РЕТРОСПЕКТИВА
№11 (155), ноябрь, 2012 год
23
ч я
http://vrgames.by/
м м в в а в а м
шшшшшшшшшт
Далее плывя по волнам роскошного
саундтрека, можно насладиться Suzie Q
Дэйла
Хоукинса
в
исполнении
Flash
Cadillac, в известной сцене с выступлени-
ем плэйбоевских “плэймэйтс”.
Песня
очень популярная, но истинную славу она
обрела скорее в исполнении классиков
американского рока Creedence Clearwater
Revival. Дрейфуя по уже почти успокоив-
шейся глади этого саундтрека, мы обяза-
тельно уткнемся в еще один неожиданный
козырь в рукаве
в лице The
Rolling
Stones — (I Can’t Get N o) Satisfaction. Этой
взрывной песней летней легкомысленно-
сти начинается путешествие Уилларда на
катере вверх по течению, и беззаботно
танцующий на носу лодки в утренних сол-
нечных лучах Тайрон — едва ли не един-
ственных светлый момент всего фильма.
О значимости песни говорит хотя бы тот
факт, что она стала сверхуспешным синг-
лом и на данный момент занимает второе
место после дилановской Like a Rolling
Stone в топе лучших песен всех времен
журнала Rolling Stone (жизнь полна совпа-
дений). Вспомним не такую уж давнюю
Call o f Duty: Black Ops и одну из ее лучших
миссий с атакой на десантных катерах.
В это время играет The Rolling Stones —
Sympathy for the Devil; кстати, песня, на-
писанная под впечатлением “Мастера
и Маргариты”. Видимо, не стоит говорить
о, скажем так, творческом заимствовании
и прямом цитировании понятно какого
фильма. На самом деле едва ли это гово-
рит о чем-то другом, кроме того влияния,
которое оказывала и продолжает оказы-
вать эпопея Копполы.
“Это как убивать
бабочек”
Фрэнсис Форд Коппола
Обязательным условием культовости
любого поп-культурного продукта являет-
ся его жизнь вне контекста самого себя:
альбомы “роллингов” обрастали история-
ми наркотических оргий в загородных
особняках,
служивших
раньше
штаб-
квартарами тайной полиции времен Тре-
тьего рейха, участники “цепеллинов” про-
давали свои души на перекрестке в обмен
на таланты и связывали себя и музыку уза-
ми черной магии. Список этот бесконечен
и,
естественно,
не
обходит стороной
и фильмы. Порой вокруг них могут воз-
никнуть такие неприступные бастионы
слухов, сплетен, недомолвок, откровений,
скандалов и смертей, что просто теряется
все то, из-за чего и начал катиться, разрас-
таясь, этот ком.
“Апокалипсис” снимался приблизи-
тельно в период с 1976 по 1978 годы. В это
время существовал “молчаливый” запрет
на фильмы вьетнамской тематики, раны
великой страны, потерпевшей бесславное
поражение, еще не затянулись. Однако
Коппола приобрел настолько крепкий ав-
торитет после двух сверхуспешных “Кре-
стных отцов”, что добиться необходимых
разрешений не составило большого труда.
Снимать по первоначальной идее должны
были в самом Вьетнаме, но позже вынуж-
дены были отказаться от этой страны
в пользу Филиппин. Выбор был не случа-
ен: флора, фауна, климат и погодные ус-
ловия были почти неотличимы, а ситуа-
ция с безопасностью на тот момент была
гораздо лучше. Даже Джордж Лукас, пла-
нируя “Звездные войны”, рассматривал
эту страну как идеальный вариант для съе-
мок, уже гораздо позже увидев, с какими
нечеловеческими сложностями пришлось
столкнуться Копполе, от этой идеи отка-
зался.
“Апокалипсис” называют последним
большим независимым фильмом Голли-
вуда, хотя первоначально финансирова-
ние проекта все же предусматривалось.
Собственно, сама студия была основана
режиссером для поддержки молодых да-
рований и имела контракты с крупными
акулами кинобизнеса, но даже несмотря
на его непоколебимый авторитет, к затее
снять такой масштабный (по идее и разма-
ху) фильм все относились с большим
скептицизмом и предрекали финансовый
крах режиссеру-мечтателю. Тем не менее,
бюджет в 3 миллиона долларов и распи-
санные три месяца съемок все-таки были
предусмотрены. С самого старта начались
большие трудности в налаживании необ-
ходимой инфраструктуры и связей среди
местных киностудий, проблемы с постав-
ками необходимого вооружения, пробле-
мы с актерами, сложное™ с погодой и, на-
конец, самим режиссером.
Коппола даже не мог предположить,
что в итоге бюджет вырастет до невозмож-
ных 27 миллионов долларов (больше вось-
мидесята на сегодня), а съемки растянут-
ся почта на полтора года. Все деньги шли
из его собственного кармана, тысячи
и тысячи долларов отправлялись на ежед-
невные
зарплаты
военным
статастам
и пилотам, а работа не двигалась с места.
В итоге из богатого любимца Голливуда,
которому дарили лимузины Mercedes про-
сто в кач< стве поощрительных подарков,
он за считаные месяцы превратился в бан-
крота. Последние деньш поглотила гро-
мадная кровожадная пасть тайфуна, вне-
запно развиравшегося и уничтожившего
большую часть декораций. Именно этот
катаклизм часто фигурирует в качестве до-
казательства злого рока, следующего за
фильмом, однако местные жители с этим
категорически не согласны. Они утвер-
ждают, и можно ли с ними спорить, что
если сидеть в таком месте больше года, то
тайфуна обязательно дождешься, и ника-
кого умысла в этом нет. В любом случае
фильм все-таки был закончен и вышел на
большие экраны в 1979 году с премьерным
показом в Каннах, где сорвал бурные ова-
ции и неожиданно обратился большим ус-
пехом. Спустя годы в 1991 году жена Коп-
полы Элеанор, все время присутствующая
с ним на сьемках, снимет документальный
фильм о безумии в джунглях под названи-
ем: “Сердце тьмы — Апокалипсис для ре-
жиссера”. Еще через десять лет выйдет до-
полненная версия картины с восстанов-
ленными 49 минутами вырезанного мате-
риала, в результате чего она приобретет
еще
несколько
рассматриваемых
тем
и еще большую глубину.
Самой мрачной страницей в бесконеч-
ных легендах, роящихся вокруг фильма,
бесспорно, является тема “запаха смер-
ти”. Навязчивой идеей Копполы стало за-
ставить плоскую картину источать тяже-
лый трупный смрад войны. Причем он на-
меревался достигнуть этой цели любой
ценой, часто переступая все возможные
границы.
Животные снимались в своих
сценах без каких-либо “дублеров” или
“каскадеров”, и очень немногие смогли их
пережить. Для достоверной имитации вы-
стрелов использовались не только реаль-
ные боеприпасы, но и настоящие коровы
для точной физики взаимодействия пули
и тела и, соответственно, большего реа-
лизма. Повешенные на входе в храм трупы
вынуждены были снимать сразу после
окончания работы из-за невыносимого
запаха, источаемого мертвыми тушами,
ведь они не были искусственными. Сей-
час это выглядит просто сюрреальным,
но в контексте уже не раз упомянутого об-
щего безумия едва ли могло бьггь по-дру-
гому. Апогеем жестокости стала сцена
с ритуальным жертвоприношением буй-
вола — естественно, он тоже был настоя-
щим и смирно дожидался своей очереди,
чтобы выйти и блистать в своей первой
и последней роли. Учитывая, что сцена-
рий часто переписывался, а сам съемоч-
ный процесс шел на ощупь, постоянно из-
меняясь и выливаясь в сюжеты, которые
не были вообще предусмотрены, Коппола
сам не знал, чем закончится его фильм.
Более того, не просто не знал, но и долгое
время не мог ничего придумать, выход из
ситуации подсказала его жена Элеанор,
которая наблюдала однажды такое жерт-
воприношение в одной из близлежащих
деревень. После всего этого едва ли удиви-
тельна репутация фильма, как изменив-
шего жизнь всех, кто принимал в нем уча-
стие, в том числе и трагично.
В “Апокалипсисе” снималось огром-
ное количество известных актеров и тех,
кого настигнут греющие лучи славы не-
мно
1
о позже. В это трудно поверить, но да-
же сам Став МакКуин или Аль Пачино
в разное время рассматривались как кан-
дидаты на роль Уилларда. Харви Кейтель
был заменен Мартаном Ши ном уже после
нескольких недель активных съемок. Мар-
тин в погоне за своим экранным образом
стал умышленно вгонять себя в тяжелую
затяжную депрессию и так же тяжело на-
качиваться “Мартелем”, что вылилось
в изумительно сложную, пугающую карти-
ну самоуничтожения Уилларда в отеле.
Кто знает, что стало причиной гениально-
сти этой сцены: огромный талант Шина
как актера, или хорошая операторская ра-
бота, захватившая его в настоящем пьяном
отчаянии и беспамятстве. Одно можно
сказать точно: Шин заплатил, как и мно-
m w a
гае другие, большую цену за свое бессмер-
тие на экране, получив в расцвете всевоз-
можных сил сердечный приступ, едва не
утащивший его в лучший из миров.
Он прилетел на Филиппины со своим
сыном, и все эти долгае месяцы работы
они жили вместе на островах. Может, Чар-
ли Шин, снявшийся через некоторое вре-
мя в еще одном звездном военном фильме
Platoon, а позже приобретший славу одно-
го из главных комиков Голливуда (и еще
большую славу дебошира и пьяницы), со-
брал свою часть урожая безумия именно
в этих бескрайних, опутывающих джунг-
лях. С тех пор он самый большой фанат
“Апокалипсиса” по эту сторону галактики
и может спокойно цитировать этот фильм
целыми
кусками,
причем
буквально.
По его собственным словам, он пересмот-
рел его не меньше 150 раз.
Самой мрачной страницей
в бесконечных легендах,
роящихся вокруг фильма
является тема “запаха
смерти”. Навязчивой идеей
Копполы стало заставить
плоскую картину источать
тяжелый трупный смрад
войны. Он намеревался
достигнуть этой цели любой
ценой, часто переступая
все возможные границы.
Другой большой звездой фильма вы-
ступает Марлон Брандо в роли того самого
полковника Вальтера Курца. Как бы хоро-
ши ни были все остальные, но сравниться
с его игрой просто не способны. Все луч-
шие моменты фильма связаны и завязаны
именно на нем. Словно гагантский маги-
ческий магнит, он тянет и отталкивает од-
новременно, и забьггь остаться беспри-
страстным к его фигуре просто не возмож-
но. Однако Копполу ждало поначалу боль-
шое разочарование: ранее не замеченный
в подобных грехах 1 рандо вел себя как ма-
ленький ребенок. Он категорически отка-
зывался читать не только книгу Конрада,
но и сценарий, отказывался учить свои
реплики, отказывался худеть (режиссер
хотел придать этому персонажу болезнен-
ный вид), постоянно прилетал на сьемки
с большим опозданием и, по сути, был не-
управляем. Фактически, пришлось \ брать
почта все эпизоды, где актер юлжен был
появляться при дневном освещении и по-
лагаться лишь на его импровизации. Все
это обратилось, возможно, пиковой ролью
Брандо, его монологи будоражат умы
и растаскиваются на цитаты до сих пор.
Что эго, как не невидимый перст судьбы,
действующий
по
законам,
известным
только ему одному. А ведь был еще и одер-
жимый своей ролью Деннис Хоппер, кото-
рый, выступая частью все того же общего
безумия, решил, что должен оставаться
в своей одежде до конца съемок, и жил все
время в лодке, куда его предусмотрительно
выселили соседи по номеру. Был Роберт
Дювалль и его генерал-лейтенант Билл
Килгор с любовью к серфингу под кин-
жальным минометаым огнем и запахам
победы и напалма. Нет конца у этих исто-
рий и этих персонажей, со стоящими за
ними живыми и, увы, ушедшими от нас
людьми.
“The Horror.
.. The Horror.
..”
Мог ли мечтатель предвидеть такой ис-
ход, мог ли он предвидеть оглушительный
успех картины на Каннском фестивале
и в мировом прокате? — едва ли. В доку-
ментальном фильме, снятым женой Коп-
полы, навеки остались слова о своем самом
большом кошмаре: “Мой самый большой
страх — снять плохой, пафосный фильм на
такую важную тему. Тем не менее, тчиенно
это я и делаю.
.. в глубине души я уверен,
что зга; фильм не получится хорошим”.
Назло всему, даже самому себе, он снял хо-
роший фильм, и та стойкость и бесстрашие
с огромной преступной долей авантюриз-
ма, смелости и презрения к неудаче сыгра-
ла в этом важную роль, самую важную.
Браво отчаянным смельчакам!
Андрей Иванов
предыдущая страница 22 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн следующая страница 24 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст