2 ? украинца
КИНО
Не
отпускай
меня
Названиеворигинале:
NeverLetMeGo
Ж анр:
драм а
Р еж иссер:
М арк Романек
В
ролях:
К эри Маллиган, Эндрю
Гарфилд, Кира Найтли, И ззи М ейкл-
Смолп, Чарли Роу, Элла Пернелл,
Шарлотта Рэмиг.инг, Салли Хокинс,
Кейт Боус Ренна, Ханна Ш арп, Крис-
тина Каррафилл, Оливер Парсонс
Продолжительность: 105
минут
Уже названием задается лей-
тм отив настроения на весь про-
см отр — в состоянии трогательной
атмосф еры повы ш енной чувстви-
тельности, когд а все органы чувств
настроены на м аксим ум , обостре-
ны д о предела. “Д орогой, поцелуй
меня, поцелуй меня и никогда, ни-
когда не отпускай м еня", — звучит
песня Judy B ridgew ater (выдуман-
ная И сигуро исполнительница, са-
м у песню в экранизации исполнила
Jane M onheit под м узы ку Рэйчел
П ортман) на старой потрепанной
ауд иокассете,
которую
подарил
маленький Томми маленькой Кэт-
ти. П росты е, нескол ько наивные
слова ком позиции, давш ей назва-
ние как роману, так и экранизации,
в настоящ ем времени переворачи-
ваю т происходящ ее с головы на но-
ги , углубляю т повествование, при-
обретаю т окраску рокового см ы с-
ла. Ф раза “ Прос го не отпускай ме-
ня” окраш ивается в новые цвета,
отсвечивается новы ми краскам и,
становится одной и з тех, что д ей-
ствительно важны. П отому что не
отпустить не получится. Только не у
главных героев. Только не у нас. И
не у вас. Какая трагедия! Как это
все чудовищ но несправедливо! Чу-
довищ но, потом у что происходит;
чудовищ но, потом у что происходит
не только на белых страницах одно-
им енного романа или на белом по-
лотне экрана в кинотеатре, а прямо
здесь и сейчас, рядом с вами, сле-
ва от меня, с вами. Несправедливо,
потом у что Романек, как и ранее
И сигуро, невзирая на вымышлен-
ную вселенную, напоминает: кино
— это не иллюзия.
Не получится назвать иллюзией
и оригинальны й роман букеровско-
го лауреата, британского писателя
родом и з Японии Кадзуо И сигуро,
хотя м ногим очень хочется. Уж
сколько ни пинали главных героев
за их кажущ уюся инертность, отсут-
ствие желания борьбы за право
продолжать ж ить на страницах кни-
ги и после ф инального “ Конец” , да
только все впустую . О дна большая
чувственная, эмоциональная мета-
ф ора на человеческую ж изнь может
весьма неохотно восприниматься
на глаз и слух, поскольку, по сути,
весь оригинал “ Не отпускай меня”
— это настроение, слегка сенти-
ментальное,
чуть
трогательное,
чертовски эмоциональное; просто
настроение.
Для того чтобы перенести на-
строение, помочь зрителю е го пой-
мать, и пойм ать е го правильно,
превратить кн и гу в чувственную
д рам у и то н ки й , взы скательны й,
интеллектуальный памфлет, пред-
лагаю щ ий познавать себя исклю чи-
тельно эм пирическим путем , с о -
бралась действительно классная
команда. Р еж иссерское кресло за-
нял один из самых перспективны х и
ам бициозны х авторов соврем енно-
го киноискусства клипм ейкер М арк
Романек (реж иссер, которы й нику-
да не спеш ит, м ного учится, но уже
снял блистательную д рам у “Ф ото
за час” ), адаптировать роман И си-
гуро д о состояния сценария вы-
звался британский прозаик Алекс
Гарленд, ком позитором стала не-
безы звестная обладательница “О с-
кара" за лучш ий саундтрек (фильм
“Э мма” Д угласа М акГрата) Рейчел
П ортман. В д ополнение, тр о й ку
главных ролей оккупировали обла-
д агегчн и ц а премии ВАРТА за луч-
шую ж енскую роль Кэри М аллиган,
лауреат прем ии ВАРТА-Т\/ Эндрю
Гарф илд
и
известная
каж дом у
ш кольнику Кира Найтли. Все эти
люди априори обещ али как м ини-
мум достойно экранизировать ве-
ликолепны й роман И сигуро.
Ф ильм начинается в виде при-
вы чного академ ичного британского
памфлета про недостатки консер-
вативной систем ы образования,
которая уже который год ка к канула
вЛ е ту.
В сущ ности, первыми кадрами
М арк Романек безболезненно вво-
д ит зрителя в вымышленный мир
И сигуро, да так, что сам зритель
это го не замечает. Тут все привы ч-
но: обаятельные детиш ки бегаю т
по закры той территории ш колы -
пансионата, гуляю т в показательно
одинаковой и невзрачной ш коль-
ной ф орме, ко го -то дразнят и зад и-
раю т на спортивной площ адке, по-
ю т хором песенки в актовом зале,
злая директриса отчиты вает ко го -
то за курение, по территории учеб-
ного заведения расползаю тся ж ут-
кие слухи про пропавш их ребяти-
ш ек, что ранее рискнули перелезть
через забор и скры ться в неизвест-
ном направлении. Замкнуты й мир.
С тоическая антиутопия систем ы
образования. Но уже спустя десять
м инут хронометража учительница
м исс Л ю си сры вается и вм есто то-
го , чтобы рассказы вать ученикам
пре светлое будущ ее с огром ны м и
возм ож ностям и выбора проф ессии
по вкусу и способностям , сообщ ает
им, что они все клоны и впереди их
ж дет только участь доноров. Один
или два раза, может быть, три. По-
том — смерть. И не надейтесь, меч-
ты
не
сбы ваю тся.
М исс
Л ю си
увольняю г.
М арк Романек относится к пер-
воисточнику очень береж но и, в не-
котором роде, идеально с точки
зрения
экр ан и за ц и и:
сохраняет
структуру, интонацию и даже ритм,
что в конечном итоге позволило пе-
ренести роман на кинопленку на-
столько полноценно, что не пр и -
ш лось даже заново создавать и на-
страивать такую абстрактную вещь,
как атмосф ера — она не только не
потерялась, но даже не помялась.
И это при том , что пара Романек-
Гарленд сделала повествование
куда ком пактнее и слегка переста-
вила акценты . Если для И сигуро о с-
новная тема — свобода воли, пол-
ное ее отсутствие и “ нормальная
ж изнь” , т.е. рутина в любой точке
м ира и времени, то в фильме появ-
ляю тся
элем енты
ненавязчивой
(скорее, эмоциональной) морали и
идея спасения. С пасение светит
и з-за туч, отбрасы вает блики на ли-
ца гер оев на протяж ении всего
фильма, и, несмотря на то, что они
не хуже нас понимаю т, что эта со -
лом инка не просто прогнила, а и
вовсе мираж, всеми силами пыта-
ю тся за нее ухватиться— такова че-
ловеческая природа. Спасения д о-
стойна, разумеется, только истин-
ная любовь; любить, разумеется,
м огут лиш ь люди — у клонов, по
версии мира, сущ ествую щ его в “ Не
отпускай меня” , душ и нет. Но если
появится — спасение обеспечено.
Все рисунки, все созданное героя-
ми якобы уходит в некоторую гале-
рею, где их старательно исследую т
и приходят к выводу, есть у авторов
душ а или нет. Естественно, ее ни-
когда не найдут, да и не ищ ут. Но
это ни в коем разе не смущ ает ге -
роев, которы е постоянно разбира-
ются в том , кто ко го больш е любит.
И сф ормировавш ийся изначально
любовный треугольник обостряет-
ся д о такой степени, что о его углы
вполне м ожно порезаться.
Вторая треть фильма буквально
оцарапана этим и углам и,
когд а
троица героев ещ е только-только
знаком ится с данной им действи-
тельностью , имеет свой набор на-
деж д и чаяний от сердечны х щ ед-
рот, даже не представляя своего
печального будущ его, не осознавая
тщ етность своих устремлений. З а-
то на ф оне обы вательской скуки,
терзаем ой все теми ж е остро отто-
ченными углами треугольника, яр-
ко, б роско, незабы ваемо проявля-
ю тся характеры героев: вся инф ан-
тил ьность Кэтти, безы нициатив-
ность Томми и пробивная наглость
Рут. Впоследствии углы округлятся,
притупятся, чего не получится ска -
зать о чувствах главны х гер оев.
Причем в последней трети хроно-
метража как акцент любовных воз-
дыханий сменится на череду и с-
кренних глубоких выдохов, та к и
эм оциональное
м ироощ ущ ение
персонажей сделает сд ви г в сторо-
ну обреченного понимания своей
безрадостной роли в мире, соб -
ственной печальной участи. В пос-
ледствии хэппи-энда не будет, но
больш ую часть фильма мелькаю -
щ ие карти нки ■
будут удерж ивать
зрителя у экранов не только тщ а-
тельно выверенными и удачно вы-
хваченными кадрам и и терпко-тем -
ной медитативной атмосф ерой, но
и незрим ой, повисш ей в воздухе
напряженностью и расслабленнос-
тью героев, вы раженны ми через
удивительное актерское обаяние и
блестящ ую драм атургию .
М арку Р ом анеку удивительно
точно, тонко и ем ко удалось пой-
мать не только меланхолично-м е-
таф орическую волну первоисточ-
ника И сигуро — слегка искривлен-
ный срез человеческой ж изни, но и
так ж е аккуратно, бережно, но вм е-
сте с тем м етко поднять весьма
значимы е социальные и гум анис-
тические вопросы . Полное отсут-
ствие свободы воли, убежденная
необходимость едва ли не слепо
верить в догм ат ф антастического
мира “ Не отпускай меня” , следо-
вать некоем у абстрактном у долгу
— все это реж иссер дем онстриру-
ет с полной беспристрастностью и
чуть ли не с хирургическим хладии
кровием . Как и принято в мире ав-
тор ско го кино, не исключая ф ести-
вального м ейнстрим а, автор позво-
ляет зрителю сам ом у реш ать, когда
плакать, а когда смеяться, во что
верить, а что то ли слепо, то ли уп-
рям о отвергать. П роф ессиональ-
ная м иним алистская м анера ре -
жиссуры с акцентами на вроде бы
неважных мелочах, статичных дета-
лях, нарочито по-азиатски затяну-
тые общ ие планы и по-европейски
передерж анны е съ ем ки крупны м
планом — Романек дем онстрирует
удивительную отстраненность от
повествования,
полностью
под-
тверждая свое звание од ного из
перспективнейш их
киноавторов
сегодняш него дня.
Д рам атический, д а ж е тр аги -
ческий апогей всего происходя-
щ его на э кр а н е , р азм ер ен н о е
то скливое послесло вие, н есу-
щ ествую щ ая Д ж уди Бриджуотер
вы тягивает последнее “Н икогда,
никогда не отпускай м еня” , ти т-
ры. А настроение о стается.
Слава Кунцевич
. В9 ( 141), сен ябрь, 2< 11 год
РАДОСТЬ
ЧТЕНИЯ
Писатели-толстосумы
А м ериканец
Д ж ей м с П аттер -
сон,
автор серии остросю жетны х
ром анов
о
психол оге
А лексе
Кроссе,
стал сам ы м вы сокооп-
лачиваем ы м писателем
по вер-
сии журнала “ ЕогЬеБ” , в очеред-
ной раз подведш его итоги года по
заработанны м сочинительством
деньгам . П аттерсон с мая 2010-го
года по апрель 2011 -го заработал
84 миллиона долларов На втором
м есте рейтинга журнала оказа-
лась ром анистка Даниэла Стил с
доходом в 35 миллионов долла-
ров, на третьем — Стивен Кинг,
которы й заработал за 12 месяцев
28 миллионов.
В десятку такж е попали автор
д етективны х
ром анов
Д ж анет
И ванович (22 м иллиона долла-
ров), Стеф ани М айер, автор се -
рии вам пирских романов “С умер-
ки ” (21 миллион долларов), и ав-
то р сопливо-лю бовны х историй
Н иколас С паркс (16 миллионов).
Релизы
О сень — лучш ий сезон для
чтения, м ожно сказать, что осень
и книги созданы д р уг для друга.
Поэтому, не тратя времени и про
странства, переходим сразу к но-
винкам R t прии
Интпши iK iy.nn.
hii.
1
i I (Хк Каш мир" <>i и уун о м ы ш и
■'Эксмо" под названием "Д о б р ы й
человек И исус и него д ник
Х р и -
стос”
вышел новый роман
Ф или-
па Пулмана,
в новой серии “ New
F iction” — роман
“ И грок” И эна
Б энкса,
а в серии “G lobal Book” —
кни га
“ Год п отоп а” М а р га р е т
Этвуд.
Также не стоит забы вать о
визуальной новелле
Нила Гей м а-
на
под именем
“T he Sandm an.
Песочны й человек. Книга 2 . Ку-
кольный д о м и к”
и свежем пере-
воде романа
“Таинство” Клайва
Б аркера.
Также к ваш им услугам первое
издание
на
р усском
ром анов
“С м ех Ц иклопа” Б ернара Б ер-
бера, “Л и за и з Л ам б ета”
клас-
сика британской прозы
Уильяма
С ом ерсета М о эм а,
пара
“Н ем е-
зи д а”
и
“ В ож д еление”
послед-
н его лауреата м еж дународного
“ Букера”
Ф илипа Рота
и новый
роман
В ладим ира О рлова
под
названием
“Л я гуш ки ” .
Л ю бителям развлекательной
прозы приглянутся такие новинки,
как, например, новый роман цик-
ла “ Вселенная “ М етро 2033” ” под
названием
“М етро 2 0 3 3 . С ани-
тары ” С ергея З ай цева,
новую
работу
Ш алы гина
В ячеслава
“Грозовой ф ронт”
в цикле “Зона
см ерти” и и з цикла “О битаемый
остров” роман
“О дин в поле” Ан-
дрея Ерпы лева.
Не остался без
новинок и “Э тногенез” —
“П ан-
ге я . Книга 1 . З ем л я гигантов”
Д м итрия Колодэча
Н егусто. Но на этом , к сожале-
нию, все.
Слава Кунцевич
предыдущая страница 21 Виртуальные Радости 2011 09 читать онлайн следующая страница 23 Виртуальные Радости 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст