»t e m t g f l, ію яб рь, a o io го д
~
......
.
ВИРТУАЛЬНЫЙ РАДОСТИ
.
с іа н й ^ г Г
КИНО
Сербский
фильм
Сцены из жизни за спиной
Н а зва ни е в о р и ги н а л е :
S rpski film
Ж ан р:
шок-арт, снафф
Р е ж и с с е р :
С рджан С пасоевич
В р о л я х:
Срджан Тодорович, Сергей Трифунович, Елена Гзврилович,
Катарина Жутич, С лобадан Бестич, А на Сакич, Л ена Богданович, Л ю ка М и-
ятович
П р о д о л ж и те л ь н о сть :
104 минуты
“С ербский ф ильм” — это первая
работа Срджана Спасоевича в кино,
что не помеш ало ем у сделать то, что
не получилось у М ладена Д жордж е-
вича с его “Ж изнью и смертью пор-
но-банды” , а именно стать знаковой
для экс-ю гогославского кинемато-
графа, показав всему миру, что и в
С ербии есть м аргинальное кино.
Ф ильм уже оф ициально запрещ ен
во многих странах, кое-гд е выходит
в оф ициальный прокат. Но к чему
мнения чиновников? Поехали.
Уже давно уш ли в прош лое те
самые времена, когда насилие в
кин о
им ело
явно
привязанны е
смысловые потуги. Когда реж иссе-
ры, разрывая на части в кадре чело-
века, давали явные пассы к своим
умозаклю чениям и выводам. Кино
вроде “С ербского ф ильма” — это
авангард м аргинального кинемато-
граф а, где от зрителя зависит на-
м ного больше, чем от создателя.
Д а и, в конце концов, бессмы слен-
ное насилие и все отвращ ение от
познания низм енны х поры вов че-
ловеческого сущ ества, показанные
вне эпатажа, пугаю т и ф рустрирую т
нам ного
сильнее.
Хотя
работу
Срджана Спасоевича уже называют
тем самым эпатажем, каким он и
бывает: условны й ш тампованны й
реф лекс на все, что касается пока-
за и обращ ения к табуированным
темам; хотя чего греха таить, скан-
дал ф ильму только на руку.
Кино оперирует в больш инстве
своем ваш ими переж иваниями —
трактовать цель е го создания м ож -
но по-разном у, как душ е с киш еч-
ником угод но, и любые выводы бу-
д ут абсолю тно верны ми. Реж иссер
на лю бое м нение лиш ь покивает
головой — е го выстрел д о сти г це-
ли, и вы начали дум ать. А уж рас-
см отрели вы вы сокие социальны е
мотивы или просто находитесь в
беш енстве от сей тр упо р е зки и
считаете, что такое следует запре-
щ ать, это не суть важно. Но в од-
ном
вы
все
будете
правы :
“С ербский ф ильм” — это кино о
мясе, порно, расчлененке, а уже
потом — о м ировом трагизм е и го -
лодаю щ их детях в Аф рике. Как у
М эттью С токоу в ром ане “ Коровы ” ,
насилие и извращ ения — это сред -
ство ведения диалога с аудитори-
ей, способ перм анентно ш окиро-
вать, ввести в особое состояние,
ко гд а м о зг реф л екторно начнет
тра ктовать происходящ ее и пы -
таться привести увиденное к об-
щ ему знаменателю . Кто -то видит
во всем этом политические м оти-
вы, образ изнасилованной во всех
возм ож ны х ф орм ах и по зиц иях
кассетны м и бом бам и и крылатыми
ракетам и с лейблом “ M ade in USA” ,
а после окончательно разорванной
больш ой
по л и тико й
по ко йн о й
Ю гославии. Кто -то тычет пальца-
ми в толпы онанистов и тех, кто
ими спекулирует, нам екает на “за -
кон порно” и вы казы вает мнение
об отвратительной сущ ности н и з-
менны х инстинктов человека, ве-
д ом ого неутолимы м либидо, кото-
ро м у все м ало
и
м ало.
Иные
вспом н я т
пр о
вливание
новы х
кул ьтурн о -д е м окра ти че ски х ц ен -
ностей ряжены х суперм аркетов и
п р о че го ,
за пи ха нн о го
в
гл о тки
обы вателям на добровольно-при-
нудительны х началах, на ф оне с о -
циального упадка и разлада на-
родны х ценностей. В се эти правды
опциональны и верны , но истина
всегда одна: "С ербский ф ильм” —
соверш енно [сепБ огеб]ое на всю
больную реж иссерскую голову ки -
но. Не обольщ айтесь: если вы см о -
три те это т ф ильм, то вы [с е п -
БОгей]ый ничуть не меньш е С рджа-
на С пасоевича.
И стория о съемках порноф иль-
ма, которы й, по задум ке автора,
оборачивается типичны м
снаф -
ф ом, ни в коем разе не является
триллером или хоррором . Хотя на-
пряженностью действия и м ного-
численными ф лэш бэками С пасое-
вичу удается доб рую
половину
фильма поддерживать напряжен-
ную атмосф еру, когда д о дрож и и
боли хочется знать, что ж е будет
дальш е. А дальш е действие не сва-
ливается, но переходит к плано-
м ерном у разм еренном у показу за-
прещ енного. С любителями филь-
мов ужасов “С ербский ф ильм” вы-
киды вает ту ж е ш утку, что и “Х ос-
тел ” Эли Рота пятилетку назад:
можно бы ть сколько угод но подко-
ванным просм отром современны х
работ в жанре, но зажмуриваться
при просм отре. Где обы кновенны й
хор ро р норовит под кра сться со
спины или гро м ко крикнуть прям о в
ухо “ Бу!” , С пасоевич берет зрителя
за руку и спокойно ведет за собой,
весьма откры то дем онстрируя сц е-
ну совокупления с обезглавленным
трупом — и дальш е по м узею се к-
суально изощ ренны х психозов че-
ловеческого разум а. Д ем онстра-
ция половых органов крупны м пла-
ном, натуралистичные сцены бес-
см ы сленного тош но тво рного с о -
ития, зооф илия, некроф илия, ин-
ц ест,
отр езани е конечностей
и
разбивание голов — у это го филь-
ма вообщ е нет запретны х тем , но
они играю т свою главенствующ ую
роль отню дь не только в роли ин-
струм ента скандала. Всем этим да
ещ е исконно маргинальной недо-
сказанностью , как то т м ом ент на
старте, когда маленький мальчик
см отрит порноф ильм с участием
своего отца, обеспечивается мощ -
ное психологическое давление, с о -
здавая уникальную атмосф еру от-
вратительной неудержимой обре-
ченности и полнейш ей безы сход-
ности перед торж еством низм ен-
н ого над возвыш енны м. Неплохо-
му визуальному ряду содействует и
музы кальное сопровож дение, ко -
торое своей и грой на контрастах не
изобретает ничего нового, но скач-
ки о т привы чного сер б ско го саунда
на манер Горана Бреговича к ш у-
м овом у безум ию а-ля Тома Бан-
гальте вписы ваю тся в происходя-
щ ее просто идеально — мой пер-
сональный поклон Д ж ордж е М иль-
еновичу.
Первы м ж е своим ф ильмом
С рджан н и зве ргает себя на д но
м аргинального
кинем атограф а.
Где-то ме>кду Беттергрейтом и Хе-
сусом Ф ранко. И как бы те, что ве-
личают себя истинны ми ценителя-
ми м аргинального кино, ни озвучи-
вали мнение, мол, ш ок-арк уж е не
тот, и ни упоминали М ихаэля Хане-
ке и Пьера Паоло Пазолини всуе,
именно картины вроде “Хостела” и
“С ербского фильма” являются зна-
меносцами в этом жанре, выдавая
ем у приставку “нео” . Впечатлитель-
ным особам и людям со слабой пи-
щ еварительной систем ой просьба
не беспокоиться.
Как бы то ни было, “С ербский
ф ильм” исполняет очень важную
общ ественную роль — напоминает
нам, что проблемы, скры ваю щ иеся
за табу, не перестаю т сущ ество-
вать, если мы поворачиваемся к
ним спиной.
С л а в а К у н ц е в и ч
Легенды
ночных
стражей
Если ты чего-то не видишь, еще не значит, что этого не существует.
..
О р и ги н а л ь н о е н а зв а н и е :
Legend o f the G uardian: The Owls o fG a ’Hoole
Жанр:
аним ационны е приклю чения
Р е ж и с с е р :
З ак С найдер
В р о л я х:
Д ж им Стерджесс, Райан Куонтен, Э м или Барклай, Джеф ф ри
Раш, Д ж оэл Эдгертон, Хелен М иррен, Ричард Роксбург, Д эв и д Венхам,
Энтони ЛаПалья, Хьюго Уивинг, С эм Нилл, Э дриенн Д еФ ария
П р о д о л ж и те л ь н о сть :
9 7 минут
П оначалу
ф акт,
что
им енно
Снайдер возглавит работу над “Л е-
гендами ночных страж ей” , казался
либо оговоркой, либо чьей-то не-
ум естной ш уткой
Посудите сам и.
З ак Снайдер, автор таких культовых
картин как “ Р ассвет м ертвецов” ,
“300 спартанцев” и “Хранители” ,
один из самых своеобразны х и ви-
зионерских режиссеров соврем ен-
ного кинематограф а — и вдруг бе-
рется за детский мультфильм? Нет,
покорять новые горизонты никогда
не поздно, но все равно это выгля-
дело очень смело. О днако теперь,
уже после выхода картины на боль-
ш ие экраны , можно смело сказать,
что и гра стоила свеч.
“Легенды ночных стражей” явля-
ется экранизацией одноим енного
цикла кни г ам ериканской писатель-
ницы Кэтрин Л аски, вернее, первых
трех кн и г серии. Авторы рисую т пе-
ред зрителями чудесный мир, насе-
ленный прекрасны ми созданиям и
— совам и, со своим и народами,
обычаями и, разумеется, легенда-
ми. В центре сю жета — молодой со-
венок Сорен. Одним не самым при-
ятным днем его вместе с братом
Клуудом угораздило упасть с родно-
го дерева на опасную землю, где их
тут же схватили странного вида со -
вы и унесли в рабство в скалах Сант-
Э голиуса,
пристанищ е м рачного
клана Чистых, которые жаждут по-
работить остальные кланы сов и за-
хватить всю власть в королевстве
Тито. О днако после череды событий
Сорену и его новоявленной спутни-
це Гилфи удается бежать, и теперь
им предстоит долгий и опасный путь
через горы и м оря, чтобы найти
Стражей великого древа Га’Хуул,
легендарных воинов и защ итников
совиного королевства.
..
И стория сам а по себе, согласи-
тесь, весьма проста и ненавязчива
— все-таки фильм, как и книги, в
первую очередь ориентирован на
детей. З ато подача откровенно ра-
дует. Харизматичные герои застав-
ляю т переживать все собы тия вме-
сте с ним и, через их уста д о ребен-
ка доходят старые добры е пропис-
ные истины , вроде “о герое судят
по поступкам ” и т.п. Ю мора и ш уток
нем ного, зато они обычно очень к
месту. О днако есть и один весьма
серьезны й минус: “Легенды ” рас-
считаны в первую очередь на тех,
кто знаком с книжны м первоисточ-
ником , а таковы х в наш ей стране,
уверен, не так уж и м ного. Все дело
в том, что в рамках одного конкрет-
но взя то го мультф ильма м ногие
образы персонажей в итоге так и
остались нераскры тыми. И пускай в
дальнейш ей истории эти герои ещ е
о го -го ка к покажут себя — в “Л е ген-
дах” тот ж е Сумрак или Иглантина
выглядят притянуты ми за уш и.
Но что захватывает с первых же
кадров и не отпускает д о сам ого фи-
нала, так это визуальная составляю-
щая картины. “Легенды ” в этом пла-
не — настоящ ее пирш ество для
глаз. Д о мельчайшего перышка про-
рисованны е персонажи, восхити-
тельные пейзажи, захватывающ ие
дух полеты под шикарный музыкаль-
ный акком панем ент ком позитора
Д эвида Хиршфелдера — это вы за-
будете ещ е нескоро. Невольно вспо-
минаешь “Властелина колец” Д ж ек-
сона, даже тематика отчасти схожа.
О днако фирменная снайдеровская
брутальность временами дает о се-
бе знать, особенно ближе к концу
ленты. Ну и, разумеется, нельзя за-
бывать и о повсеместном использо-
вании излю бленного реж иссером
э Ь -т о , смакую щ ем каждый удоб-
ный моменты и каждую деталь. М ас-
терская работа, ничего не скажешь.
Уже хотя бы ради этого “Л еген-
ды ночных стражей” стоит посмот-
реть. Неизвестно, что двигало Снай-
дером при вы боре это го мульт-
фильма, но результат вышел очень
стоящ им. Д ети будут просто в вос-
торге, взрослым тоже есть на что
посмотреть, ну а сюжетные недора-
ботки, возможно, будут исправлены
в продолжении, которому, скорее
всего, быть. Так почему бы не насла-
диться чудесами на виражах?
А л е к с е й А п а н а с е в и ч
предыдущая страница 26 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн следующая страница 28 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст