t e i I M a il, .
..
4 t , 2 t1 i ." p
BViKiyAJ ibHbifc г а ДОС’1 yi
страница 23
ОБЗОР
Scania:
Ж ан р: ролевая чгра
П латф орм ы : PC, Xbox 360
Р а з р а б о т ч и к:
S pellbound
Entertainm ent
И зд а те л ь: J
0
W
0 0
D P roductions
И зд а те л ь в СН Г: Акелла
Н а зв а н и е
л о ка л и з о в а н н о й
в е р с и и : Готика 4: Аркания
П о хо ж и е и гр ы : Fable, Сердце
вечности, Бельтион: Свод равнове-
сия
М ул ь ти п л е е р : отсутствует
Р е ко м е н д уе м ы е
с и с те м н ы е
требования: четырехъядерный про-
цессор с частотой 2,5 ГГц; 4 Гб ОЗУ;
видеокарта уровня NVIDIA GeForce
GTX 280 или ATI Radeon HD3800; 11
Гб свободного места на жестком д и-
ске; Интернет-соединение
“ А р ка н и и ” э п и ч е с ки н е в е зл о
с п и а р о м . О тс ка н д а л е н н ы й у
P ira n h a B y te s б р е н д G o th ic с о в -
с е м п о те р ял п р и в л е ка те л ь н о с ть
п о с л е
ко ш м а р н о го
а д д о н а
G o th ic 3 : F o rsa ke n G od s и начал
а с с о ц и и р о в а ть с я у ж е н е с то л ь ко
с д у ш е в н о й и гр о й -с т а р т а п о м ,
с ко л ь ко с е е ж а д н ы м и зд а те л е м
и е го ве чн ы м “ п р о с ти те з а б а -
ги ” . У д и ви те л ь н о , н о JoW oo d и
н е п ы та л а сь р е а б и л и ти р о в а ть -
с я , п у с ти в п и а р -ка м п а н и ю б у к -
в ал ьн о на с а м о т е к. С а й т и гр ы
п о д о л гу н е о б н о вл я л ся , с к р и н -
ш о ты п р и х о д и л и о т к у д а -т о и з
тр е ть и х р у к , р е кл а м н ы е а кц и и
п р е кр а щ а л и с ь на с е р е д и н е , а
сн яты е и з -п о д по л ы в и д е о р о л и -
к и
д е м о н с тр и р о в а л и
р а н н ю ю
а л ьф а -в е р си ю с я в н ы м и п о д то р -
м а ж и ва г и я м и ка р т и н ки и п о л -
н ы м о тс у тс тв и е м у в р а го в и н -
те л л е кта А нд е е м п р е н е б р е ж е -
н и я
C i ал а
в ы с та в ка
G am eC im ’2 0 1 0 : л уч ш е е м е с то
н а стен д е JoW oo d о тд а л а к а з у -
а л ке д л я м о б и л ь н ы х, “ А р ка н и я ”
ж е те с н и л а с ь гд е -т о на за д н е м
п л а н е .
Ситуацию могла бы исправить
S pellbound, но попы тка сойти за
преем ников Piranha Bytes с грохо-
том провалилась. “ П ираньи” и не
думали кануть в Лету, хуже то го —
они процветали. Встречались с фа-
натами разны х стран, дем онстри-
ровали
рабочую
версию
своей
бю джетной, но качественной Risen,
остроум но и конкретно отвечали на
все вопросы . .Spellbound ж е оказа-
лась в тупике: им приш лось хвалить
прош лы е работы главны х ко н ку-
рентов и признавать вторичность
своего креатива, а иначе терялась
преем ственность серии G othic и
внимание готом анов. Какой уж тут
ю мор и остроум ие!? За полгода до
релиза “А ркании” S pellbound анон-
сировали экш ен Ravensdale, ф акти-
чески расписавш ись в нежелании
им еть что-л ибо общ ее с серией
G othic.
О кончательно имидж “Аркании”
загубил локализатор: “Акелла” на-
м ерено отказалась от привы чного
перевода названий, сведя на нет
все старания дизайнеров изобра-
зить именно М иртану. М ир стал не-
узнаваем для игрока, волш ебная
сила бренда была утеряна, в чем
можно было заранее убедиться по
заботливо выпущ енной д ем о-вер-
сии. Неверные системны е требова-
ния на русских коробках давали
возможность проверить свое мне-
ние об “А ркании” , после чего с пол-
ным правом вернуть д и ск продавцу.
После такого количества про-
счетов создателей “А ркания” обя-
зана была оказаться плохой игрой.
П риговор ей был подписан зара-
нее, вопрос стоял лиш ь в том , даст
ли сама и гра объективны е поводы
для недовольства или ж е JoW ood
проиграет в заочном голосовании
рублем. “А ркания” не разочарова-
ла, предоставив огром ны й простор
для критики приверженцам любых
взглядов на ролевые игры . Ф анаты
“ Го ти ки ” недосчитались главны х
особенностей
сер и и:
о ткры того
ЗЯ*
Gothic
4
мира, выбора одной из враждую -
щ их ф ракций, распорядка дня пер-
сонажей, да и просто адекватной
реакции виртуальных жителей на
и грока и м онстров. В сравнении с
кум ирам и последних лет (Dragon
Age, W ither) “А ркания” безразлична
к реш ениям игрока, неоригинальна
заданиями, линейна и предсказуе-
ма. Сю жет и личности героев в ней
такж е не удались — стары е ролеви-
ки уж е успели упрекнуть. Графика,
бои и прочие радости совсем не-
опы тного игрока тож е не принесли
“А ркании"
ком плим ентов: у нас
есть A ssassin’s C reed 2, и с этим
ф актом приходится считаться.
Причина провала отню дь не в
плохих програм м истах и художни-
ках, не в ограниченном бюджете
или сроках. Ручной дизайн уров-
ней, бы стрые загрузки, стабильная
работа даж е на слабы* машинах -
явные признаки ровных рук созда-
телей. Но управляли этим и руками
совсем не знаком ы е с предметом
головы . Свою работу над продол-
жением “ Го гики” главный дизайнер
Андре Бекку описывал так: “ Если ты
оставляеш ь все по-преж нем у, то
отсутствует умственная работа над
чем -либо, соответственно, ты не
можеш ь предвидеть улучшение или
ухудш ение в этой области. Если же
ты пересматриваеш ь реш ение сво-
е го предш ественника, то это стоит
врем ени — переделать соответ-
ствую щ ую часть проекта” . На прак-
тике пересм отренны е возм ож нос-
ти просто отбрасы вались — понять
см ы сл то го или и н ого элем ента
геймплея руководители проекта не
см огли. В “А ркании” нельзя караб-
кьгься по скалам, плавать, драть, я
с мирны ми жителями. Не наш лось
места учителям, персонаж ам -спут-
никам , зельям по сто янного д ей -
ствия. Весь инструм ентарий для
создания интересны х заданий был
выброш ен как самобытный, но не-
удобный в обращ ении переж иток
прош лого.
Но куда серьезнее навредили
игре возм ож ности, перенесенны е
из “ Готики” бездумно, без осм ы с-
ления их значения для игры . Д олго
не объявлялось, будет ли в “А рка-
нии” пры ж ок — важное действие в
“ Готике” . Прыжок все ж е решили
оставить, но оказалось, что е го
пр осто негде прим енить: отутю -
женные локации, огражденны е не-
видимыми стенам и, более подхо-
дят автосимулятору, чем ролевой
и гре с активны ми действиям и. С о-
хранили разработчики и торговлю ,
но ассортим ент товаров настолько
жалок, что и мысли не возникает на
что-то раскош елиться. Ничуть не
лучше удалась систем а развития
героя: выбирать не из чего, эффек-
та от прокачки никакого. Сама циф-
ра “+1% ” вызывает такое негодова-
ние, что в окно развития не хочется
больш е загляды вать. П редусм от-
рев мирные ремесла и потратив че-
ловекочасы на соответствую щ ую
анимацию , S pellbound не связала
первое с о вторым. П арадокс: герой
стучит по наковальне впустую , а
клинки лепит рукам и в любой глуш и
и любых условиях. Д а хоть бы и в
бою можно см астерить меч, сва-
рить суп, смеш ать лечебных зелий,
а потом, закры в меню -самобранку,
прим енить новый арсенал против
врагов. Разработчики не просто по-
тратили м ассу ресурсов впустую,
они выставили напоказ все услов-
ности,
которы е иначе было бы
труд но обнаруж ить. Чем больш е
этих “незачем” и “в меню ” , тем бли-
же катастроф а “А ркании” : в какой-
то мом ент и гр о к отказы вается оты -
гры вать роль, пробегает мимо мон-
стров, вы бирает первую попавш у-
ю ся ф разу в д иалогах и следит
только за перезарядкой руны бы ст-
р о го бега. С опротивляться наси-
лию над собой и гра не способна.
Поразительнее всего то, что са-
мой задачи, поставленной главным
дизайнером S pellbound, в д ействи-
тельности не сущ ествовало.
Не
нужно было разделять особенности
игры на полезны е и бесполезные.
П ример Risen показал, что обычный
рем ейк G othic 2 на новом движ ке
вполне рентабелен и интересен
публике.
А вот у сценариста такой воз-
можности не было, поэтом у пола-
гаться на него было очень опром ет-
чиво. Л о зунг ком ью нити-м енедж е-
ра “Сю жет — король! Это правило
номер один!” грел душ у ролевика,
но в действительности задача сц е-
нариста была очень нетривиальна.
Д ело в том , что сеттинг “ Готпки” от-
кровенно слаб и даже е го создате-
ли понимали необходимость ради-
кальных перемен. Война людей и
орков, три типажны х бога и поиски
волш ебной руды с трудом склады -
вались в приемлемый сю жет, кото-
рый потом жил в основном на реа-
листичны х историях героев, осо-
бом ироничном ю море и других ф о-
кусах, слиш ком эф емерных, чтобы
их м ож но было просто ско пи р о -
вать. Сей хрупкий механизм вдоба-
вок побывал в умелых руках Trine
Game S tudios, гениев разруш ения,
чей аддон Forsaken G ods уничтожил
в G othic 3 все, кром е багов. Сю же-
том Trine просили заняться особо,
перебросить м остик из “ Готики” в
“Арканию ” . П отому героя “ Готики”
лиш или разума с особы м сад из-
м ом , превратив в заикаю щ егося
безумца и приписав ем у м ассу зло-
действ, а вдобавок переименовав
е го в Робара III, будто приравнивая
к прош лому королю .
В “А ркании” Робару Третьему
бросает вы зов пастух с острова
Ф еш ир, новый безымянный герой,
личность неординарная, с врож -
денным даром м агии — только та-
кие и становятся пастухами. Сцена-
рист S pellbound Х анс-Й орг сравни-
вает нового героя с персонажем
сериала Lost М айлзом: “ Им обоим
свойственно спраш ивать. Они не
позволяю т себя эксплуатировать —
да, они м огут выг .олнить поручения
или даже требования других, но д а-
вая вместе с тем понять, что наме-
рения этих “д ругих" им ясны и они
готовы использовать это в своих
целях” . Главный дизайнер называ-
ет е го воплощ ением вы ражения
“сильный характер” .
На деле герой “А ркании” — ов-
ца овцой: его гоняю т все и под лю -
бым предлогом, дурачат всякими
обычаями и правилами, отказы ва-
ю т в минимальной помощ и и, учи-
тывая ненужность д енег,
ПОСТОЯННО
оставляю т без награды . Герой бес-
подобен и архитипичен, как Иван-
д урак — сценарист здесь показал
свой талант. Показал он талант и в
сочинении массы отговорок, кото-
рыми жители “А ркании” отправля-
ю т героя к леш ему: от простого “Я
не буду с тобой разговаривать, по-
том у что я занят” д о изощ ренного
“Угадай, что сказал первы й пр и -
спеш ник Белиара после просветле-
ния” . Пытаясь уследить за ходом
мыслей героя, сходиш ь с ума: ем у
прощ е зачистить древний м огиль-
ник, чем припугнуть библиотекаря.
Он м стит паладинам, хочет найти
артеф акт раньш е паладинов и при
этом не задается вопросом : а где
эти чертовы паладины и сущ еству-
ю т ли они вообщ е?
Если к.отивы нового героя м ож -
но объяснить глупостью и безволь-
ностью , то остальные персонажи
дадут ф ору Робару III. О собенно
круто завернулась интрига вокруг
четверки старых друзей. Д ие го от-
правляет героя искать какой-то ар-
теф акт. Узнать, где артеф акт, нель-
зя: в архивы не пускает стары й д руг
Д и е го по и м е^и Горн. В добавок
Горн сажает Д иего в тю рягу по ста-
рой друж бе. Потом оказы вается,
что в архивах побывал Лестер, д руг
обоих. Понятно, об увиденном он
ничего не сказал ни Д ие го, ни ге -
рою, ни старине Горну — ищ ите са-
м и. Л естера внезапно похищ аю т
орки, а в е го разгром ленной хиж и-
не обнаруживается Мильтен — ещ е
один старый д руг. М ильтен, понят-
но, ничего не знает, курит себе бо-
лотник, а следы от орочьих топоров
на стенах не заметил. Л естера он
спасать не намерен, но где прячут-
ся те сам ы е орки, конечно, подска-
ж ет. Спасенны й Л естер доклады ва-
ет, что нужное м есто вон там прямо
за углом , но артеф акта там все рав-
но нет. Герой спеш ит посмотреть,
где это артеф акта нет, после чего
и грок совсем ничего не понимает, а
герой понимает, что он — И збран-
ный.
Суть столь м ощ ного повество-
вания недвусмысленна: сю жет на-
писан, чтобы за ним не слепить,
чтобы не читать диалоги и не запо-
м инать болванчиков.
П одсветка
правильной фразы в диалогах, ко -
ридорны е локации, телепорт без
указания точки прибы тия и м арке-
ры на карте не дадут заблудиться и
совместны ми усилиями доведут до
ф иниша.
М ахнув рукой на геймплей и не
вникая в сю жетные глупости, не-
ожиданно начинаеш ь получать от
“А ркании” удовольствие Клик-клик
по скелету — он разлетелся на ко с-
точки. Подарили новую броню —
как классно она блести-, на солнце!
Запустил молнию в голема — здо-
рово! Запустил ещ е раз. Под ак-
компанемент эпичного саундтрека
так весело предаваться безумию :
тут ж е начинаеш ь ощ ущ ать, что
этот м ир тебя приним ает и ты уже
не чужак среди всех этих сектантов,
ф анатиков, лунатиков и социопа-
тов. И Робар III не кажется злодеем,
и пастух из Ф еш ира предстает муд-
рецом. Главное — не очень увле-
каться.
Р А Д О С ТИ :
Р у ч н о й д и з а й н у р о в н е й
С т и л ь н ы е м о н с т р ы и д о -
с п е х и , к а ч е с т в е н н а я а н и м а ц и я
б о е в
П р е в о с х о д н ы й с а у н д т р е к
У д о б н ы й и н те р ф е й с
К а ч е с т в е н н о е т е х н и ч е с к о е
и с п о л н е н и е
[О С ТИ :
Б е з у м н ы й с ю ж е т и з а д а н и я
Н е
п о д л е ж а щ а я
к р и т и к е
р о л е в а я м е х а н и ка
“ З а л и п а ю щ и й ” п о п я т ь с е -
к у н д и н т е л л е к т в р а го в
П а с с и в н ы е ,
о б д е л е н н ы е
л и ч н о с т я м и и л и ц а м и п е р с о -
н а ж и
К о р и д о р н ы е л о к а ц и и
О Ц Е Н КА :
5а0
В Ы В О Д :
П р о р о ч е с т в о
а н а л и т и к о в
гл а с и т , ч т о J o W o o d н е о б а н кр о -
т и т с я , е с л и “ А р к а н и ю ” к у п я т
8 0 0 ты с я ч р а з . П о м о ги т е о с т а -
н о в и ть б е з у м и е и о с в о б о д и т ь
“ Г о т и к у ” о т р а б с тв а — п р о й д и -
т е м и м о A rc a n ia : G o th ic 4 .
О бзор написан
п о PC-версии игры
А р т е м Д ы д ы ш к о
a k a A n u rie l
предыдущая страница 22 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн следующая страница 24 Виртуальные Радости 2010 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст