ВИРТУАЛЬНЫ Е РАДОСТИ
стран иц а 25
КИНО
Т у р и с т
Венецианский
палач
Н а зв а н и е в о р и ги н а л е : The
T ourist
Ж а н р : детектив
Р е ж и с с е р : Ф лориан Хенкель
фон Д оннерсм арк
В р о л я х : Д ж онни Д епп, Андже-
лина Джоли, Пол Беттани, Руфус
Сьюэлл, И горь Ж иж икин
П р о д о л ж и те л ь н о сть : 103 м и-
нуты
“Мир остался прежним. Стало
меньше.
.. содержимого ”
Капитан Джек Воробей
Ж елтые стены токи йского кара-
о ке -б а р а
пропахли
сигаретны м
ды м ом . С квозь окна, покры ты е о с-
новательным слоем пыли, не про-
бивается даж е самый блеклый луч
света. В воздухе витаю т алкоголь-
ные пары от контрабандистского
виски, а у барной стойки — сплош ь
дельцы сам ого н и зко го пош иба.
..
Но владельца это го богом забы то-
го места раздражает не сложивш а-
яся ситуация. Его вы водит из себя
д ругое — песня. Д а-д а — песня,
мелодия, что доносится и з музы -
кального автомата. Эта ком пози-
ция создана из изящ ества и благо-
получия, в каждой ноте — огни Ве-
гаса, а она здесь, в этой конуре,
гд е ей совсем не м есто. И играет в
караоке она уж е которы й раз. П од-
купной блеск, лиш енный золотой
оправы . О бман, муляж, м анекен.
..
И здя чего? Чтобы принести пор-
цию суррогатного экстаза парочке
весельчаков с город ских окраин?
В сего-то?.
.
“Я уже давно не верю, что филь-
мы — это произведения искусства.
Мы просто следуем некой форму-
ле, по которой эти произведения
делались когда-то, и стараемся со-
блюдать правила игры”.
Джонни Депп
Б анкир ко л о р и тн о го главаря
у кр а и н с ко й
маф ии
А л ександ р
П ирс крад ет у св о е го патрона не-
Все ещ е ожидаю щ ие от Ф ра н-
суа О зона “ Кры сятника” за ном е-
ром “два” м огут даж е искоса не
рассматривать “Убежищ е” : реж ис-
сер, похоже, навсегда разделался
со своим подростковы м имиджем
бунтаря-ш изоф реника. И эта тр о -
гательная драма — том у лиш нее
подтверждение.
Реш ивш ая завязать с ге р о и -
ном, лю бовь к котором у едва не
стоила ж изни ей и ее утробном у
ребенку, героиня И забель Карре
беж ит от нахлынувш их, ка к и з ра-
зорвавш ейся
канал и за ц и онной
трубы , проблем и мрачны х мыслей
к своем у бы вш ему бойф ренду на
сусветную сум м у д е н е г (700 м ил-
л ионов ф унтов) и — да, скры вает-
ся.
На е го п о и м ку а н гл и й ски е
спецслуж бы (Пол Беттани и э кс -
Б онд Т им оти Д ал тон) отряж аю т
агента по им ени Э лиза (Д ж оли).
Э та ф урия, д ол го не дум ая, пе ре-
б егае т на стор ону новоиспечен-
н ого Голдбоя и пы тается н апус-
тить пыли в глаза ш пикам -о стол о-
пам и прим кнувш им к этой забаве
русски м И ванам. О на вы дает за
П ирса пе рвого (пе р в о го ли?) п о -
павш егося ей на глаза м уж ичка,
которы м становится — кто бы вы
дум али? — да, стар ина Д ж онни.
З десь он неумело спрятан за л и-
чиной брутального учителя м ате-
м атики по им ени Ф р э н к (почти как
С инатра, д а?). Но “ не все ладно в
Д а тско м
ко р о л е в ств е ” :
Ф р э н к
сл иш ко м насты рен для учителя
м а те м а ти ки , спе ц сл уж б ы ведут
себя так, что Наташ а Р остова на
первом балу покаж ется героиней
“ С вободы на баррикад ах” Д ел ак-
руа, а р у сски е И ваны чересчур
больны на гол ову д аж е для ра спо-
следних русски х И ванов. Теперь
Э лизе придется полом ать б ед о-
вую свою го л о в уш ку и найти в
кл уб ке вен е ц и а н ско го Г р а н д -ка -
нала нужную ей гондолу, что п р я-
м и ко м по волнам С ан та -М ари я
д ель Д ж и гл и о д он есе т ее к суж е -
ном у д а ряж еном у.
“Когда на руках выигрышные
карты, следует играть честно".
Оскар Уайльд
В 2005 году ф ранцузский ре-
ж иссер Ж ером Саль сним ает ленту
“ Н еуловим ы й” с Соф и М арсо в
главной роли. Именно эта картина
ляжет бэкграундом к ф ильму фон
Д оннерсм арка. И ляжет так, как е с-
ли бы Тартюф а играл Винни Д ж онс.
Грубо (где добрую порцию грубос-
ти д ает ж е н ски й персонаж ), за-
ш тампованно (и не только в том,
что со времен “ Красной жар э1” про-
шло три десятка лет, но и в любом
д ругом аспекте, будь то сценарный
план, диалоги, сю жет, проработка
пе рсон а ж е й.
..) и, в общ ем, пр о-
вал ьно.
Если вы будете искать инф ор-
мацию о Д оннерсм арке (в чем я
сильно сом неваю сь), то непремен-
но наткнетесь на “Ж изнь других” ,
ленту о Восточном Берлине сере-
дины 80-ы х, которую Ф лориан Хен-
кель снял в 2006 году. Ф ильм обла-
лы — вот в с е ,11то осталось в тво р-
честве О зона от исследования
см ердящ ей кровоточащ ей элитар-
ной дыры м аргинального кинем а-
тограф а.
П овзрослевш ем у О зону куда
интереснее копаться в человечес-
ких чувствах, когда они генериру-
ю тся в нетипичных, экстремальных
условиях, и сним ать беременную
Карре на ф оне м орского побере-
жья. Р ежиссер словно наугад выта-
скивает из меш ка с тематическими
скан наградам и и ном инациям и:
четыре приза от Британской акаде-
мии и заслуженный “О скар” за луч-
шую иностранную картину — но в
“Туристе” реж иссер настолько за-
шиф ровал свой тала-
it и
способно-
сти, что я бы стрее накормлю всех
голубей на площ ади С ан-М арко,
нежели отыщ у знак бы лого м астер-
ства. О тсутствие подчерка — как
данность.
Как это отсутствие? А вот эти
все декорации, эстетические нор-
мы, красота Венеции, а лю бовь.
..
Бросьте эти максимы в ближайш ее
мусорное ведро, а любовью при-
кройте сверху. В сравнении с “Ту-
ристом ” реклама D ior Hom e с Д ж у-
дом Л оу — Александрийский столп
эстетизм а, а любовь М ини М аус к
М икки М аусу — нескончаемы й Гра-
аль чувств. Венеция? О сте ре ги -
тесь. Знаете, кто один и з главных
героев сериала “Д р узья” ? Н ью -
Й орк. А знаете, кто один из главных
героев ф ильма “Т урист” ? Н икто.
М огла бы ть Венеция. Ф он Д оннер-
см арк постарался — теперь никто.
А ка к ж е д уэт Д ж ол и -Д е пп,
Д епп-Д ж оли — это ж О лимпийские
игры , а не дуэт? Все верно, но (сей -
час на меня, наверное, низвергнут-
побуждениями их одно за другим :
сем ья, любовь, плотское желание,
см ерть, ж изнь, м атеринство, о т-
цовство — бы стро обмахивает ими
зрителя и прячет назад. В переры -
вах предлагает полю боваться на
берем енную И забель (для себя)
или на светлый гомосексуальный
лик героя Луи-Ронана Ш уази (для
девочек и сочувствую щ их).
При всем этом “Убежищ е” об-
ладает удивительной эмоциональ-
ной глубиной. То ли проработка ха-
ся небеса) Д ж оли — не Софи М ар-
со. И это я не в пользу Джоли. В по-
добны х фильмах, где тот ж е эсте-
тизм должен бы ть доведен д о пей-
теровско-уайльдовского масш таба
(чтобы порш ни фильма заработали
на полную катуш ку), герои должны
погружать нас в дорианогреевское
ущ елье красоты и тщ еславия. Как
такое происходит? Л е гко : девуш ки
Бонда, Д женью ари Д ж онс в “ Без-
ум цах” ,
хи чко ко в ски е
ге р о и н и .
..
Классика. А Д ж оли в “Туристе” (не-
беса уже расступились) — не клас-
сика. Ну, или (это Всевыш ний гр о -
зи т мне пальцем) — огрубевш ий
вариант классики.
В остальном ж е (в бой вступает
воинствую щ ий отряд ф еминисток)
по актер ско й части все сносно:
Д ж онни — разгильдяй-книголю б,
Беттани — ф рант из M I-6, Д алтон —
старый лис из английской развед-
ки, и даже русские Иваны .
.. Хотя
нет, все, хватит.
“Турист” получил три ном ина-
ции на “Золотой глобус” (к немало-
м у удивлению сам их создателей),
что отсылает нас к эпиграф у дан-
ной рецензии, особенно к его вто-
ром у предложению. Ф ильм не по-
лучил ни одной статуэтки.
П ирш ество для глаз сорвалось
и уступило м есто псевдоизящ еству
с псевдоэстетизм ом в карм ане. Та-
кая картина — чужак на территории
подобного жанра. И это отсылает
нас уже к первому абзацу данной
рецензии — к истории с токийским
баром. Песня, что выводила хозяи-
на заведения из себя, — это С инат-
ра, “ М у W ay” . И — это документаль-
ный ф акт — владельцу одного из
токийских караоке-баров довелось
прослуш ать ее 25000 раз.
.. 25000
наглых подделок шедевра.
. И — не
д о ку,„витальны й ф акт — когда джа
зовы й ритм заходил на все новый,
казалось, бесконечны й вираж, бед-
няга все успокаивал себя: “ Почти
как Ф рэнк, почти как Ф рэн к, да?”
Д а, д а .
.. Вот только классик залов
“ Краун Плаза” не ф альш ивит по-
хмельным басом весельчака с го -
родской окраины.
П а в е л П а в л е н ко
рактеров героев, то ли актерская
и гра (Карре во время съемок д ей-
ствительно была беременна)', то ли
реж и ссер ски е
прием ы
сделали
весьм а поверхностную ф ранцуз-
скую д рам у очень трогательны м,
близким , жизненны м и человечным
фильмом. Чувственной драм ой от
переросш его подростковы е прыщ и
и ю нош еские поллюции Ф рансуа
“ Кры сятника" О зона.
С л а в а К у н ц е в и ч
Уб е ж и щ е
Повзрослевший
французский
маргинал
Н а зв а н и е в о р и ги н а л е :
Le
refuge
Ж ан р:
драма
Р е ж и с с е р :
Франсуа Озон
В р о л я х:
Изабель Карре, Луи-
Ронан Ш уази, Пьер Луи-Каликст,
Мельвиль Пупо, Клер Верне, Жан-
Пьер Андреани, Мари Ривьер, Ж е-
ром Киршер
П р о д о л ж и те л ь н о с ть :
88 м и-
нут
тихую виллу гд е -то на Л азурном
берегу. Бойф ренд ны неш ний, на-
верное, был бы против, если бы в
то т м ом ент, когд а М усс чуть было
не отправилась в удивительны й
вояж на тот свет, он в этом деле не
оказался бы более удачливым. М е-
д итати вно го градуса прибавит и
появление
на
вилле
м ладш его
брата по ко йно го возлю бленного —
утонченного и и зы ска н н о го кр а -
савца и по совм естительству го м о -
сексуалиста Поля. Герои-м аргина-
предыдущая страница 24 Виртуальные Радости 2011 02 читать онлайн следующая страница 26 Виртуальные Радости 2011 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст