пехотинец и боец поддержки. Каждый
из них обладает своими собственными на-
выками и вооружением.
Разумеется, в рамках одной рецензии
очень сложно описать все мелочи, которые
превращают ХСОМ: Enemy Unknown в
важную игру. Мы часто говорим, что поша-
говые стратегии — это только “для своих”,
что люди со стороны вообще не поймут, что
там происходит и куда именно нужно смот-
реть. Обычно тот, кто увидел интерфейс
среднестатистического проекта жанра, пе-
реживает шок и выключает игру, больше
никогда не возвращаясь к подобному ме-
дияцоодукту. С новым ХСОМ все по-друго-
му: это стратегия, в которой комфортно се-
бя чувствовать могут любые игроки, незави-
симо от возраста, интересов и вероиспове-
дания. А еще это тог самый случай, когда
можно раз и навсегда прояснить ситуацию:
нравятся ли вам tum-based-такгики или нет.
Обзор написан по PC-версии игры
Александр Михно
Ч |
*
' Ц у
-,
Я
1
• І -
2 4
ГГ" v
» V
^ -
V * У*
п
Как и в оригинале, вы будете
знать всех своих солдат поимен-
но. А смерть одного из них —
это настоящая драма.
V
*
V
й
щ
т ,
/
СЕРЖ. WILLEMS
ЗгвС
М-Р SlïW£ R
ІржсйДі црютм
Мсдаад»'
Іякі tm u
Разрушае-
мые
декора-
ции позволяют
при
помощи
всего
одного
солдата и од-
ного выстрела
из гранатомета
уничтожить
группу
при-
шельцев, про-
сто саданув из
базуки в стену.
HI
FCKNANH
■ РАДОСТИ:_______________
Глубокий и* ровой процесс
На высоком уровне сложности иг-
ра все так же хардкорна
Приятная графика
■ ГАДОСТИ:_______________
В нашем распоряжении всего од-
на база
Технические огрехи
■ ВЫ ВОД:_________________
Замечательный ремейк отличной
игры, в котором не просто растя-
нуты текстуры и добавлена аб-
бревиатура "HD" в название. Это
скорее грамотное творческое пе-
реосмысление
классики.
Прям
Black Mesa от мира пошаговых
стратегий. Только лучше.
Ц О Ц ЕН КА:________________
9.0
предыдущая страница 6 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн следующая страница 8 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст