2 8 стр а н и ц а
_______
,
_________
,
ВИРТУАЛЬНЫ Е РАДОСТИ
Ns12 ( 1 « » , д е ка б р ь , 2 0 1 0 го д
РАДОСТЬ
ЧТЕНИЯ
Награды розданы
Год катится к своему заверше-
нию, а это значит, что награды нача-
ли находить своих обладателей. И
литературное поприще тут не ис-
ключение. Так, самая престижная из
наград — Нобелевская премия по
литературе— досталась перуанско-
му писателю Марио Варгасу Л ьосе с
трактовкой за “картографию струк-
туры власти и яркие образы сопро-
тивления, восстания и поражения
индивида”. Вторая по размеру де-
нежных выплат — премия “Планета”
— отныне ассоциируется с именем
испанца Эдуардо Мендосы, полу-
чившего ее за рассказ “Кошачий
бой. Мадрид, 1936 год” .
Лауреатом самой любимой кри-
тиками Букеровской премии ока-
зался Говард Джейкобсон за коми-
ческий роман “The Finkler Question” .
Всемирная премия фэнтези оказа-
лась присуждена Людмиле Петру-
шевской за сборник “Жила-была
женщина, пытавшаяся убить ребен-
ка соседей: страшные волшебные
сказки” , в остальных номинациях
чествовали Джина Вулфа, Чайну
Мьевиля, М арго Лэнеган и Карен
Д жой Фаулер. Лауреатом испан-
М арио Варгас Л ьосе
Побег куманики
Книга:
Лена Элтанг, “Побег ку-
маники”
И здание:
ACT, твердый пере-
плет, 416 стр., 2009 год
Ж а н р :
лирико-мистическая
графомания
Дебютный роман писательницы
Лены Элтанг имеет любопытней-
шую предысторию, не пересказать
которую было бы непростительным
огрехом. Зародивш ийся в виде
подложного интернет-блога, где
публиковались небольшие заметки
некоего
молодого
человека
из
Вильнюса, затем Барселоны, каме-
нистых берегов Мальты, он стал
весьма и весьма популярным в бло-
госфере. Чуть позже эти записи,
расширенные и дополненные, уже
в виде романа “ Побег куманики”
вышили в издательстве “Амфора” ,
войдя в ш орт-листы нескольких
влиятельных литературных наград,
но оставшись вне внимания читате-
лей. Еще немногим позже, вновь
дополненное и исправленное, это
произведение вышло под эгидой
издательства “ACT” — и сейчас это
“выбор читателей” на многих рос-
сийских интернет-магазинах и по-
просту культовое произведение.
Тот язык, которым писательни-
ца рассказывает о небольших эпи-
зодах жизни вроде психически не-
здорового, но такого собиратель-
но-человечного главного героя по
имени Морас, достоин наивысших
похвал. Да, это графоманство, но
общепризнанный факт: графоманы
и гении идут в одном ряду. Речь, как
блестящий образчик изящной сло-
весности, не только рисует весьма
трогательные метафизические об-
разы и расцветает яркими гроздя-
ми очевидных и не очень отсылок,
но и создает особенную, милую и
чрезвычайно уютную атмосферу,
из которой не хочется возвращать-
ся. В современной русской литера-
туре такое встретишь не часто, и,
если отвлечься от подачи и сфоку-
ской премии Сервантеса в области
литературы стала 85-летняя испан-
ская писательница Ана Мария Ма-
туте за свой общий вклад в испано-
язычную литературу. Националь-
ную книжную премию СШ А в номи-
нации “Художественная литерату-
ра” получил Джейми Гордон за про-
изведение “Lord o f Misrule” .
Независимую
литературную
премию “Русский Букер” очень не-
ожиданно присудили Елене Коля-
диной за журнальный роман, вы-
смеянный и раскритикованный в
СМИ по самое не хочу, “Цветочный
крест” . Премию Андрея Белого —
старейшую российскую независи-
мую литературную награду — за
2010 год получили Анатолий Гаври-
лов в номинации “ Проза” за книгу
“ Берлинская
флейта”
и
Сергей
Стратановский в номинации “По-
эзия” за сборник “Оживление буб-
на". Призовой фонд премии, кстати,
составляют один рубль, яблоко и
бутылка водки. Премию “Большая
книга” взяли Павел Басинсий за
книгу “Лев Толстой: Бегство из рая”,
Александр Иличевский (“Перс” ) и
Виктор Пелевин (роман “t”).
Л ю дм ила Петрушевская
сироваться на атмосфере, бес-
смысленно сравнивать с циклом
“Правда, мы будем всегда?” Сергея
Козлова — по причине элементар-
ного незнания его в наших чита-
тельских кругах, но, если хотите,
это Эрленд Лу, встречающий Хорхе
Борхеса и Умберто Эко. Отсылки к
последнему неслучайны: мифоло-
гический корень сюжета у Элтанг
выстраивается именно по принци-
пу “ Имени розы” , а не того же “Кода
Д а Винчи” популистского Брауна.
Как такового фокуса на опреде-
ленной тематике в “Побеге кумани-
ки” нет — это произведение обо
всем и ни о чем. Тут встречаются
многие знакомые и близкие каждому
из тех, у кого “там, внутри, хриплова-
тый маятник мается, задевая сизые
розовые стенки”, моменты искрен-
него проявления чувств во всем их
богатстве и разнообразии, от кото-
рых они, чувства, зачастую запутыва-
ются и завязываются в шелковые
узелки. Приключение одного шизо-
френика берет лучшее из богатства
русского языка и антиакадемичности
западной прозы, угощая читателя
плодами редкого вкуса, отказывать-
ся от которых, право слово, негоже.
Очаровательная графомания.
Б Э Н К С
РЕЛИЗЫ
Глядя на релизы ноября, уже не знаешь, что делать —
плакать или смеяться. Минувшая уже осень в плане литера-
турных новинок, наверное, просто ужасающе скромна. К
делу.
Если вы любитель литературы интеллектуальной или,
по крайней мере, старающейся таковой казаться, вышед-
ших новинок вам надолго не хватит, так что возвращение
книжным полкам практически неминуемо. Так, после проч-
тения романа
“ И м перия!” , или Круты е подступы к Гар-
бадейлу” И эна Б энкса,
вышедшего в серии “Интеллекту-
альный бестселлер”
от
издательства “Э ксмо” , вы сможете
обратить свое внимание только лишь на новый роман
Б ер-
нара Б ербера “З ер кал о Кассандры ” ,
изданный силами
“Рипол Классик” . Все.
Любителям старой доброй классической фантастики и
фэнтези повезло немного больше. Так, они смогут взять в
руки еще пахнущие типограф ской краской романы
“ Ко-
роль призраков” Роберта Сальваторе
и
“Urbi e t o rbi,
или Городу и м иру. Книга 2 . Королева О йкумены ” Ген-
ри Л айона О лди,
а еще такие сборники, как
“ П орог м е ж -
д у м ирам и”
(в него вошли романы “Доктор Бладмани, или
Как мы стали жить после бомбы” , “Порог между мирами” и
“Когда наступит прошлый год”)
Ф илипа Д и ка
и
“ Колы -
бель на орбите”
(65 рассказов)
Артура Кларка.
Закусить
эту диетическую порцию можно будет графическим рома-
ном
Нила Гейм ана “T he Sandm an. Песочны й человек.
Книга 1 . Прелю дии и ноктю рны ” .
А вот циклами и [нелитературны ми сериями вновь
можно как подавиться, так и запастись туалетной бумагой
на случай атомной войны или зомби-апокалипсиса. Стар-
товал новый постапокалиптический цикл “INFERNO” от
“Э ксмо” первыми двумя романами
М акса О строгина —
“Б ог калибра 5 8 ”
и
“М ертвецы не танцую т” .
Продол-
жились серии “Технотьма” (роман
“ Песчаны й блю з” Ан-
д рея Л евицко го и А лексея Бобла),
“ Вселенная “Метро
2033”” (роман
“М етро 2 0 3 3 : В и нтересах револю ции”
С ергея Антонова),
“Э тногенез”
(“Ч ингисхан. Книга 3 .
С о л д ат н еуд ач и ” С ер гея В олкова),
“S.T.A.L.K.E.R.”
(“ Первая экспед иция” Антона П ервуш ина)
и “Disciples”
(“Т айна С еребряного Х р ам а” Д м итрия Гриш анина).
Перечислять можно было бы до собственного и вашего су-
масшествия.
Циклы. Что показательно, третья часть романа “Мару-
ся” , книги, которая обещала взорвать наши мозги, напи-
санная уже
Полиной Волош иной
и носящая название
“М аруся 3 . Конец и вновь начало” ,
в тираж не пошла, а
находится в свободном доступе на сайте “Этногенеза”. А
если сопоставить это со словами некоторых инсайдеров,
сложно не задаться вопросом: а кому нужны эти [анти]ли-
тературные циклы, если даже создателям они не приносят
должной прибыли?
Спасибо за внимание. Читайте хорошую литературу.
Цветочный крест
Книга:
Елена Колядина, “Цве-
точный крест”
И зд ан и е:
журнал “ Вологод-
ская литература”, № 7, 2009 год
Ж анр:
роман-катавасия
Иногда решения жюри крупных
и авторитетных литературных пре-
мий вызывают если не раздраже-
ние, то как минимум серьезное не-
доумение. И ладно еще Нобелев-
ская премия, которая зачастую
имеет мало общ его с писатель-
ской деятельностью лауреата, а
выдается за сторонние, часто по-
литические достиж ения:
те ж е
диссиденты Александр Солжени-
цын и Чеслав Милош или, если по-
свежее, Орхан Памук
ратующий
за признание Турцией геноцида
армян и курдов — тут все понятно.
Но что заставляет жюри некото-
рых, в основном российских, неза-
висимых премий награждать весь-
ма сомнительные произведения —
это загадка. Так, лично для меня и
многих литературных критиков в
России сю рпризом, и сю рпризом
неприятным, стало награждение
одной из авторитетнейш их пре-
мий за произведения на русском
язы ке — “ Русским Б укером ” —
журналистки газеты “Голос Чере-
повца” , опубликовавшей в весьма
незначительном
литературном
журнале “ Вологодская литерату-
ра” свой дебютный роман “ Цве-
точный крест" Теперь — подроб-
ности.
“ Ц веточный
крест” ,
м етко
о(т)крещ енный писательницей ро-
маном-катавасией, по всем лите-
ратурным признакам напоминает
не серьезное произведение, а не-
которую пробу пера, при помощи
которой молодые авторы зареко-
мендовывают себя среди интер-
нет-аудитории и пытаются ока -
заться в ш орт-листе премий, уч-
режденных специально для начи-
нающих авторов Вот только “Д е -
бют” , похоже, госпожа Колядина
несколько переросла — вундер-
кинд перевелся из начальной ш ко-
лы в аспирантуру. Только вундер-
кинд ли? С точки зрения теории
литературы,
роман
“Цветочный
крест” не вы держивает никакой
критики, за такое на своих семина-
рах Малькольм Брэдбери лупил бы
тапком по роже. Единственный
треугольник конструирования сю -
жета автоматом стирает возмож-
ность проникнуться его хитро-
сплетениями — в синопсис умес-
тились примерно равные по объ-
ему завязка, развязка и кульмина-
ция. Забыли. Эмоциональных пе-
реживаний от произведения тоже
лучше не ждать — гипертроф иро-
ванная тема прокисш их табу пере-
стала быть актуальной, когда точки
после своих романов “Лолита” и
“Желтые глаза” поставили Влади-
мир Набоков и Ж ак Ш ессе. Пере-
числять же то, чего в “Цветочном
кресте” нет, и вовсе является бес-
смы сленной
затеей.
Разуму
и
сердцу зацепиться не за что —
Елена Колядина предлагает цеп-
ляться глазами за текст. Конечно,
идея строить повествование, ис-
пользуя преимущ ественно архаиз-
мы и нормы произнош ения ста-
рославянского язы ка, м огла бы
показаться свежей струей, если
бы банальное неумение автора уп-
равляться с речью не губило эту
находку на корню Во-первых, ли-
тературный минимализм в постро-
ении предложений вместе с коло-
ритными выражениями произво-
дит эффект, обратный ожидаемо-
му, и не дает ничего кроме раздра-
жения. М ожет, критик туп и попро-
сту не понял свежести такой ф ор-
мы подачи, но, когда смеш иваю т-
ся
несочетаемы е
ингредиенты ,
редко когда выходят кулинарные
шедевры. Впрочем, это можно бы-
ло бы оставить как “дело вкуса” , но
о каком вкусе, кроме вкуса дурно-
го, может идти речь, когда есть
ещ е диалоги и пошлость. Абсо-
лютная абсурдность первых ис-
пользована только лишь в качест-
ве инструмента абсурда, но не-
умеренная жадность до “катава-
сии” автора привела к тому, что
беседы в романе представляю т
собой полотно коротких и лиш ен-
ных всякого смысла перекличек
невыразительных комично-тош но-
творных героев Третье — это ф и-
нальный аккорд: стремясь совсем
уж превратить произведение в
сплош ную гипертроф ию, госпожа
Колядина намешала такое количе-
ство заборных пошлостей, что го -
лова начинает идти кругом. Они
могли бы необычно украсить про-
изведение, если бы не встреча-
лись по несколько раз в каждом
абзаце.
Словом, чтиву не то что заце-
пить читателя нечем, но даже боль-
ше — есть чем отвращать А имен-
но — буквально всем. Порекомен-
довать можно только любителям
вульгарщины, старающейся пока-
заться абсурдом, да высокоинтел-
лектуальных диалогов вроде “ И
чем же ты еще перед дорогой
дальней в аф едрон давала?” —
“ П ряж енцам и.
.." — “Тьфу, м ер-
зость великая!” При желании про-
честь произведение, пока еще не
запущенное в тираж, вы можете на
сайте журнала — vollit.narod.ru.
Несмотря на то, что в ш орт-
лист премии вош ло несколько д о -
стойны х произведений, премия,
которая, по сути, наряду с награ-
дой “Новая словесность" ф орми-
рует читательский вкус, досталась
весьма сом нительном у роману.
Чтобы четче провести параллели,
в следующем номере “ Виртуаль-
ных радостей” будет опубликована
рецензия на ту книгу, которая, по
моему мнению, действительно бы-
ла достойна “Русского Букера” —
“Д ом , в котором.
Мариам Пет-
росян.
С л ава Кунцевич
предыдущая страница 27 Виртуальные Радости 2010 12 читать онлайн следующая страница 29 Виртуальные Радости 2010 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст