№ 11 (155), ноябрь, 2012 год
РЕТРОСПЕКТИВА
22
http://vrgames.bv
"Мой фильм не о Вьетнаме.
Он сам и есть Вьетнам"
Коппола на пресс-конференции
на Каннском фестивале, 1979
Фотография
Я смотрю на большую панорамную
фотографию. На зацнем фоне лишь вы-
цветшая голубизна горизонта и безликая
полоса тропических джунглей, лес уже не
зеленый, словно краска, предназначенная
для небес, разводами стекает и выбеливает
привычный цвет крон. Картина настолько
искусственная и неестественная, что ка-
жется фотографией внутри фотографии,
и невозможно поверить, что она способна
обрести объем. В правом верхнем углу на
земле стоит легендарная “ленивая соба-
ка”, и ее лопасти, словно усы гигантского
сома, безвольно свисают по сторонам.
На переднем плане на специальной плат-
форме с установленной на штативе каме-
рой сидит, ссутулившись, довольно туч-
ный мужчина средних лет. На нем нелепая
зеленая панама, свободная светлая майка,
бывшие некогда белоснежными “ливай-
сы” и коричневые ботинки на высокой
подошве. Он внимательно и увлеченно
смотрит в окуляр камеры, одной рукой
прижав защитный материал на бобинах
с пленкой, второй — управляя камерой
специальным рычагом. Маэстро за рабо-
той.
Есть на этом изображении еще пара
действующих лиц, и именно они на самом
деле й привлекают внимание — это моло-
дые филиппинцы, идущие от вертолета
вдоль берега. Абсолютно точно они не по-
падают в объектив камеры, абсолютно
точно они вне поля зрения ее всевидяще-
го ока, так почему же на их лицах изнурен-
ное, уставшее выражение, как будто бута-
форская война, не имеющая к Филиппи-
нам никакого отношения, разыгрывается
на самом деле?
Если в Голливуде и в ходу брошюры
о том, как стать богатым, знаменитым
и культовым режиссером, то состоят они
только из двух пунктов: снять добротный
“гангстерский” фильм и снять добротный
“военный” фильм. Коппола не только ра-
зумно следовал этим справедливым нака-
зам, но, вполне вероятно, и создал их.
Ураган-Коппола пронесся не только по
лощеным улицам Голливуда, он оставил
неизгладимый след в истории целого госу-
дарства. Соглашение о предоставлении
военной техники (и вообще всего) подпи-
сывалось напрямую с президентом Фер-
динандом Маркосом, была задействована
вся авиация и значительная часть войск,
которые имели право отвлекать исключи-
тельно на подавление коммунистического
восстания. Внушительная часть населе-
ния так или иначе была вовлечена в съе-
мочный процесс. Все это выражалось
в необходимости всегда говорить “да”
и моментально выполнять любые указа-
ния режиссера, даже самые нелепые.
Вполне может быть, что постепенно мучи-
тельно сходя с ума в джунглях, Коппола
обрел свое царство безумия и где-то в про-
цессе переродился в Курца. Власть его бы-
ла поистине безграничной, а влияние —
беспрецедентным, в том числе и на чело-
веческие судьбы. А ведь движимый жгу-
чим чувством тщеславия авантюрист не
просто взялся за амбициозный проект, не-
жизнеспособный еще на этапе подготов-
ки, он решил убить и второго желанного
зайца:
экранизировать
непривыкшую
к такому дерзкому обращению книгу
Джозефа Конрада — “Сердце тьмы”.
Сегодня Apocalypse Now — лучший
фильм о войне и один из лучших фильмов
вообще, обязательный участник любых
топов кинокартин самых разнообразных
сайтов и телевизионных каналов. Фильм,
к которому в полной мере относятся изби-
тые клише культовости, эпохальности,
этапности
и
культурной
значимости.
Фильм, обладающий душой и роком, сле-
дующим десятилетиями за его создателя-
ми. Фильм, который не заканчивается ти-
трами и абсолютно не подвержен време-
ни. Все было далеко не так очевидно в на-
чале этого долгого пути.
“I wanted a mission.
And for my sins,
they gave me one”
Сюжет в сухом остатке абсолютно не-
замысловат. Речь идет о капитане Бенджа-
мине Уилларде, человеке, сломленным
В
-
y
I
4
#
* . ^ 9
« j / j H F
* ж
*
b '«Jh . ,1e-. Д И к .-^Дг
Апокалипсис
войной, с разрушенным прошлым, без бу-
дущего и без настоящего, без целей, взгля-
дов и стрем, юннй — просто потное тело
в душном номере отеля в центре Сайгона.
Время замерло, вентилятор на потолке
грезится пропеллером вертолета, шум на
улице — звуками войны, а пустые бутылки
с коньяком всегда хищно полупустые.
Иногда Уиллард вырывается из оков пья-
ного угара, но только для осознания того,
что он все еще в плену своей маленькой
и одновременно безграничной клетки.
Вот в таком состоянии капитана находит
Его
Судьбоносное
Задание.
Уиллард
в срочном порядке прибывает на бри-
финг, ему предстоит “убрать с командной
должности”
полковника вооруженных
сил США. На встрече, которая плавно пе-
реходит в обед, присутствуют генерал,
полковник и человек в штатском без зна-
ков различия вовсе. Важность и щепе-
тильность разговора очевидна. Офицер
блистательной карьеры и послужного
списка абсолютно бесспорно сошел с ума
и создал в бескрайних джунглях Камбо-
джи царство страдания и насилия, а его
методы, исходя из правил ведения войны
войсками США, “стали неприемлемы-
ми”. Капитану предлагается в условиях
абсолютной секретности продвинуться
вверх по реке к границе Камбоджи, ис-
пользуя легкий и маневренный катер мор-
ской пехоты, и выяснить точное местопо-
ложение
разыскиваемого
полковника
Вальтера Курца.
Действовать нужно за линией фронта,
без прикрытия, с полным запретом обсуж-
дения целей своей миссии с кем-либо.
В случае удачного достижения первой ча-
сти задания, необходимо установить кон-
такт и войти в доверие, после чего выпол-
нить основную задачу. Всем в комнате, где
проводится брифинг, кристально ясно,
что это — чистое самоубийство, в воздухе
удушающая духота и пронзительная ти-
шина. Согласился бы Уиллард на эту
авантюру, если бы у него был выбор — ве-
роятно, да, потому что выбор стал той ил-
люзией, которой он не обладал в любом
случае. С этого момента начинается его
путешествие в сердце тьмы. Безусловно,
Уиллард достигнет королевства Курца,
только к тому времени будет далеко не так
уверен в правильности и смысле этого
убийства. Был ли полковник просто обе-
зумевшим психопатом и дезертиром, или
просто остался честен с самим собой на
войне, со слишком озлобленной душой,
чтобы понимать ценность жизни, слиш-
ком проницательным и чувствующим,
чтобы как орудие убийства приводить
в исполнение дьявольские приказы воен-
ной машины — это вопрос, на который
должен ответить каждый самостоятельно.
Однако имеет ли дееспособность Курца
хоть какое-нибудь значение, кроме чисто
медицинского? Ведь этот фильм — мета-
фора путешествия внутрь самого себя,
круг за кругом, в свое сердце тьмы, спуск
к самым низменным желаниям и страхам
жизни и смерти, обнажение животной
сущности и бесстрашная борьба личности
с врожденным сумасшествием человека.
А может, это новая “Космическая Одис-
сея”, но на сей раз обращенная пытливым
оком не на звезды и бескрайние дали Все-
ленной, а на нашу Землю, в недосягаемые
увядшие чертоги людских душ?
Музыкальная пауза
Вполне
возможно,
что
саундтрек
“Апокалипсиса” не так эклектичен и бес-
конечен, каковым он является в фильмах
Тарантино или братьев Коэн, но одно не-
сомненно: среди массы действительно вы-
дающихся актеров, принимавших участие
в съемках этого фильма, есть еще один ак-
тер, есть еще одна роль, и ее блистательно
исполнила музыка. Многие картины мо-
гут похвастаться хорошим вкусом в подбо-
ре музыкального сопровождения, но едва
они обладают ставшими такими культо-
выми эпизодами, завязанными на музыке,
как, например, атака на вьетнамскую де-
ревню вертолетным клином под Richard
Wagner — Die Walküre. Можно смело на-
зывать эту сцену знаковой и повлиявшей
не только на кинематограф, но и на инду-
стрию игр, в целом. Скажем, Battlefield:
Vietnam, который был создан, безусловно,
талантливыми людьми тонкого поп-куль-
турного вкуса, очень щедро черпает вдох-
новение из многих классических военных
фильмов, и рассматриваемый сегодня —
вовсе не исключение.
Среди массы
действительно
выдающихся актеров,
принимавших участие
в съемках этого фильма,
есть еще один актер,
есть еще одна роль,
и ее блистательно
исполнила музыка.
Отныне и навсегда любой чернокожий
солдат американской армии — эго либо
малыш Джуниор из “Взвода” или старина
Тайрон (Laurence Fishbume) в обязатель-
ных '‘рэй-бэнах” из “Апокалипсиса”. Не-
которые
карты
Battlefield
специально
скроены и взращены именно для повторе-
ния этой легендарной “музыкальной” ата-
ки. Однако самой главной песней фильма
является все-таки The Doors — The End.
Она открывает фильм, и ей принадлежит
право опустить занавес. “This is the end/
beaunlli) friend/ This is the end/ My only
Friend, the end” — такими строчками начи-
нается напалмовая бомбардировка, сменя-
ющаяся планом номера отеля, где нахо-
дится Уиллард. Она сразу лишает всех на-
прасных иллюзий: не будет “хэппи-энда”,
не будет чудес и спасения. Песня сложной
судьбы, которая задумывалась как обыч-
ная баллада “разбитого сердца”, но в про-
цессе записи мутировала в изощренный
крик души. Из-за нее у группы были боль-
шие проблемы с гастролями и выступле-
ниями, а критики приняли ее в штыки,
но в ней был весь Моррисон, и ей суждено
было стать одной из самых великих компо-
зиций великих 60-ых. Необходимо отме-
тить, что на одноименном дебютном аль-
боме The Doors эта песня все-таки измене-
на в финальной эдиповой части, и “Апо-
калипсис” — тот редкий случай, когда
можно
насладиться
полной
версией
The End. Знайте одно, если в финальной
сцене фильма вам слышится постоянно
повторяющееся в каком-то немыслимом
экстазе “f**k you”, так оно и есть.
предыдущая страница 21 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн следующая страница 23 Виртуальные Радости 2012 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст