2 6 І щДНИЦа
В И РТУАЛЬНЫ Е РАДОСТИ
№ 4 И 3 6 ), ап р е ій .
. 2011 го д
РАДОСТЬ
ЧТЕНИЯ
Без цензуры .
Отны не и вовек
З н а м е н и ты й в о е н н ы й
ром ан
ам е р и кан ско го
п исателя
Д ж ей м са Д ж о нса “Отны не и во-
век”
впе р вы е и з.а гд у т в а в то р ско й
р е д а кц и и . В т е к с т е б у д у т в о с с т а -
н овл ены в с е б р а н н ы е с л о в а и о т -
кр ы ты е у ка за н и я на го м о с е кс у а -
л и зм в а р м и и .
К ак со о б щ и л и на сл е д н и ки а в -
то р а р о м а н о в “ О тны не и в о в е к” и
“Т он ка я кр а сн а я л и н и я ” , пи са те л ь
п р о ти в и л с я ц е н зу р н ы м ку п ю р а м ,
утве р ж д ая, что , ка к ни вы м ары вай
не ко то р ы е сл о ва и те м ы и з кн и г,
о н и все р а вн о п р о кр а д утся в п е -
чать, п усть в д р у го м р о м а н е и д е с я -
тью го д а м и п о зж е .
Т ем не м енее Д ж о н с все ж е п о -
ш ел на у с ту п ки , и в 1951 го д у “ О т-
ны не и в о в е к” , е го д е б ю тн ы й р о -
Н о с -1 9 7 3 , прем ия
Астрид Л и н гр е н
В М о скв е
е
го н ц е м арта бы ли
объ явлены и м е н а
лауреатов о т-
сроченной л и тер атур н ой п р е-
м ии “ Нос”
(“ Н овая сл о в е сн о сть” )
за 1973 го д . Ж ю ри п р е м и и отд ало
н а гр а д у “ П ро гул ка м с П уш кин ы м ”
А н д рея С и н я в с ко го , а э кспе р тн ы й
ко м и те т вы брал п о э м у “ М о скв а -П е -
ту ш ки ” В е н ед и кта Ероф еева.
Л а ур еа то м
прем ии им ени Ас-
трид Л индгрен,
ко то р ую вручаю т
за л и те р а тур у д л я д е те й , в 2011 го -
д у стал а в стр а л и й ски й пи са те л ь и
худ о ж н и к Ш он Т ан . Ж ю ри о тм е ти л о
ум е н и е л ауреата со е д и н я ть в сво и х
п р о и зв е д е н и я х т е кс т и и зо б р а ж е -
н и я, ко то р ы е о ткр ы в а ю т новы е пути
р а зв и ти я и л л ю стр и р ов а н н ы х д е т-
с ки х кн и г. “ В ра б о та х Ш о н а Т ана
вы д аю щ ееся м а сте р ств о р а с с ка з-
м ан, бы л о пуб л и ко ва н . К н и га , п о ка -
зы ваю щ ая гл а за м и но в об ра н ц а с о -
сто я н и е а м е р и ка н ско й а р м и и н а ка -
нун е П ерл -Х арб ора, им ел а ш ум ны й
усп е х.
В 1 9 5 2 го д у р о м а н бы л о тм е -
че н Н а ц и о н ал ьн о й кн и ж н о й п р е -
м и е й , е щ е го д с п у с тя е го вп е р вы е
э к р а н и з и р о в а л и
в Г о л л и в у д е с
Б е р то м Л а н ка с те р о м и Ф р э н ко м
С и н а тр о й .
П о сл овам а вто р а н о в о го п о с -
л е сл о ви я к р о м а н у Д ж о р д ж а Х ен д -
р и ка , в те кс те бы ли восстан овл ен ы
д в е сц е н ы , р а н е е вы кин уты е и з -з а
го м о с е кс у а л ь н о го хара кте р а .
“ О тны не и в о в е к” в а в то р с ко й
р е д а кц и и и зд а д у т в э л е ктр о н н о м
в и д е . Т а кж е п л а н и р у е тс я э л е к -
тр о н н о е и зд а н и е и д р у ги х р а б о т
Д ж о н с а , о д н а и з ко то р ы х, “Т о th e
E nd o f th e W a r” , у в и д и т с в е т в п е р -
вы е.
Андрей Синявский
ч и ка со че та е тся с гл уб о ки м гу м а -
н и зм о м , — за я ви л и члены ж ю р и . —
К аж д ая е го кн и га — э кс п е р и м е н т и
на с л о в е с н о м , и н а в и зуа л ь н о м
Л ауреаты премии
имени М аксим а
Богдановича
В о В сем и рны й д е н ь п о эзи и 21
м арта в М и нске бы ли названы
лау-
реаты литературной прем ии “Д е -
бю т” им ени М аксим а Богданови-
ча,
основан ной Б ел орусски м ПЕН-
центром и С ою зом б е л о русски х п и -
сателей. В ном и нации “ П оэзия” л ау-
р е а то м стал В и тал ий Р ы ж ков за
с б о р н и к п о эзи и “Д зв е р ы , за м кн е -
ны я на клю чы ” , в ном и нации “ П роза”
— Н аталка Х аритон ю к за кн и гу “Т ры -
наццаць псто р ы й пра м ертвага ка -
та” , в ном и нации “Х удож ественны й
перевод ” — Н аста Л о б о д а за пе р е -
вод со ш в е д ско го кн и ги Туве Я нссон
“ М апенью я трол1
\
вялж ая павод ка” и
О льга Ц вирко за пе р ево д с о ш вед -
с ко го кн и ги М икаэл ь Н ием и “ П апу-
лярная м узы ка зь Впгулы” .
ур о в н е ” . П рем ия А с тр и д Л и н д гр е н
впервы е бы ла вручена в 2 0 0 3 го д у,
с р е д и ее л ауреатов — М о р и с С е н -
д а к и Ф и л и п П улм ан.
Ш он Тан
Некрологи
З а м и н увш и й м е ся ц в п и са те л ьски х р я д а х убы ло.
Т ак, в м а р те — начале апрел я м ы п р о щ а л и сь с та ки м и
а в то р а м и ,
ка к ,
н а п р и м е р ,
с
е ка т е р и н б у р гс к и м
п о э то м , п р о за и ко м , х уонал истом , л и д е р о м р о ка б и л -
л и -гр у п п ы “ S to c k m a n ” , л а ур е а то м п р е м и и “ Л и т е -
ратуР Р ен тген” за
2006
го д
Тарасом Троф имовы м,
уго д и в ш и м п о д п о е зд на тр и д ц а ть п е р во м го д у ж и з -
н и . Н е ста л о и од но, о и з и зв е стн е й ш и х в м и р е и с -
л а н д ски х п и са те л ей
Тора Вильхельмссона.
Уш ел и з
ж и зн и а м е р и ка н с ки й ж ур н а л и ст и пи са те л ь, л ауреат
П ул и тц е р ов ско й п р е м и и
Д эвид Б родер.
Н е стал о
н а ш е го зе м л я ка
Я нки Сипакова,
р о с с и й с ко го п и с а -
теля и п о эта , д и с с и д е н та
Геннадия Триф онова.
З а -
ве р ш а е т э т о т печал ьны й с п и с о к б р и та н ска я п и с а -
те л ьн и ц а -ф а н та ст, а в то р р о м а н а "Х од ячи й за м о к Х о-
ул а”
Д и ан а Уинн Д ж онс.
С ветл ая пам ять.
Релизы
М ар т п р и н е с в кн и ж н ы е м а. ази н ы д а л е ко н е са м ы й ки сл ы й н а б о р н о в и -
н о к р ус с ко я зы ч н о го кн и го и зд а н и я , ко то р ы й на э т о т р а з см о ж е т уд о вл етво -
р и ть п о чти л ю б о го читател я. Т ем , кто ж д е т о т л итературы и м е н н о л и те р а ту-
ры , сто и т о б р а ти ть вн и м а ни е на ром аны
“Д и ко б р аз”
о д н о го и з п р а вящ е го
тр и ум в и р а та со в р е м е н н о й б р и та н ско й п р о зы
Д ж улиана Б арнса, “Милы й
К аи н ”
— н е д а в н и й м и р о в о й б е стсе л л е р
Гарсиа-В алиньо И гнасио,
“Ярость”
обладателя б уке р о в ско й п р е м и и
С алм ана Руш ди, “Человек
под лестницей”
н о в о го и м е н и в ш в е д ско й л и те р а тур е
М ари Х ерм ансон,
а та кж е на с б о р н и к и н тервью с о д н и м и з сам ы х необы чны х пи сател ей п р о -
ш л о го в е ка п о д н а званием
“ Интервью с Уильямом Б ерроузом ” ,
со ста в -
ленны м
Д аниэлем Одье.
Л ю б и те л я м п р о зы с п р е те н зи я м и м о ж н о о б р а -
ти ть в н и м а н и е на с б о р н и к м н о ги х м ол од ы х р о с с и й с ки х п и са те л ей
“И з че-
го только сделаны м альчики. И з чего только сделаны девочки. Анто-
логия” ,
со ста вл е нны й
М аксом Ф р аем
(С ветл ана М ар ты н чи к).
У л ю б ител ей ф а н та сти ки — п и р . Н а п е р в о е — се д ьм о й то м со б р а н и я
со чи н е н и й
Ф илипа К . Д и ка
п о д на зв а н и е м
“ Б егущ ий по лезвию брит-
вы” ,
вкл ю чи в ш и й в себ я ром аны “ Б е гущ и й п о л е зв и ю б р и тв ы ” , “ У б и к” и
“ М астер всея Га л а кти ки ” . Н а вто р о е — р о м а н
“Ж елезны й Совет”
ж и в о го
кл а с с и ка кр и п то ф а н та сти ки
Чайны М ьевиля.
К о м п о т-с б о р н и к
“ П утеш е-
ствие Алисы ” К ира Булычева,
в ко то р ы й вош л и п о в е сти “ П утеш ествие
А л исы ” и “ С то л е т то м у вп е р е д ” и п уб л и ц и сти ка . Н а д е с е р т м о ж н о б уд е т о т -
вед ать с о б р н и к и з 85 р а с с ка зо в
Ричарда М атесона
п о д н а зв а н и е м
“К о -
рабль см ер ти , Стальной человек и д р уги е сам ы е невероятны е исто-
рии” .
К о м у э т о го м ал о, то т см о ж е т п о д за ку с и ть е щ е сб о р н и ко м
“Вселен-
ная Стивена Х о кин га” ,
в ко то р ы й вош л о тр и тр и на учно -по пул яр ны х
б е стсе л л е р а вы д а ю щ е го ся ф и зи ка со в р е м е н н о сти
Стивена Х окинга,
гд е
о н увл екател ьно и д о с ту п н о р а сска зы в а е т о п р и р о д е п р о стр а н ств а и в р е -
м е н и , о п р о и схо ж д е н и и В сел енной и ее в о зм о ж н о й суд ьб е.
Ч уть м е н е е п р и ве р е д л и в ы е читател и с м о гу т за н я ть се б я р ом анам и
“EVE: В ек эм пи рей” Тони Гонзалеса
— п е р в о й кн и го й м е ж а в то р ско го
ц и кл а “ EVE" п о все л е н н о й о д н о и м е н н о й ко м п ь ю те р н о й М М О -и гр ы , и “ А д
& Р ай”
— новы м тр э ш -с а ти р и ч е с ки м ф а н та сти чески м тр уд о м
го то в а.
Лю бители соврем енны х детективов, дум ается, обретут ж елаем ое в кн иге
“Песня для зебры ”
м астера соврем енного детектива
Д жона Л е Карре.
Не о с-
танутся б е з дела и лю бители бульварного чтива. Вышел новы й ром ан
Ника П е-
румова
по д названием
“Семь Зверей Райлега. Имя Зверя. Том 1 . Взгля-
нуть в б е зд
за ним вд о го н ку отправил ись д ве ф э н те зи -кн и ги в ц икле
“Анклавы В ад им а П анова” —
“Соколиная охота” Виталия Абояна
и
“К р е-
д и т на м илосердие” Андрея Ф ролова.
Ц икл “Т ехнотьм а” попол нился р о -
м аном
“П адение небес” Алексея Бобла,
ци
^1
“ В селенная “ М етро 2 033” —
“М етро 2 0 3 3 : Увидеть солнце” Сергея М осквине,
цикл
“S .T .A .L .K .E .R .”
— “Остальное — судьба” М ихаила Успенской
1
1
“Законом М еченого”
Д м итрия Силлова.
У посл ед него, кста ти , од новрем енн о с этой вы ш ел ещ е
и сольны й ром ан, подозрител ьно напом инаю щ ий со ю з “S .T A .L K .E .R .” и
“ М етро 2 033” п о д названием
“Кремль 2 2 2 2 . Ю г” ,
что м ож ет вы расти в но -
вую се р и ю . Н у, и сам о е о н о для чтения в туалете — новы й уж а сти к о т
Алек-
сандра Варго “Саркоф аг”
в се р и и “ M YST. Ч ерная кн и га 18+” .
Косовский одуванчик
Книга:
Пуриша Джорджевич, "Ко-
совский одуванчик"
И зд ани е:
Лимбус-Пресс, твер-
дый переплет, 224 стр., 2008 год
Ж анр:
трагикомедия
ч
"Яже был самым известным писа-
телем самого ненавидимого народа
сербского народа".
М илорад Павич
П росл авл енны й ю го сл а в ски й и
с е р б с ки й ки н о р е ж и с с е р , за в с е гд а -
та й е в р о п е й с ки х кин о ф е сти ва л е й ,
м а с те р -н а с та в н и к куд а б ол ее и зв е -
с тн о го в ш и р о ки х кр у га х Э м и р а К у-
стур и ц ы М л а д о м и р Д ж о р д ж е в и ч по
п р о зв и щ у П уриш а в наш и х па л е с-
ти н а х п о -п р е ж н е м у е сть и оста е тся
вел ичин ой н е и зв е стн о й . Т ем не м е -
н ее и м е н н о э т о т б а л ка н с ки й ре
ж и с с е р
в 6 0 -х н а в е ки
и зм е н и л
в згл я д е в р о п е й с ко го ки н е м а то гр а -
фа на те м а ти ку войн ы и с в о и м и
ф ил ьм ам и в зр а сти л не о д н о го к и -
но а втор а с бол ьш ой б уквы (кр о м е
в ы ш е уп о м я н уто го К устур и ц ы , м о ж -
но всп о м н и ть Голуб овича, Ш и ян а и
д а ж е Горана М ар ков и ча )
"К о с о в с ки й о д ува н чи к” за д ум ы -
вал ся
Д ж о р д ж е в и ч е м ,
ч е го
не
скр ы в а е т и са м а в то р в п р е д и сл о -
в и и , к а к с в о е о б р а зн а я э п и с т о л а
м и р у в общ ем и че л о в е ку за п а д н о -
м у, о т к о е го и з а н га ж и р о в а н н ы х
С М И в д н и б а л ка н ско й о п е р а ц и и
НАТО о б р уш и в а л и сь то нн ы п о м о е в
н а С е р б и ю и се р б о в , п ред ставл яя
п о сл е д н и х чуть л и не гн усн ы м и кр о -
вож ад н ы м и д и ка р я м и . Н авряд ли
н е сущ ествую щ ая ц ел ь д о н е сти д о
п р о м ы то го м а ссм е д и й н ы м и п о м о -
ям и р а зум а ср е д н е ста ти сти ч е ско го
обы вател я о реальн ом п о л ож ении
д ел бы ла д о с ти гн у та — с р е д н е ста -
ти с ти ч е с ки й о бы вател ь к н и г н е ч и -
та е т (а есл и и чи та е т, то это будут
ка ки е -н и б у д ь р о зо в ы е со п л и С па р -
ка , а е сл и и н е о н и , то все р а вн о ни
чер та не п о й м е т), а не с р е д н е ста -
ти с ти ч е с ки й , л и ста ю щ и й вечерам и
М ей л ера, и б е з э т о го д а в н о с м е к-
нул и р а зо б р а л ся , ч то к чем у, но
зв о н ка я опл еуха "б о л ьш о м у б р а ту"
п о л учи л а сь ч то н а д о . В ед ь д а ж е
о д и н о ка я ки та й ска я д и с с и д е н тка с
и сп и са н н ы м и е р о гл и ф а м и п л а ка -
ти ко м 4 ию ня н а п р о ти в ки т а й с ко го
п о со л ь ств а в Ш в е ц и и за ста вл я е т
со тр уд н и ко в н е и сто в о га д и ть ки р -
пи ча м и и зв о н и ть в по л и ц и ю (р а з -
ж евы вать д а л е е н е б уд у, но , н а п р и -
м е р , л айвл иб овц ы и з Б еларуси м е -
ня п р е кр а с н о п о й м ут). Н о э п и с т о -
л ярная м и сси я р о м а н а вовсе не п о -
м еш ал а "К о с о в с ко м у о д ув а н ч и ку"
сд ел аться ч е м -то м н о го бол ьш им
— в о и сти н у, тал антл ивы й человек
тал антл ив во все м .
К н и га Д ж о р д ж е в и ч а ид еально
укл ад ы вается в то , что мы п р и в ы к-
л и н азы вать ки н о р о м а н о м , д а и ч е -
го ещ е сто и л о о ж и д а ть о т р е ж и ссе -
р а , н е н а д о л го с м е н и в ш е го п р о -
ф иль? П раво сл о во , с р а зу начинает
ка за ть ся , ч то д е р ж и ш ь в р ука х п р е -
вращ енн ую в те кс т сц е н а р и я пье су
Д уш а н а К овачивеча, ко то р а я п о сл е
м а сте р ко м и тал антом Э м и р а К у с -
тур и ц ы пр е вр а ти тся в "зл а то п а п ь -
м о н о сн ы й " "А н д е р гр а ун д ". Д ж о р д -
ж е ви ч в первую о че р ед ь а п е л л и р у-
е т к о б р а зн о м у м ы ш л ению , за с та в -
ляя раб о та ть е го на всю ка туш ку,
о тч е го все ч ти в о во сп р и н и м а е тся
бол ьш е ка к н а б о р ин туи ти в ны х с и -
гн а л о в , м и го м п р е в р а щ а ю щ и хся
со д е й ств и е м во о б р а ж е ни я в ки н о -
р яд . О тсю д а и на р о чи то е п р е н е -
б р е ж е н и е п р авил ам и п ун ктуа ц и и ,
вол ьны й п о д хо д к ф р а гм е н тац и и и
п о чти о щ утим ы е "ш вы " м онтаж а. И
"К о с о в с ки й о д ув а н чи к" о т э т о го н и -
чуть не те р я е т, а н а п р о ти в, п р и о б -
р е та е т м н о го е . Н о и б е з с о б с тв е н -
н о го с о в о ку п л е н и я с к и н о и с к у с -
ств о м р о м а н у е с ть чем п о хва ста ть-
с я : в с е го ка ки х -то н е ско л ь ко д н е й
с р е за ж и зн и се р б с ко й д е вуш ки М а-
р и и Л е п и ч в по д кон тр о л ьн ой в о й -
ска м К Ф О Р П ри ш тин е на ка ки х -то
н е с ч а с тн ы х
д в у х с та х
с тр а н и ц а х
у м у д р я ю тс я д а ть н е с о п о с та в и м о
бол ьш ее м ал ом у объ ем у. В "К о с о в -
с ко м о д ув а н чи ке " п р е кр а сн о у м е -
щ аю тся и л л ю страц ии со б ы ти й в о й -
ны в К о со в о и М етохи и, гениал ьны й
в сво е й и р о н и чн о й и скр о м е тн о сти
пам ф л ет, со тка н н ы й п о ср е д ств о м
о б р а зо в , ал л ю зи й и е д ко -в ы с о ко -
интелл ектуал ьны х д и а л о го в , э к з и с -
тенц и ал ьны е м етани я, уж асаю щ ий
тр а ги зм , вы сш и й гум а н и зм и п о сту-
пател ьн ое р а скр ы ти е в за и м о о тн о -
> Ln rm
ПУРИША ДЖОРДЖЕВИЧ
К О С О В С К И Й
О Д У В А Н Ч И К
косовс
-
О Д У В А Н Ч *
косовский
ОДУВАНЧИК
ш е ни й че л овека и р о д и ны (о с о б о
б л и зка я и э м п и р и ч е ска я д ля с е р -
б о в те м а — кто зн а е т, т о т п о й м е т)
— кн и га за ста в л я е т и пл акать, и
см е я ться , и в уж а се хвататься з а го -
л о в у .
К р а й н е
эм о ц и о н а л ь н а я
и
б л и зка я , человечная и с то р и я . И с-
то р и я , что та к и п р о с и тс я на б о л ь-
ш ой э кр а н ч е р е з р у ки с а м о го м а э с -
тр о М л ад ом ира ил и е го п о л н о пр а в -
н о го п р е е м н и ка Э м и р а , н о первы й
н а в ря д л и в о зьм ете! з а э кр а н и за -
ц и ю с в о е го р о м а н а (хотя кто зн а е т),
а вто р о й в насто ящ е е врем я за н я т
о тп р а в ко й на бол ьш ой э кр а н "М о с -
та н а Д р и н е " И во А н д рича, а по то м
— уви д и м . Н у. ил и хотя бы уж е в
св о ю о че р ед ь у ч е н и к К устур и ц ы —
Д уш а н М ил ич — п о д со б и л бы .
П р о п у щ е н н а я с к в о з ь п р и з м у
п о с тм о д е р н и зм а , ка р ти н а п о сл е д -
с тв и й ко н ф л и кта в К о с о в о и М е то -
х и и , н а зы в а е м о го с е р б а м и не и н а -
че ка к а м п ута ц и е й "д у ш и С е р б и и ",
о б л а д а е т в се м и ч е р та м и н о в о я в -
л е н н о го и и зо б р е те н н о го ху д о ж е с -
тв е н н о го п р и е м а в и зо б р а ж е н и и
тр а ги ч н о с ти во й н ы в со в р е м е н н о м
в о с п р и я ти и э т о го п р о ц е с с а . Д ж о р -
д ж е в и ч -п и с а т е л ь н е с т е с н я е т с я
б р о с а ть п о в е с тв о в а н и е то в и с к у с -
ны й п е р е кр уче н н ы й а б сур д , то , н а -
п р о т и в ,
в
ги п е р тр о ф и р о в а н н ы й
р е а л и зм , че м и д о б и в а е тс я с в о е го
— "К о с о в с к и й о д у в а н ч и к" с б р а с ы -
в а е т с се б я тя гуч ую л и п ку ю т р а ги ч -
н о с ть во е н н ы х п р о и зв е д е н и й м о -
д е р н и с то в (Б ы ко в , А н д р и ч ) и р у б и т
п о д ко р е н ь п о п ы тки п р и д а ть э то й
те м а ти ке п р е те н - "ю з н о с т ь м а кр о -
с ко п и ч е с ко го п е р е д е р ги в а н и я (К о -
с и н с ки ). В ое нн а я п р о за Д ж о р д ж е -
ви ча, к а к и у т о го ж е М ом чи л о К а -
п о р а , с в е р ка е т в п е р в ую о че р е д ь
ф о кусо м на св е те ж и зн и , а не на
го р е с м е р ти и н а п у с кн о м тр а ги зм е
о б щ е го кр уш е н и я п р и в ы ч н о го м и -
р а . М л а д о м и р и с ка ж а е т д е й с тв и -
те л ь н о с ть р о в н о д о та ко й с те п е н и ,
ч то о н а , н е п е р е ста в а я б ы ть ре а л ь-
н о й , с в о и м эм о ц и о н а л ьн ы м ф оном
в ы н у ж д а е т п р о ч у в с тв о в а т ь с е б я
куд а б л и ж е и гр о м ч е . С м о тр и , о д у -
в а н ч и к не р а зд а в и !
Слава Кунцевич
предыдущая страница 25 Виртуальные Радости 2011 04 читать онлайн следующая страница 27 Виртуальные Радости 2011 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст