http://vrgam es.by/
БЕСТИАРИЙ
№ 9 (1 5 3 ), сентябрь, 2012 го д
Игровые мутанты появляются
на свет благодаря усилиям безум-
но хохочущих ученых, благодаря
уникальным особенностям сет-
тинга или в обусловленных сцена-
ристами экстремальных условиях.
Но чаще всего хомо сапиенс, фло-
ра и фауна принимают причудли-
вый вид и получают всяческие па-
костные способности в результате
войны. Когда обезумевшие пред-
ставители разных наций обмени-
ваются
ядерными
оплеухами,
вскоре наступает их время, время
мутантов. Конечно же, на ум сразу
приходит венценосная, воспетая
скальдами и награжденная вождя-
ми серия Fallout во всех инкарна-
циях. На радиоактивных руинах
цивилизации можно повстречать
такое разнообразие мутантов, что
если представителей всех видов
рассадить по клеткам с надписями
«Кормить на свой страх и риск», то
получится парк не хуже Космозоо
из книг Кира Булычева. Даже
обычная
домашняя
скотинка
здесь представлена двухголовыми
коровами-браминами. Впрочем,
двухголовые телята иногда рожда-
ются и в реальности, а один наш
знакомый утверждает, что двухго-
ловый брамин живет у него на де-
ревенской фазенде, откликается
на «Зорька+1», и дает почему-то
двойной удой. Основная масса
«фолаутовского» зверья — изме-
ненные жестким излучением хищ-
ники. В памяти народной навсегда
останутся яростные нападения ко-
солапых яшериц-гекко, в довоен-
ной бытности — обычных гекко-
нов. Игроком обязательно захотят
полакомиться мутировавшие му-
равьи, скорпионы и плотоядные
растения; разработчики не на шут-
ку разошлись, перебирая привыч-
ную живность. Следует не забы-
вать, что Fallout 4 уже появился на
далеком горизонте, и у геймеров
есть вероятность вскоре столк-
нуться с каким-нибудь ипритным
скунсом или озабоченным кроли-
ком-гигантом — к счастью, вирту-
альным. В пустошах и развалинах
нередки исковерканные войной
разумные создания. И если стра-
холюдные гули вполне могут всту-
пить в контакт с играющим, то
встреча с супермутантом — серьез-
ный повод для прокачки боевых
умений и параметров Хотя упомя-
нутый монстр является не след-
ствием радиоактивного излуче-
ния, он получен искусственным
путем; человечество упрямо про-
кладывает самые разные пути к
погибели. Самый богатый бестиа-
рий постапокалиптических игр вы
найдете там, где «война никогда не
меняется». Спросите, если не ве-
рите, у Рона Перлмана.
В игровой версии бестселлера
Дмитрия
Глуховского
«Метро
2033» также полно мутантов. На
заброшенных улицах Москвы, в
темных тоннелях метро бодро ше-
буршатся твари, порожденные ра-
диацией. Впрочем, в игре Metro
2033 все без особых изысков: му-
танты там — крупные опасные
хищники с положенным набором
клыков и когтей, они выступают
угрозой для всего живого и точка.
Совсем уж инфернально выглядит
летающее над столицей России
чудище с кожистыми крыльями.
Появляются некоторые сомнения:
как могли появиться такие стра-
шилища за столь короткий срок,
прошедший после ядерной вой-
ны? Ведь мутация видов — даже в
фантастике дело неспешное. А вот
в недавней Rage со сроками все в
порядке: пока главный герой дрых
в убежище-ковчеге, на Земле мно-
гое изменилось после визита ги-
гантского астероида. Мутантам во
вселенной игры принадлежит це-
лый город, который выжившие
называют просто и без особых вы-
М утанты:
н е у г и м о н н ы е
г е н ы
Разномастные мутанты
в играх всегда отставали
по популярности от расфу-
ф ы ренны х эльф ов,
брутальны х орков
и гигантских шагающих
роботов. А меж тем немало
отличны х и даж е,
не побоимся этого
громкого слова,
культовы х проектов
так или иначе расска-
зывают об изменениях
генотипа — мутациях.
М утанты засветились
на экранах мониторов
и телевизоров как
протагонисты
и антагонисты, как
хищ ники и дичь,
как колоритны й
элемент вымыш-
ленного мира.
Они ужасаю -
щи или
просто
экзотичны,
они смер-
тельно опас-
ны или др уж е
лю бны , они могут
бы ть незаметны, а м огут
вымахать с девятиэтажны й
дом . Они разнообразны, ведь
фантазию создателей не
сдерживаю т никакие каноны.
Они давно и надежно
прописались в НФ вообще
и в фантастических играх
в частности. Сегодня
поговорим о виртуальном
буйстве генов.
думок — Город Мутантов. Некото-
рые обитатели Города сохранили
подобие человеческой внешности,
они похожи на фэнтезийных гоб-
линов и бесстрашно прут на авто-
матическую винтовку, размахивая
самодельными ножами. Другие
напоминают афессивный челове-
коподобный ком слизи и источа-
ют ядовитые испарения, их посто-
янно сопровождает эскорт из мух
и. хотя игры еще не способны пе-
редавать запахи, можно быть уве-
ренным: такие парни жутко воня-
ют. Несомненный «мэр» Города —
офомный двадцатиметровый му-
тант,
с
которым,
естественно,
предстоит сразиться по сценарию.
И пускай механика этого боя на-
поминает не то что ифы 90-х, а
чуть ли не 80-х — избегаем одина-
ковых атак на маленькой арене и
стреляем в единственное уязвимое
место — смотрится все действо
весьма эффектно, размер, знаете
ли, все же имеет значение. Злоб-
ные мутировавшие хищники на
любой вкус поджидают ифока в
культовой вселенной украинской
игры 8.Т.А.Е.К.Е.Й. Ослепшие от
радиации собаки собираются в
стаи и способны на всяческие под-
лости. В развалинах обитают мер-
зостные Контролеры, убивающие
жертву ментальным воздействием.
Кровососы гоняются за сталкера-
ми, кокетливо помахивая щупаль-
цами, обрамляющими пасть. Чуть
ли не символом серии стали снор-
ки — шустрые прыгучие твари,
щеголяющие остатками противо-
газа на морде. Наличие хищных
мутантов — одно из основных от-
личий серии от повести «Пикник
на обочине» братьев Стругацких:
это произведение позиционирует-
ся как официальный первоисточ-
ник иф . В еще одном шутере с
постсоветского пространства You
Are Empty волна мутаций накрыла
большой город, превратив его в за-
поведник опасных уродов. По сю-
жету строители коммунизма в 50-х
годах прошлого века решили ме-
тодом облучения получить идеаль-
ного фажданина Страны Советов.
Эксперимент, как водится, про-
шел неудачно, и ифоку пришлось
вдоволь пострелять по страхолюд-
ным красноармейцам, рабочим и
крестьянам. Особо умилительно
смотрелись гигантские агрессив-
ные цыплята на птицефабрике.
Злобных мутантов на обезьяньей
основе выводят ученые на обман-
чиво прекрасном тропическом ос-
трове в первой части Far Cry от ту-
рецких братьев-умельцев Йерли. В
заслуженно любимой ифовымко-
мьюнити вселенной Warhammer
— Нет здесь никаких мутантов!, —
сказал приветливый дедушка
геологам и почесал
щупальцем хобот.
Из устного
народного творчества.
можно полюбоваться на
стройные ряды
при-
верженцев Хаоса. Все
хаоситы — сплошь
мутанты, при кон-
такте с Хаосом (а
Хаос
в
мире
Warhammer
яв-
ляется
вполне
себе осязаемой
материей) — их
тела
измени-
лись до неузна-
ваемости,
быв-
шие морпехн ще-
рят кривые клыки и хлещут
многочисленных недругов щу-
пальцами. В Singularity, FPS от
ветеранов индустрии Raven
Software, фантастическим
допущением
является
то,
что
виновником
опасных
мутаций
стал не кто-ни-
будь,
а
сам
Вождь народов
_____________ Иосиф
Ста-
Щ
лин. С его не-
легкой руки на
острове Катор-
^ га-12 начались
активные исследования чудесного
минерала Е-99. Поставленная цель
была понятна и вроде как близка:
приручить
могучий
источник
энергии и задавить, наконец, «гни-
ющий» Запад. Но как результат
Каторга-12 наполнилась мерзкими
мутантами, порождениями эле-
мента Е-99. В Singularity использо-
вался уже не блиставший на то вре-
мя графический движок Unreal 3,
но с отрисовкой склизких, усеян-
ных жуткими наростами тварей
тот справился на «отлично».
Впрочем, не стоит забывать,
что мутанты в ифах — не обяза-
тельно хмурые ребята с вредными
привычками и запахом изо рта.
Немало
достойных
проектов
предлагают побывать в шкуре му-
тировавшего героя Экшен от ф е-
тьего лица Dark Sector рассказы-
вает о вспышке эпидемии, влеку-
щей мутации обывателей в вы-
мышленной стране Ласрии. Глав-
ный герой игры, агент Хейден
Тенно, в процессе борьбы с оче-
редными злодеями подхватывает
странную инфекцию и начинает
уверенно мутировать на глазах иг-
рающего Мутации Хейдена весь-
ма полезны для борца за мир во
всем мире: сквозь кожу прораста-
ет металл, а на руке появляется
страшного вида оружие — мета-
тельная глефа, и глефа эта «та-
щит» на себе всю ифу. Дилогия
Prototype повествует о двух самых
брутальных мутантах по ту сторо-
ну монитора. Мерсер и Хеллер
под руководством геймера терро-
ризируют
виртуальный
Нью-
Йорк и устраивают на его улицах
крупномасштабный массакр.
В
Prototype обычным делом счита-
ется оторвать башню у танка, де-
сятком прыжков преодолеть три
квартала, продырявить щупальца-
ми вертолет и сожрать заживо па-
рочку зазевавшихся солдат. Глав-
ным достоинством этих Иф явля-
ются самые разнообразные мута-
ции, доступные игроку; они про-
исходят в реальном времени и они
очень эффектны и эффективны. В
конце концов, можно вспомнить
ифовые воплощения комиксовых
супергероев: часть из них мутан-
ты. Любимец младших и средних
классов Питер Паркер мутировал
в Человека-Паука после укуса ла-
бораторного насекомого, он, как
известно, получил способность
ползать вниз головой где ни попа-
дя и стрелять паутиной, почему-то
из рук. Среди огромного количес-
тва и ф о Питере встречаются
весьма
достойные,
например.
Ultimate Spider-Man или Spider-
Man: Shattered Dimensions. Все
Люди X из вселенной Марвел
представляют собой мутантов с
различными невероятными спо-
собностями, из положительного
опыта
«ифоизаиий»
можно
вспомнить экшен-RPG Х-Меп:
Legends, где разработчики отдава-
ли под начато ифока целую бри-
гаду мутировавших супергероев.
Звезда первой величины в коман-
де людей «Икс» — угрюмый Росо-
маха — имеет несколько персо-
нальных и ф В отличном слэшере
X-Men: Origins — Wolverine здоро-
во реализована главная мутация
Росомахи: на глазах у геймера на
модели
1
ероя затягиваются страш-
ные раны и куски героического
мяса, вырванные пулями, оф ас-
тают
вновь.
Зеленый
гопник
Хал к, которому с играми повезло
меньше, был превращен в мутанта
собственным
папашей-ученым,
изучавшим фантастическое излу-
чение. Организм Халка мутировал
в результате экспериментов, те-
перь он — могучий оборотень с
темпераментом холерика и мане-
рами пьяного людоеда с побере-
жья Амазонки.
Нелегко быть мутантом в видеоиг-
рах: роли достаются все больше от-
рицательные. А меж тем в игровом
бестиарии мутанты расположи-
лись, пожалуй, ближе всех к ре-
альности. Ведь мутация — процесс
совсем невымышленный. Не ис-
ключено, что пока вы читаете эти
строки, где-то неподалеку,
под землей, играют в домино кры-
сы-мутанты. Игроделы неодно-
кратно высказывались на тему ге-
нетических «апгрейдов», но тема
эта столь богата, что в будущем нас
ждет еще много встреч с удиви-
тельными мутантами. И мы будем
восхищенно рассматривать резуль-
тат трудов геймдизайнеров, не за-
думываясь о том, что гены и в по-
вседневной бытности способны на
самые разные фокусы.
Алексей Корсако
предыдущая страница 14 Виртуальные Радости 2012 09 читать онлайн следующая страница 16 Виртуальные Радости 2012 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст