0 И Р !
Ші
'мт
ж
Менталитет
головного мозга
наступает
Тур ецком у переводчику
и издателю ром ана ам ер и -
канского прозаика Ч ака П а-
л аника “С наф ф ” гр о зи т д о
трех л ет тюрьмы. Роман зн а -
м енитого контркультурщ ика,
опубликованны й
в Турции
под названием “С м ертель-
I юе порно”, вызвал бурление
м енталитета в общ естве, а
над издательством начался
судебны й процесс по обви-
нениям в том , ч~о гр о и з ге -
д ен и е П апаника н есо вм ес-
тим о с ценностям и гурецко-
го общ ества.
В
России
Н абокова
и
1
у
1
аркеса пока суди™: не со-
бииаю тся, так, м о ж ь ,, сож гут
на костре. РП Ц пош ла вой-
ной на классические произ-
ведения ‘ Д олита” и “С то лет
о диночества”.
П ро то иерей
В севолод Ч аплин, уж е н е-
сколько р аз несш ий “христа
головного м озга" в массы ,
предлож ил
проверить
на
пропаганду педоф илии сие
п роизведени я
В ладим ира
Набокова и Габриэля Гарсиа
М ар кеса. Т акж е Чаплин об-
ратил внимание на то , что в
России в последнее время
активизировались сторонни-
ки та к назы ваем ого “педо-
ф ильского лобби”: “На двух
сай тах прим ерно одновре-
м енно появляются два текс-
та , которы е оправды вают п е-
доф илию ,
пропагандирую т
ее и подготавливаю т почву к
началу дискуссии о ее л ега-
лизации. Я думаю , что нужно
очень серьез! л отнестись к
этим ф актам и ставить во-
прос о том , является ли про-
паганда преступления сам а
по себ е преступной", — ска-
зал Чаплин.
“ Ясн ая П о л я н а ” для Искандера
Л ауреатом российской литературной прем ии “Ясная
Поляна” в ном инации “Соврем енная классика” стал при-
знанны й, но недостаточно известны й в ш ироких кругах
писатель Ф азиль И скандер. И скандеру присудили пре-
мию з а ром ан-эпопею в трех книгах “Сандро из Ч егем а”,
впервы е опубликованны й в сокращ енном виде в 1973
году.
Во второй ном инации, носящ ей название “XXI век”,
прем ию получила прозаик Елена Катиш онок з а повесть
“Ж или-бы ли стар ик со старухой”. Катиш онок выбрали из
ш ести авторов, попавш их в ш орт-лист прем ии. Пом имо
н ее, на “Ясную Поляну" претендовали Наталья Клю чаре-
ва, Э ргали Гер, Ю рий М ам леев, Д м итри й Ш еваров и
И рина М ам аева.
Призовой ф онд короткого
01
/иска прем ии составля-
е т 150 тысяч рублей. В п ресс-р ел изе отм ечается, /то он
будет расп| оделен м еж ду всеми фи/ ,аг,истам и. В ном и-
нации “С оврем енная классика” ш орт-лист не ф ормиру-
ется , лауреа га а /ределяс г жю ри.
Релизы
О сенняя пора — пора книжная. И в и зд а-
тельствах это понимаю т не хуже нас — за
первый м есяц все ещ е теплой осени появи-
лось д остато чн о веских причин обновить
свою домаш ню ю библиотеку. К прим еру, тре-
мя броским и переизданиям и ром анов пора-
довали читателей издатели из “A C T” и “Э кс-
м о”' в первою вышли книги “Везунчик Д ж и м ”
Кингсли Э м иса и “Р ассказ человека, оказав-
ш егося з а бортом корабля” Габриэля Гарсии
М ар кеса, зо втором — с нуля переведенная
кни'-а Д ж о на Ф аулза “Куколка”, известная ра-
н ее под названием “Червь”.
Т акж е м ожно обратиться к новинкам со -
вр есэнн ого ром ана — книгам “Н ебесная по-
д р уга” Д ж оанн Х ар рис, “Начинается ночь”
М айкла Каннингем а, “Сьесла Б аба Я га яичко”
Д убр ав ки У гр еш и ч , “Ко м ната” Эмм ы Д о -
нохью и “Л ю богь с последнего взгляда” В ед-
раны Рудан. Лю бителям театра во всех его
проявлениях будет сложно пройти м им о п е-
реведенной новинки Том а С топпарда, очень
друж ного с “Белорусским свободным теа т-
ром ”, — пьесы “Рок-н-ролл”. Всем библио-
ф илам сто ит ж е веять на зам етку крайне лю-
бопытные сборники о т “ACT” — коллекцию
рассказов нобелевского лауреата П ера Л а -
герквиста под названием “В м ире гость” и с о -
брания романов Генри М иллера под общ им
названием “Тропик любви” (романы “Тропик
Рака”, “Тропик Ко зер ога”, “Черная весна" и
“П од кры ш ами П ариж а”) д а Сидни Ш елдона
под названием , включившим в себя все четы-
ре представленны х ром ана, — “И стинное ли-
цо . О боротная сторона полуночи. Н езнако-
м ец в зер кал е. Узы крови”.
Лю бителям разнообразны х ф антастичес-
ких и детективны х историй тож е найдется,
чем себя позабавить. Наприм ер, свеж епере-
веденным ром аном Терри П ратчетта “Ночная
страж а” — ш естой книгой подцикпа “Город-
ская страж а” цикла “Плоский м ир” или анто-
логией впервые изданных на русском язы ке
р ассказов А ртура Конан Д ойля, Б ертрам а
Ф летчера Робинсона, Редьярда Киплинга, Ге-
нри Райдера Х аггарда, Д ж еро м а Клапки Д ж е -
ром а и других под общ им названием “Ш ерлок
Холмс и не только. Антология”. Т ем , кому по-
нравились эксперим енты с зом би и класси-
кой, стоит обратить внимание на ром ан “Ж ут-
кие приклю чения Робинзона Крузо, человека-
оборотня”, имею щ ий трех авторов— Даниэля
Д еф о, Говарда Лавкраф та и П итера Клайнза.
Перевели ещ е “свеж аки” Д эн а Сим м онса —
ром ан “Черны е холмы”, Р сберта М акксм м она
— ром ан “М истер С лотер” и позапрош логод-
нюю работу Анджея С апковского — новеллу
“? м ея” Совсем уж гейм ерам м ожно посове-
товать новеллизацию известно какой игры —
ром ан “G od o f W ar. Бо~
е э й н ы ”
Мэттью Стове-
р а и Роберта Вардем ана, а такж е перевод д е -
вятой книги цикла “Ересь Хоруса” из м еж ав-
торского цикла “W arham m er 4 0 .0 0 0 ” автор-
ства Грэм а М акнилла, вы шедш ей под назва-
нием “М еханикум ”.
А вот российские ф антастические циклы
начинаю т, по всей видим ости, захлебываться
— чы ш ло-то всег^ лиш ь три книги: “Здрав-
ствуй, бр ат, ум ри” М акса О строгина в серии
“INFERNO ”, “Паутина вероятности” Алексея
Колентьева в серии “Z .O .N .A .” и “Район. В оз-
вращ ение” Д м итрия М анасы пова в было з а -
тихш ей на пилоте серии “Районы ”, отныне
переим енованной в “Z .A .K .A .T .” И , д а, тр эш е-
д е г М ихаил Елизаров выпустил книгу эссе
“Бураттини. Ф аш изм прош ел”, а это значит,
что мы случайно вызвали Ктулху, нам пора з а -
канчивать, на этом все — и д о новых книг.
Том Йорк.
В Radiohead и соло
Книга:
Т р е в о р Б е й к е р ,
“ Т о м Й о р к .
В R a d i o h e a d и с о л о
И зд ание:
А м ф о р а ,
т в е р д ы й п е р е -
п л е т , 3 1 8 с т р ., 2 0 1 1 г о д
Ж анр:
б и о г р а ф и я
Н е в прим ер наш им палестинам,
в странах загниваю щ его капиталис-
тического Запада ж анр non-fiction
находится и всегда находился если
не на гребне волны, то гд е-то в этом
районе. И речь идет не столько о са-
м оучителях вроде “W indow s для
чайников” и “С екс для девственни-
ков”, сколько о действительно non-
fiction. И в этом ж анре различные
биограф ии (или автобиограф ии, на-
шлепанны е литературны ми негра-
м и) заним аю т отнюдь не последнее
м есто по популярности.
Тревор Б ейкер — журналист та -
лантливый и в некоторой степени
непревзойденны й. Главный знаток
лондонской клубной ж изни (о кото-
рой написал не один путевод и-
тель), вряд ли кто-нибудь лучш е не-
го о риен тир уется
в бр итан ской
р о к-с ц е н е , д а и ко го попало на
страницах авторитетной газеты The
Guardian не увидиш ь. Б роский ав-
торский стиль, отличная осведом -
ленность в трендах и рука на пульсе
рок-волны — кому как не ем у пи-
сать “звездны е” биограф ии. Д а так
писать, чтобы читать было интерес-
но не только остервенелы м гикам ,
спящ им и видящ им себя лапаю щ и-
м и кум ира з а правую ягодицу, но и
просто любопытным.
Имя Том а Й орка известно не
только лю бителям британской м у-
зыки в общ ем и группы R adiohead в
частности, не только м еломанам и
тем , кто не представляет ж изни без
гитарны х переливов в науш никах,
но и людям весьма отдаленным от
р ок-сц ены ,
и н огд а лю бопы тства
ради вклю чаю щ им како й-н ибуд ь
парш ивый музыкальный тплоканал
П ро “радиоголовы х” не слышал
разве что глухой и последний из
трясущ их телесам и на колхозных
дискотеках гопником . Только охват
аудитории книги куда меньш ий —
раскош елиться и поставить экзем -
пляр на полочку см огут и захотят
только горячие поклонники, когда
всем остальным хватит банального
“Том Йорк? А, ну это который “кааа-
арм ааа полиииис”9”
Ж изнь у Том а, конечно, любо-
пы тная. Лю бопы тная прим ерно в
той ж е степ ени, в которой любо-
пытна о на у м еня, тебя, н его и вот у
н ее ещ е. Взлеты и падения, п ер е-
ложенны е на личностны е качества
и специф ические особенности бы-
тия. Он не носился с ружьем напе-
ревес по Л атинской А м ерике, уст-
раивая м ировую соци ал истичес-
кую револю цию , и д аж е не кормил
грудью голодаю щ их д етей Аф рики
— ну и что? И злож ено м ногое:
врожденны й д еф ект глазного ябло-
ка, многочисленны е переезды и п е-
ремены школ w ithout friends, ста-
новление O ne A F iiday и та сам ая
авто катастро ф а,
после
которой
Й орк начал панически бояться м а-
ш ин. Редкие, неизвестны е факты
оказы ваю тся не к м есту — ком у ин-
тер есно , сколько яиц он клал в ом -
лет в первы е университетские го -
ды? И вот беда: тем , кто действи-
тельно купит книгу — ф анатам , она
покажется до уж аса знаком ой, ни-
чего нового она не р аскроет и не
р асскаж ет.
Но бы вает хуже.
Тревор Б ейкер — журналист та -
лантливы й, пиш ет он толково и ин-
тересно: так что тут вина леж ит на-
половину на переводчиках, а на
другую половину — на малом коли-
честве действительно интересной
инф орм ации. Вторая — все эти со -
пли о пры щавой ю ности и д разня-
щ ихся одноклассниках — в отрица-
тельном
значен и и
дополняется
первой
слащ аво-приторны м
язы ком повествования. Зам етная
стилизация под пом есь докум ен-
тальной прозы с вещ анием свиде-
телей и соратников и реалистично-
го описания происходящ его в на-
стоящ ем врем ени, но она д аж е не
вызывает любопы тства.
На сам ом деле не совсем .по-
нятно, ком у нужная такая книга, ес -
ли поклонники Radiohead и так все
п е| ечисленное знаю т, а не-поклон-
никам школьные годы Й орка будут
попросту неинтересны . Н аверное,
такую биограф ическую литературу
нужно покупать исключительно для
ф акта обладания, чтобы поставить
на одну полочку с лицензионны ми
дискам и о т Pablo Honey и д о The
King o f Lim bs, концертны ми DVD, в
ко м н ате, зав еш анно й п остерам и
R adiohead. Но для этого, наверное,
надо быть не вполне здоровы м и
хотеть от Том а д етей . В противном
случае это несоизм ерим о получае-
м ом у кош ельком урону.
ІЇВКТ ЛИТЕРАТУРЫ
Пуп земли
Книга:
В е н к о А н д о н о в с к и й ,
“ П у п
з е м л и ”
И зд ан и е:
А з б у к а ,
т в е р д ы й п е р е -
п л е т , 3 2 0 с т р ., 2 0 1 1 г с щ
Ж анр:
м и с т и ф и к а ц и я
П остм о д ер ни стская
и гр а
книж ная м истиф икация — м аке -
донского прозаика Венко Ацдонов-
ского выглядит прим ерно так, как
е е предисловие: из чем одана вы-
падает две книги, стопка стихов и
р ецензи я А ндоновского, проф ес-
со р ,, литературоведенья. В се о б е-
щаен нескучное время в общ естве
“П упа зем ли”, и оно, в принципе,
будет.
П од конец, нем ного похихикав
над будущ ими критикам и, читате-
лями и сам им собой, Венко словно
оправды вается, мол, все ош ибки
прош у зачесть моим литерэтуоны м
героям . И если нелегкой м олодос-
ти Лю двика, превращ енной писате-
лем в толковую посткундеровскую
метаф оричную историю о пораж е-
нии индивида, слепо вы ступившего
против чудовищ ной машины госу-
дарства (и з кундеровской ж е “Ш ут-
ки”, как говорит нам предисловие,
позаимствованы им ена главных ге -
роев, а такж е, как м ожно убедиться
сам остоятельно, стилистика, неко-
торы е пересечения по линии свя-
зей персонаж ей и фон националь-
ного искусства), следуя иррацио-
нальности
соб ствен но го
бы тия,
м ож но простить оплош ности, то
безудержном у, приторном у паф осу
притчевой истории о Кирилле Ф и -
лософ е — нет. Хорош ая стилиза-
ция язы ка вышла недостаточно хо-
рош ей в смы сле удобства чтения, а
м иниатю рны е
сайд -сю ж етцы
со
сноской на м агический реализм не
привлекаю т своей банальностью .
Или прием ом , или задачей Ат цо-
новскийбыло рассказать об однок. и
том ж е два раза, меняя м есто дей-
ствия и стилистику речи, полностью
меняя подход в передаче эмоций и
инф ормации, полностью сохраняя
героев и фабулу (восстание индиви-
д а — борьба индивида— поражение
индивида— смерть индивида), И ес-
ли первый р ассказ, исполненны й
приторного паф оса и бессмыслен-
ного преобладания неказистой фор-
мы над любопытным содержанием ,
македонцу соверш енно не удался,
то второй, напротив, вышел цель-
ным, вышел приятным.
Несм отря на то , что прекрасно
видно, как В енко пытался (а ко е-гд е
и преуспел) соединить разбеж ав-
ш иеся части ром ана в единое це-
лое, его постм одернистская игра
не удалась в полной м ере. А н е-
удавш аяся постм одернистская и г-
ра есть игр а бессм ы сленная. А в
остальном п ер ед нам и неглупый и
достаточно увлекательный ром ан,
читать которым приятно, а закры -
вать на последней странице — не
ж алко.
С лава Кунцевич
предыдущая страница 18 Виртуальные Радости 2011 10 читать онлайн следующая страница 20 Виртуальные Радости 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст