28 страница
' ВИРТУАЛЬНЫЕ РДДОСТ.1
Net (1 3 3 ), январь, 2011 год
станет ли конкурс очередны м “ рас-
пилом” славы между членами СПБ
и ПЕН-центра в “славном” духе со -
ветского прош лого, где литерато-
ры максимум были способны на то,
чтобы пить горькую на дачах в Пе-
Вездесущ ая ам ериканская п о -
л итко р р е ктно сть
д об ралась
до
двух замечательных ром анов М ар-
ка Твена — речь идет о кни гах
“ П риклю чения Гекпьберри Ф инна”
и “ П риклю чения Тома С ойера” , в
которы х защ итники толерантности
оты скали "оскорбительны е” слова,
больш ей частью связанны е с чер-
нокож им населением СШ А. Так, в
"П риклю чениях Гекльберри Ф и н -
на" зам енят 219 “ неприличны х”
слов, а в кни ге о Томе С ойере —
четы ре. К слову, “ П риклю чения
Гекльберри Ф инна” , опубликован-
ные в 1885 году, являю тся одной
и з наиболее часто запрещ аемы х в
ам ериканских ш колах книгой. Она
соседствует со скандальной “Над
пропастью во рж и” Д ж ером а С э-
линдж ера,
д е тско й
кн и го й
про
пи н гви н о в -го м о се ксуа л и сто в
“ С
Т анго их трое” и “ антикатоличес-
ко й ” ска зко й “ С еверное сияние”
(известной в СШ А под названием
“ З ол отой
ко м п а с” )
Ф и липа
Пуллмана.
Скончались Дик кинг-Смит и Георгий Балл
Сразу две значительные утраты с
начала нового года понесли мировые
литературные круги. 1 января из жизни
ушел российский писатель Георгий
Балл. Автору романа “Болевые точки” и
множества произведений для детей в
этом году исполнилось бы 85 лет. 4 ян-
варя в возрасте 88 лет скончался зна-
менитый британский детский писатель
Д и к Кинг-Смит. Автор более сотни книг
для детей прославился тем, что создал
одного из известнейш их детских лите-
ратурных персонажей — знаменитого
поросенка Бейба. Светлая память.
ределкино.
Политкорректность
добралась
до М арка Твена
пьеса Рим м ы
Ушкевич — в шорт-
листе НоНпк
Приятной новостью стало изве-
стие о том , что пьеса под названи-
ем “ Безупречны й” м олодого бело-
русского драм атурга Риммы Уш ке-
вич вошла в ш орт-лист одной из
сам ы х престиж ны х м ировы х на-
гра д в области д рам атургии —
нью -йоркской прем ии НоИпк. С о-
зданная
в рам ках лаборатории
РогИпЬгав при Свободном театре
пьеса стала уже вторым вы соким
результатом участия в нью -йорк-
ском драм атургическом конкурсе
для отечественны х д рам атургов:
два года назад праздновал победу
в нем художественны й руководи-
тель С вободного ш атра Николай
Халезин.
Учреждена премия
имени М аксима
Богдановича
П од эгидой Сою за писателей
Беларуси и Б е л о русского ПЕН-
центра была учреждена новая ли-
тературная награда — за лучший
дебю т на белорусском язы ке. П ре-
мия получила имя известного оте-
чественного поэта М аксим а Б огда-
новича. Вручение прем ии состоит-
ся в конце марта 2011 года, а нам
только лиш ь остается гадать, не
TW Gldejf іЗггоіІ*.
АДСКИЙ Г0Р0Д
ГРЕГ КИЗ
Релизы
Лю бопьм ного за прошлый м есяц в м агази-
ны отправилось немало. Свежий роман
“Вол-
чий зал” Хилари М антел,
препарирую щ ий Ан-
глию XVI века и исследую щ ий личность Томаса
Кромвеля, например. И здание книги
“Уникаль-
ный роман: Роман-дельта” М илорада Пави-
ча
от “Амф оры” позволит читателю выбрать од-
ну из сотни возможны х развязок или же напи-
сать свою собственную . Роман
“П ризрак ухо-
дит”
предтечи М ишеля Уэльбека и Чака Пала-
ника
Ф илипа Рота
о ж изни отш ельника в кипя-
щем и бурлящем Н ью -Й орке. Лауреат премии
“ Р усский Букер"
Ольга Славникова
перем ет-
нулась в сторону ф антастики, представив свой
свежий роман
“Л егкая голова”
от издательст-
ва ACT. Ф антасм агория на тем у второго приш е-
ствия Христа в романе
“С ад Иеронима Босха”
Тима Скоренко.
Литературны й абсурд
Влади-
м ира Б ерезина
под названием
“Птица Карл-
сон” ,
вышедший, как и “Х азарский словарь”
Павича, в мужской и ж енской версиях. Д ол го-
жданный фанатами сборник повестей и расска-
зов
“Ананасная вода для прекрасной дамы ”
Виктора Пелевина,
подробнее которы й мы
рассм отрим в следую щ ем ном ере. В серии
“ Интеллектуальный бестселлер” от “Э ксм о” вы-
шел роман
Том а Ш арпа “Дальний умы сел”,
м астер м истического детектива
Д ин Кунц
впи-
сался первым изданием на русском язы ке ро-
мана
“Что знает ночь?”,
отправилась на пр и -
лавки большая и толстая антология
“Мифы
Ктулху” Говарда Лавкраф та.
А вот любители научной ф антастики сосут
лапу, ненамного больше повезло поклонникам
ф энтези: первое издание на русском язы ке ро-
манов
“Король призраков” Роберта Сальва-
торе, “Легенда о Сигурде и Гудрун” Д жона
Р.Р . Толкина
да первая новеллизация игровой
серии The Elder S crolls —
“The Elder Scrolls.
Адский город” Грега Киза.
Литературны е серии и их выкидыш и немно-
го отдыхают. Стартовал цикл “ Цивилизаторы ”
сразу тремя работами — это
“Цивилизаторы ”
и
“Куб Пандоры” Павла Гаш ева
да
“Закон
сохранения” Сергея Стояна.
“Технотьма” от-
метилась
“Песчаным блю зом ” Андрея Л е -
вицкого
и
Алексея Бобла,
“ INFERNO” — кни -
гой
“М ертвецы не танцую т” М акса О строги-
на,
“Зона см ерти” —
“Гиперш тормом ” Алек-
сандра Зорича
и
Сергея Челяева,
“ Вселен-
ная “ М етро 2033” ” —
“М етро 2 0 3 3: Войной
кротов”
Александра
Ш акилова,
“S .T .A .LK .E .R .” —
“С м ертникам и” Евгения
Прош кина
и
О лега Овчинникова.
Собствен-
ный авторский цикл о Триксе Солье
Сергея Л у-
кьяненко
пополнила книга
“Непоседа” .
Пожа-
луй, на этом все.
С лава Кунцевич
Дом, в котором.
Книга:
М ариам П етро-
сян, “Д ом , в котор ом .
..”
Издание:
Гаятри, твер-
ды й переплет, 960 стр., 2009
год
Ж анр:
ром ан-притча
О бещ ания принято вы-
полнять, особенно когда на
кону — честь русскоязы чной
прозы , погрязш ей в бездар-
ной граф омании и “литера-
турных” проектах для копро-
ф илов. Ее постарается от-
стоять скром ны й бел орус-
ский критик, но у его в кар-
мане есть эф ф ективное ору-
ж ие — роман “Д ом , в кото-
ро м .
..” М ариам Петросян.
Р ассказ
об
интернате
для детей-инвалидов в ро -
мане М ариам превращ ается
в настоящ ий запутанный ли-
тературны й лабиринт, где
пол выстлан изящ ной сло-
весностью , а стены облицо-
ваны ф лером текущ их на
страницах, скрипящ их в об-
разах ж изней. В лабиринт,
обладаю щ ий
своей
со б -
ственной,
чарую щ е-трога-
тельной
и
притягательно-
трагичной атмосф ерой.
Труд значительный, зна-
ковы й, монум ентальны й —
из тех, что и через сотню лет
не покроется пылью на пол-
ках библиотек (и не надей-
тесь
избавиться
от
кн и г1
Впрочем, за помощ ью к эпо-
хальной беседе Умберто Эко
и Ж ана-Клода Карьера мы
обратимся через м есяц или
два) Недаром “Д ом , в кото-
р о м .
..” создавался арм ян-
ской худ ож ницей-аним ато-
ром на протяжении многих
лет для од ного-единствен-
ного читателя — сам ого ав-
тора. Кто-то садится писать
нетленку, а она канет в небы-
тие, а кто -то тихо пиш ет “в
стол” — и выходит ш едевр.
Уже оцененная позапро-
ш лой
прем ией
“ Большая
книга” (той сам ой, что уди-
вила
меня
диф ирам бам и
“ Каменному м осту” Терехо-
ва), вхождением в ш орт-лист
“ Р усского Букера" (эту пре-
мию самым наглым образом
отобрала у М ариам Каляди-
на) — но важнее ш ирокая
любовь узких кругов: сразу
после своего выхода “Д ом , в
котором .
..” сделался по-на-
стоящ ему культовой вещью.
О собое изящ ество сло-
весности создает столь м яг-
кий и воздуш ный ритм, что
более чем девятьсот стра-
ни ц
ром ана
становится
сложно растянуть хотя бы на
неделю. О собо обаятельная
атмосф ера с подачи автора
создает уникальный м икро-
косм о с
царствую щ его
на
страницах изол ированного
м ира, ж ивущ его по своим
законам , живущ его своими
персонаж ам и,
необы чайно
харизм атичны ми и степен-
но-м ирским и.
П етросян отсекает все
ненужное: излиш ню ю сенти-
ментальность, подчеркнутый
героизм и все в этом духе.
Действую щ ие лица не пля-
шут под дудку писателя —
нет, писатель не возводит
стены литературного мира;
М ариам предстает в роли
автора, записы ваю щ его на
страницы все то, что проис-
ходит в том дом е, в кото-
ром .
..
Не стоит надеяться, по-
жалуй, что у М ариам П етро-
сян вы йдет ещ е одна книга.
Армянская писательница го -
дами писала “Д ом , в кото-
р о м .
.." исклю чительно для
себя, впопыхах дорабаты ва-
ла концовку, когда контракт
на издание уже был подпи-
сан, и сейчас всячески отри-
цает то, что продолжит рабо-
ту на литературном попри-
ще. Своим дебю том она рас-
сказала все, что рассказать
хотела, и это делает произ-
ведение особенно ценным,
делает его таким , какое оно
есть.
И в этот дом у читателя
не вернуться не получится,
это книга для того, чтобы ее
читать и чтобы перечиты -
вать.
Окно
Книга:
Владимир Некпя-
ев, “О кно”
И здание:
Время, твер-
дый переплет, 304 стр., 2010
год
Ж анр:
стихотворения и
поэмы
С борник “О кно” предна-
значен в первую очередь для
р о с си й ско го
читателя
пусть перевод выполнен са-
м им
автором ,
В ладим ир
П рокоф ьевич
с
вы бором
своего литературного язы ка
определился давно. Предна-
значен сборник для знаком -
ства русскоязы чной аудито-
рии с ф игурой одного из са-
мых значимых, если не са-
м ого значим ого, современ-
ных белорусских поэтов, а на
родине Некпяев, хочется ве-
рить, в представлении не
нуж дается. Его стихи — в
ш кольной програм м е, ем у
была присуж дена Государ-
ственная премия Республи-
ки Беларусь 1998 года.
И звестнейш ий р о сси й -
ский поэт Евгений Евтушен-
ко говорит в своем преди-
словии к кни ге: “Человек, на-
писавш ий это, вне зависи-
мости от того, станет или не
станет политиком, что бы он
ни делал, все равно будет
граж данином ” .
Евтуш енко
отм ечает новое возрож д е-
ние Некляева не только как
поэта, но и как голоса совес-
ти и надеется, что “то же са-
мое возрождение случится и
со всеми интеллигенциями
м ира” .
Редко какая книга, а уж
тем
более
поэтический
сборник, да ещ е и перевод-
ной, та к цельно и точно оп-
равды вает свое название.
“О кно” — это взгляд челове-
ка на окружаю щ ий е го м ир
через любое окно его квар-
тиры или дом а
Слегка ис-
кривленное стеклом изобра-
ж ение
д ействител ьности,
царствую щ ей снаружи, и яв-
ляется объектом исследова-
ния в поэзии Владимира Не-
кляева. С борник, бесспорно,
антиутопичен,
притчевы е
строф ы вы ступаю т в роли
эдакой исповеди человека
эпохи постм одернизм а, ус-
тавш его от лжи, обы деннос-
ти и, следовательно, полити-
ки. Но при этом кни гу выде-
ляют редкая душ евность, че-
ловечность, общ ий добры й
настрой каж дого и всех вме-
сте взяты х ответов на обма-
ном подсунутое бы тие.
И
главный герой “О кна” — это
белорусский народ, упорно
и беззлобно, как-то отчаянно
сопротивляю щ ийся данной
ем у реальности, не сулящей
н и чего кром е разруш ения
отдельной личности и см ер-
ти целого народа.
Нобелевскую премию ПО
литературе вы даю т далеко
не только за литературные
заслуги. Бунин, Бродский и
М илош были эм игрантам и,
Солженицын — д и сси д е н -
том , Пастернак получил пре-
мию за роман, опубликован-
ный за границей, вы двига-
лись Набоков и М ережков-
ский; Памук поднимает темы
турецкого геноцида армян и
курдов, Кутзее — борец с
апартеидом, Сартр от пре-
м ии отказался, заявив, что
он не политический институт.
И от обратного: Борхесу не
простили заискивания с Пи-
ночетом, кандидатуру Льва
Толстого разнесли за то, что
тот осуждал все формы ци-
вилизации и настаивал вза-
мен принять прим итивны й
образ ж изни. Так почему бы,
возм ож но, лучш ему бело-
русском у современному по-
эту и узнику совести не при-
судить премию с темой “За
поэтическое творчество, что
с чувственной силой и интел-
лектуальной проницательно-
стью рисует борьбу совре-
м енного человека за свободу
и независимость и позволяет
во всей полноте раскры ть че-
ловеческие судьбы и проб-
лемы, связанны е с историей
е го страны "? Это было бы
вполне заслуженно
Слава Кунцевич
предыдущая страница 27 Виртуальные Радости 2011 01 читать онлайн следующая страница 29 Виртуальные Радости 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст