N si 1 (1 3 1 ), йоябрь, 2010 ru * -”
"
ï “ -
—= - ^ Г
ВИРТУ АЛЫ
.
I
.
г іа к іи ііга н и м
гь
КИНО
Фильм-сорализм
Французское, 79 лет выдержки
Н а зва ни е в о р и ги н а л е :
Film social,зт
Ж а н р :
киноэссе
Р е ж и с с е р :
Ж ан-Л ю к Годар
В р о л я х:
Катрин Танвье, Кристиан Синниже, Ж ан-М арк Стель, Патти
Смит, Робер М алубье, А лен Бадью
П р о д о л ж и те л ь н о сть :
101 минута
“Кинематограф — это м алень-
ко е общество, слож ивш ееся сто
лет назад, в котором бы ли челове-
ческие отношения, деньги, ж енщ и-
ны, а теперь с ним покончено. И с-
тория кино — это не история филь-
мов, точно так же, как история ж и -
вописи — не история картин. Кино
просущ ествовало совсем недолго.
Я пытался сделать нечто совсем
иное. Но сегодня я ж м у только на
одну кн о п ку.
.."
Ж ан-Лю к Годар
В от это — собы тие. Не все эти
ваш и 3D, залихватские выкрутасы
сю жетов, новые технологии, целые
миры , инновационны е спецэф ф ек-
ты . “Ф ильм -социализм ” Ж ана-Лю -
ка Годара.
Именно с его работы в “ На по-
следнем д ы хании” с Ж ан-П олем
Бельмондо и Д ж ин С иберг в глав-
ных ролях принято начинать отсчет
новой волны ф ранцузского кинема-
тограф а, а значит — и рассвет ав-
тор ско го кино ка к такового. Автор
таких ш едевров ка к запрещ енны й
первое время “ М аленький солдат” ,
лауреат Б ерлинского киноф естива-
ля “Ж енщ ина есть женщ ина” , “Ж ить
своей
ж и зн ью ” ,
“ П осторонние” ,
где, по словам режиссера, “ ’’Алиса
в Стране чудес” встречает Ф ранца
Каф ку” , одна и з лучш их антиутопий
“Альф авиль” , д ань М опассану в
“ М ужское — ж енское” , “Д ве или три
вещ и, которы е я знаю о ней” , от-
сы лка к Д остоевском у в “ Китаянке” ,
“У икенд” ка к торж ество сю рреа-
л изм а, лауреат Канн “С трасть” ,
“ Имя: Кармен” по Бизе, трагиф арс-
ф антасмагория по Ш експиру в “ Ко-
роле Л и р е ” . О дин и з ярчайш их
представителей ф ранцузского ре-
ж и ссе рского искусства наравне с
Ф рансуа Трюффо, Клодом Ш абро-
лем и Э риком Ромером, выросш ий,
ка к и они, и з кинокритика легендар-
ного журнала “Cahiers du cinem a” .
Ярый социалист, один из лидеров
ф ранцузского “левого движ ения” ,
активны й участник м айских собы -
тий 1968 года, стартовавш их, нале
мню , с закры тия П арижской сине-
матеки. Его фильм, полнометраж-
ный игровой фильм — вот это со -
бытие.
Годар играет в процессе съем-
ки и в работе с отсняты м материа-
лом, ка к мальчишка. “Ф ильм -соци-
ализм ” — это записная книж ка, за-
пачканная
чередой
чернильны х
клякс поверх текста, исправлений и
дополнений, отм еток на полях. Это
м ольберт, изм азанны й краскам и
десятков сортов и сотен оттенков.
Это гвалт десятков голосов, споря
щ их, беседую щ их, ухаживаю щ их,
помалкиваю щ их. Кинопленка отзы -
вается всеми кинем атограф ичес-
ким и приемам и, которы е когда-ли-
бо использовал сам режиссер, ко-
торы е ко
1
да-либо были воплощ ены
в ж изнь за недолгую историю кино-
искусства. Почти бестактное, б ез-
алаберное нагром ож дение эф ф ек-
тов и вы крутасов вы гоняет случай-
ных зрителей из зала уже в первые
полчаса хронометража — осталь-
ные умиляю тся, вспоминая что, где
и когда, пы таясь предсказать, как
изм енится визуальный и звуковой
ряды в следую щ ую пятим инутку.
Годар играет не по правилам. М е-
няется изображение: то ручная ка-
мера с тридцатипятимиллиметро-
вой пленкой, то ф иксированная па-
норамная, то циф ровая съемка м о-
бильной м егапиксельной камерой,
то в цвете, то монохромом; то сце-
нические зарисовки, то монологи,
то конф итю р из рекламных роликов
и исторической кинохроники. М е-
няется звук: то студийная запись,
то микроф онная, живая, разры вае-
мая треском ветра. Прерываются
д иалоги, вклиниваю тся бессм ы с-
ленные цитаты — а круизны й лай-
нер огибает старуш ку Европу, не
заходя ни в один из возм ож ны х
портов. М еняется все — фильм на-
ходится в постоянном хаотичном
д ви ж е нии .
.
И з рассказа Ф рансуа Трюффо:
“ Как-то раз я сказал Годару: “ Если
бы мы с тобой пош ли в игорны й
дом , я бы спросил: “ Как надо и г-
рать? Каковы правила?” , а ты бы
сказал: “А почему так? Надо по-
д ругом у” . Я — игрок, уважающ ий
правила игры
Гг>дар ж е всегда
стрем ится эти травила изменить,
но, изм енив их, уже не хочет играть.
В его фильмах нет ни начала, ни
конца, ни середины . Э то набор ин-
туитивных, ощ ущ ений. Но иногда в
резу/ ьтате пол} таетоя чудо” .
Сам Ж ан-Я ю к товарищ а и кол-
легу парировал в одном, дополнив:
“ В фильме должно быть наиало, се -
редина и конец, но не обязательно
в этом порядке. Как и в ж изни” .
Д р уго й те зи с Годар подтверд и;,
“ Кино — лиш ь средство ком м уни-
кации. Кусок пленки, видеофильм
или электрическая волг ia ■
- это ку-
с о к человеческого сущ ества в о п -
ределенной ф орме” .
В “Ф ильм -социализм ” есть на-
чало, середина и конец, причем в
абсолю тно
привы чном
порядке.
Только лиш ь границы между ними
размыты настолько, что различить
их чертовски сложно. Годар забав-
ляется, как мальчишка, на восьмом
десятке лет ж изни. Не стоит искать
в е го работе хоть сколько-нибудь
внятный сю ж ет за ф лером абсурда,
искать объяснения каждому перво-
м у явлению сим волизм а за вуалью
наплевательства на кинем атогра-
ф ические традиции — это эм оцио-
нально-экспрессивное эссе в пост-
м одернистских цветах. Кинокритик
Жан Колле отозвался о Годаре ка к о
“Д екарте кино” , как о “ первом ф и-
лософ е, самовыражаю щ емся при
пом ощ и
кам еры ” .
Я
продолж у
мысль коллеги и назову Ж ан-Лю ка
Альбером Камю от кинематограф а,
Ж ан-Полем Сартром с ручной ки -
нокам ерой, М ишелем Ф уко с ре-
ж иссерским рупором , Умберто Э ко
за монтажом. В литературе есть та-
кое понятие как non-fictio n, и м но-
гие работы Годара правильно было
бы назы вать non-cinem a.
Полет
мысли в чистом виде, где от зрите-
ля требуется м ногое и даж е чуть
меньш е: некислы е знания об исто-
рии XX века и его культуре, антро-
пологии, м арксизм е, эконом ике не
даю т никаких гарантий, что вы см о-
жете хоть как-то интерпретировать
Гия Канчели, О норе де Бальзака,
Уильяма Ш експира, Расина, Эдипа
кадры из “ Броненосца “ П отемкин” ”
С ергея Э йзенш тейна и передачу с
познавательного канала о ж ивой
природе. Смысл в чем: как вы ин-
терпретируете и разжуете для се-
бя, так и будет верно — к этой теме
я вернусь в послесловии. Иногда
тут проскакивает сам оирония с на-
смеш ливостью над зрителем, ко г-
да реж иссер запускает ровно бес-
смы сленную ф разу на манер “Д ух
заним ает у материи ощ ущ ения, ко-
торы м он питается, и возвращ ает
ей их с отпечатками своей свобо-
ды ” — и отправляет нас трактовать
ее в зависим ости от наш его м иро-
ощ ущ ения.
“Ф и л ь м -соц и ал изм ”
это
авангардное кин о эссе со всем и
свойственны ми ем у атрибутами, но
не стоит думать, что работа исклю -
чительно направлена на ум озаклю -
чения зрителя. Тему Годар подни-
мает неш уточную, и вся е го работа
являет собой эдакий хаотично со -
ставленны й коллаж и з обры вков
европейской истории и культуры
минувш его столетия, смеш анны й с
трагичны м реквиемом всему кине-
м атограф у. С отни м иниатю рны х
сю жетов и человеческих судеб ска-
чут от малого к великом у и от вели-
ко го к малому, что соверш енно сти -
рает между ними какие-либо раз-
личия: Ж ан-Л ю к провод ит свою
классиф икацию согласно схож ес-
тям . Р ежиссер показы вает и пред-
лагает множество различных путей,
д о р о г и возм ож ностей, так и не д е-
лая между ними выбор, не приводя
их к развитию и заверш ению . Хоти-
те знать, чем все возможные вари-
анты закончатся? О нет, неужели вы
настолько глупы и надеетесь, что
будущ ее им еет ка ко й -то смы сл?
М гновенны е образы
и обры вки
ф раз, что так стим улирую т фанта-
зию , больш его ждать попросту не-
зачем. Вся власть — ваш ему вооб-
ражению .
Годар снял реквием не только
пи своем у творческом у вкладу в ки -
ноискусство, но и по всему кинем а-
тограф у в целом, нарисовал перед
нами краткую историю XX века в Ев-
ропе, оставив откры тым вопрос: а
что будет дальше? “Ф ильм -социа-
лизм ” правильнее было бы показы -
вать перед пусты ми стульями за-
брош енных кинотеатров — фильм
не для зрителей, не для критиков и
не для режиссера, а для см ердя-
щей туш ки сам ого кинематограф а,
которы й, ка к известно, является
зеркалом мира. Впрочем, почему
сразу для смердящ ей (смердящ их)
туш ки (туш ек)? Для праха — о м ер-
твых или хорош о, или ничего. М ол-
чу-молчу.
Что в 24 года, в самом начале
карьеры режиссера, что в 79, на ее
закате, Ж ан-Л ю к Годар остается
неутомимым новатором с горящ и-
ми глазам и. К то -то скаж ет, что
“Ф ильм -социализм ” похож на апо-
ф еоз, кто -то скажет, что на апоф е-
оз он не тянет — я посоветую обра-
тить внимание на эссе других д ея-
телей фронта европейской ф ило-
соф ии с налетом постм одернизм а
XX века.
Послесловие. У сербского писа-
теля Горана Петровича в повести
“ Последний киносеанс” есть такой
персонаж — киномеханик кинотеат-
ра “Сутьеска” Ш вабич, который д е-
сятилетиями, склеивая ролики и ка-
дры и з самых различных фильмов,
создавал свой ш едевр “ ш вабомон-
тажа” , свою летопись кинем атогра-
фа, фильм, который ещ е не виды-
вал мир. Л ента протяженностью бо-
лее четырнадцати километров (точ-
ная цифра — четырнадцать тысяч
двести девяносто два метра) и бо-
лее восьми часов была показана в
день ухода Ш вабича на пенсию , со -
впавший с днем закры тия кинотеат-
ра. Зрителями стали нем ногочис-
ленные
сотрудники
кинотеатра.
Бессмысленная, безыдейная, хао-
тичная нарезка сцен и з сотен филь-
мов. Так к чему это я
эвременное
искусство, если, конечно, мы не бе-
рем в расчет поп-арт, в первую оче-
редь отталкивается от зрителя —
наш а с вами ф антазия, наши с вами
мироощ ущ ения, наш и с вами ин-
терпретации, вы званны е работой
художника, и являются основой о с-
нов таких работ, и киноавангард не
исклю чение. Годар снял великий
ф ильм, которы й такж е является
полной бездарной бессмыслицей.
Кесарю — кесарево, а богу — бо-
ж ье, и то, каким “Ф и л ьм -соц и а-
лизм ” окажется для вас, зависит от
вас на девяносто процентов.
С л а в а К у н ц е в и ч
Г о с у д а р с т в о з а “ Х о б б и т а ”
По
инициативе прем ьер-м инистра Новой
Зеландии Д ж она Ки Парламент страны
утвердил поправки в трудовой кодекс,
которы е разграничиваю т права наем-
ных работников и подрядчиков.
Причиной том у стали съемки дило-
гии “Хоббит” . После массы проблем и
долгих препирательств с различными
проф сою зам и пр оекту по д руковод -
ством Питера Д ж ексона все-таки был
дан зеленый свет. Новый закон, в част-
ности, регламентирует взаим оотнош е-
ния работодателей с актерами и д руги -
ми членами съемочных групп.
Э то уже не первы й случай подоб-
ной политики государства по отнош е-
нию к работам Д ж ексона. Еще во вре-
мена работ над основной трилогией по
книгам Д ж она Толкиена в Н овой Зелан-
д ии было создано отдельное м инис-
терство по делам “ Властелина колец” ,
призванное реш ать всевозм ож ны е во-
просы в округ картин. Впрочем, оппо-
зиционны е партии в Парламенте стра-
ны уже обвинили правительство в ка-
питуляции перед иностранной корпо-
рацией (им еется в виду W arner B ros.).
Тем не менее особы х препятствий для
съ ем ок в Новой Зеландии возникнуть
не долж но.
П р о д о л ж е н и я “ А в а т а р а ” п о р а -
д у ю т н о в ы м и те х н о л о ги я м и . И без
то го взорвавш ий м ировой кинем ато-
граф своим и проры вны ми технологи-
че ски м и
д остиж ен и ям и
в
области
трехм ерного изображ ения Д ж ейм с К э-
м ерон не намерен останавливаться на
достигнутом .
Д ля пр оизводства двух сиквелов
ф антастического эпика “Аватар” реж ис-
сер планирует разработать ряд уни -
кальных технологий съемки фильмов и
чуть ли не соверш ить очередную ма-
ленькую револю цию.
“С оврем енны й кинематограф с е -
р ье зн о отстает от соврем енны х техно-
логий. М ы по-преж нем у сним аем , как
столетие назад ",
— заявил Кэм ерон.
По словам реж иссера, соврем енны е
кинопроекторы позволяю т воспр ои з-
водить фильмы со скоростью д о 144
кадров в секунду, в то время ка к боль-
ш инство соврем енны х ф ильмов сн и -
мается со скоростью всего лиш ь 24 ка-
д ра в секунду.
Увеличение д анного показателя по-
зволит сделать видеоряд более насы -
щ енным и динамичны м. Также усовер-
ш енствованию подвергнется созд ан-
ный ранее реж иссером виртуальный
съемочный комплекс, сильно облегчаю -
щ ий работу над ф ильмами на этапе
пост-продакш ена.
“Аватар 2” , призванны й воплотить в
себе все это бу
1
ство технократии, вый-
дет на экраны лиш ь в 2014-м — время
подготовиться у вас ещ е есть.
предыдущая страница 24 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн следующая страница 26 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст