Wal (1 3 3 ), январь, 201 f год
ВИРТУАЛЬНЫЕ г чи t CTM
_______
страница 2 /
КИНО
The
Doors.
When
you're
strange
Название в оригинале:
W hen
You’re S trange
Режиссер:
Том Д иЧилло
Ж анр:
документальный фильм
В ролях:
Д ж им М оррисон, Рэй
М анзарек, Робби Кригер, Д ж он Д е -
см ор, Д ж онни Д епп
Продолжительность:
90 минут
The D oors — это гораздо боль-
ше, чем просто группа или музы ка.
Эта четверка парней — целая эпо-
ха, они — лицо времени, страны и
поколения,
при ж и зн и
ставш ие
идолами и легендами. В каком -то
роде The Doors для Ам ерики играю т
роль The Beatles, да и сейчас уже
можно смело сказать, что по значи-
мости и влиянию на развитие рок-
музы ки они ничуть не уступаю т ли-
верпульцам. Правда, с одной сущ е-
ственной разницей: “битлы " прак-
тически сам остоятельно популяри-
зировали и вывели на новый уро-
вень рок-н-ролл, в то время как The
D oors появились на сам ом пике
этой волны, подняв ее на невидан-
ные высоты. Спустя столько лет ни-
чего не поменялось — и сейчас в их
м узы ке м ожно прочувствовать то
ж е сам ое, что сводило с ум а милли-
оны людей тогда. Безудержно бун-
тарская атмосф ера, эм оциональ-
ный, пронзительны й вокал, психо-
деличны е клавиш и, гарм ония д и с-
гарм оний и наоборот — можно ещ е
д олго перечислять особенности их
песен. Популярность The D oors вы-
сока д о сих пор, и неудивительно,
что кинематограф уже второй раз
проходится
по
и стории
Д ж им а
М оррисона и компании.
Д анную картину можно назвать
отдуш иной для тех, ком у не понра-
вился художественны й фильм с В з-
лом Кипм ером в главной роли, и
для тех, кто лю бит ортодоксальное
биограф ическое
кино.
Главные
элементы — на месте: записи вы-
ступлений, по езд о к, интервью и
прочая хроника И, конечно же, го -
лос за кадром , рассказы ваю щ ий
обо всем происходящ ем . Голос
этот принадлежит Д ж онни Д еппу,
но чувствуется, что приглаш ен он
был словно ради прим анки зрите-
ля, так как читает текст с таким уны-
нием, будто ем у вообщ е все равно.
Кроме того, голос Д еппа наводит
на ассоциации с д ругим фильмом
— “ Гонзо: Страх и ненависть Ханте-
ра С. Томпсона” . Впрочем, не зря.
Герои обеих картин отчасти схожи
тем атически,
оба —
кислотны е
ф рики, одни и з клю чевых ф игур
своего времени. Но хватит сравне-
ний, вернемся к The Doors.
Большая часть повествования
нацелена сугубо на вокалиста груп-
пы, Д ж им а М оррисона
Неудиви-
тельно: он и есть лицо группы и са-
мый известны й ее участник, да и,
наверное, больш е половины из тех,
кто прочитает эту статью, вряд ли
см о гут назвать хотя бы ещ е одного
музы канта и з The Doors. Но сам ое
главное — в плане колоритности и
харизмы Д ж им превосходит своих
коллег во м ного раз, так что акцент
на нем вполне очевиден.
Ф ильм начинается с краткого
рассказа о детстве и юнош естве
М оррисона и обо всем том, что бы-
ло д о знаком ства с будущ ими уча-
стникам и The Doors. Позже — пер-
вые репетиции жарким летом 65 -го
года, первые песни и скандальные
выступления. Начиная с момента
выхода крайне успеш ного дебю т-
ного альбома в фильме прослежи-
ваю тся очень явные изм енения
М оррисона как человека. И з сам о-
го обы чного ам ериканского парня
он превратился в раскрепощ енно-
го, вечно обдолбанного, эпатирую -
щ его бунтаря, став в одночасье од-
новрем енно сам ой обож аем ой и
сам ой ненавистной ф игурой того
врем ени. Что тут говорить, если
очень часто на сцене пом им о музы -
кантов находилась целая орава по-
лицейских, выкидывающая людей
обратно в зал и пытающаяся утихо-
мирить, а порой и вообщ е аресто-
вывающая сам ого Д жим а. Его и с-
тория подобна зажженной в глубо-
кой темноте спичке, вспыхнувшей
ярким огнем и прогоревш ей сов-
сем недолго. Человек, изменивш ий
м ировоззрение целого поколения,
ставш ий символом свободы и са-
мовыражения.
По сути, данный фильм — это
одно длинное выступление группы,
бесконечны е концерты , записи и
непрекращ аем ая
дурманящ ая
жизнь, катящ аяся в никуда — д о са-
мой см ерти, которая до сих пор о с-
тается загадкой. Был ли это сер-
дечны й приступ,
перед озировка
или
убийство,
спланированное
ФБР, которое тогда убирало всех
идейны х
вдохновителей
хи ппи -
движения? М ожет быть, мы не у з-
наем это го никогда
К слову, будет не лиш ним см от-
реть эту картину именно в оригина-
ле: воспринимается куда лучше. А
если думаете, что из всего фильма
со своим знанием английского пой-
мете только название песни “Hello, I
Love You", все равно можно риск-
нуть, так как м ногое понятно и без
слов. The Doors. When you’re strange
— это канонически сделанная био-
граф ия, дающ ая зрителям не боль-
ше, чем остальные собратья по ж а-
нру. О на не раскры вает никаких
тайн, не отвечает ни на один во-
прос. Эта история просто есть, и как
к ней относиться — это уже дело
личное. Но если для вас “The D oors”
значит больше, чем просто “двери",
то фильм посмотреть просто необ-
ходимо.
Ки рилл М аж а й
Дядюшка
Буими,
который
помнит свои
прошлые жизни
Каннский набат
Название в оригинале:
Loong
Вооптее raleuk chat
Ж анр:
медитативная драма
Реж иссер:
Апичатпонг Вира-
сетакун
В ролях:
Танапат Сайсаймар,
Сакда Каюбвади, Дзендзира Понг-
пас, МаттьеЛи
Продолжительность:
114 ми-
нут
В Каннах раструбили- отсю да и
навсегда — или д о следующ ей це-
рем онии — считать режиссера с
труднопроизносим ы м и именем и
ф амилией Апичатпонга Вирасета-
куна (м ож но просто Д ж о!) с ф лагом
марш ирующ им в авангарде м иро-
вого кинем атограф а. Его работы
записы ваю тся в ранг гениальных.
Д аж е несмотря на кислы й набор
картин на минувш ем Каннском ки -
ноф естивале, с которы м сам ы е
зловредные и ехидные критики (и я
в их числе!) связы ваю т вручение
главной награды в разрезе автор-
ско го кино старом у добром у таи-
ландскому гею за “Д ядю ш ку Бунми,
которы й
пом нит свои
прош лы е
ж и зн и ".
О бласканны й
больш ин-
ством критиков, возведенны й в
ранг божества среди соврем енного
кино
ком андой
знам енитого
“Cahiers du cinem a” (хотя после ухо-
да ещ е в 60-х Ж ака Риветта с поста
главного редактора журнал явно
уже не тот) да холодно принятый
извечными конкурентами печатной
колыбели “новой волны” и з “ P ositif”
(хотя кто первый начал — это ещ е
вопрос), фильм нового времени.
Сейчас я буду откры то спорить с
Д жонатаном Розенбаумом как оли-
цетворением мнения жю ри Каинов
2010 года.
Ф ильм прекрасны й — кто же
будет спорить. А вот заслуживает
ли “Дядю ш ка Бунми” золотую паль-
мовую ветвь — вопрос открытый.
Д а, хорош ее медитативное внежа-
нровое кино, которого сколько ни
сним ай — все мало будет. Особый
таинственны й презент из Ю жной
А зии, обладающ ий кое-каким тра-
диционны м миф ическим очарова-
нием. Работа полностью авторской
вы делки, прогибаю щ ая каноны и
стереотипы под себя, снабженная
нетрадиционной структурой повес-
твования — полным отсутствием
оного. Наполненная сочны ми кине-
матограф ическим и эпитетами (по
пять ш тук на м инуту хроном етра-
ж а!) с прим есью м агического реа-
лизм а, зам еш анного на восточной
культуре,
полностью
отдаю щ ая
трактовку зрителю (ещ е бы — все
равно какого-то смысла в этих эпи -
тетах нет). Х орош ий фильм для
просм отра в позе лотоса. Но не на-
столько, чтобы совать за него в ру-
ки Д ж о столь ценную награду
На сам ом деле редкость, когда
все позитивны е критические отзы
вы укладываются в ем кое, но ров-
ным счетом ничего не говорящ ее
“ Вау, круто!” . Читаеш ь рецензии,
задавш ись вопросом : “ Ну как?" Чи-
таеш ь в ответ: “Вау, круто!” Спра-
ш иваеш ь после просм отра: “ Ну
как?” В ответ: “ Вау, круто1’’ С мот-
риш ь сам , чтобы ув и д е тг: ну как?
О твечаеш ь себе: “ Вау, как-то та к.
..”
На деле получается, что хвалить
“Д ядю ш ку Бунми” , кром е как за ча-
рую щ ую атмосф еру и мириады по-
водов для расцвета собственного
синдром а поиска глубинного см ы с-
ла, ф актически и не за что. Непона-
слыш ке знакомы е с кинем атогра-
фом отметят занимательную хэнд-
м ейд стилистику и чудачества каче-
ства от ш естнадцатимиллиметро-
вой кинопленки. Видевш ие “Таин-
ственны й
полуденны й
объ ект",
“Благословенно ваш ” , “Т ропичес-
кую болезнь” и “Синдромы и век”
лиш ь разводят рукам и: В ирасета-
кун вновь показал то, что показы ва-
ет всегда, и показал так, как пока-
зывает всегда. За что ж е “ пальма”?
Танапат С айсайм ар (Д ж о по-
преж нем у предпочитает сним ать
непроф ессиональны х актеров!) в
роли дядю ш ки Бунми может сколь-
ко угодно умирать от болезни по-
чек, задумываться о карм е и убитых
им коммунистах, вспоминать свои
прошлые жизни, покачиваясь в га-
м аке. Уходить в пещ еру, похожую
на ж енскую утробу с ры бкам и-
сперм атозоидам и в склизкой воде
по д зем н о го источника. Е го ро д -
ственники м огут продолжать зани-
маться своим и повседневны ми д е-
лами. Вирасетакун предлагает за-
думаться о вечной ж изни через ре -
инкарнации и нем ного пом едити-
ровать — о ’кей. Но за что ж е “ паль-
ма”? О тсутствие серьезны х конку-
рентов,
завораж иваю щ ая
атм о-
сф ера и лучи любви и з далекого ко -
см оса сделали в прош едш их Кан-
нах свое дело. Когда в 2004 году
Д ж о вручили золотую пальмовую
ветвь
в
ном инации
“О собы й
взгляд” за “Тропическую болезнь”
— это было заслуженно, спору нет,
приз за авангард и новаторство по
делу. А вот с каких пор Вирасетакун
стал пригоден для победы в основ-
ной програм м е — загадка.
Слава Кунцевич
предыдущая страница 26 Виртуальные Радости 2011 01 читать онлайн следующая страница 28 Виртуальные Радости 2011 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст