я н в м ш н
ОБЗОР
Жанр:
.адвенчура, h a ck’n 'slash
Платформы:
ХЬох
360,
P layS tation 3
Разработчик:
H othead Gam es
Издатель:
E le ctro nic A rts
Похожие игры:
серия B a rd ’s
Tale, серия O verlord, T orchlight
Официальный
сайт
игры:
w w w .deathspank.com
“Д а и че герой я вовсе. Герои
грабастают королевст ва и п рин -
цесс, регулярно делают ф изичес-
кие упраж нения, а когда улыбают-
ся, то солнечны й л уч играет у них
на зубах и загорается звездочкой
—д зы н ь! С волочи они, эти герои".
Терри Пратчетт, книга “Стража!
Стража!” и з цикла "П лоский м и р ”
Идея делать деньги ирони-
зируя стара как мир, но свежа и
нова
каждый
сегодняшний
день. Масс-культ, новые трен-
ды, упивающиеся собственны-
ми соплями малолетки — весь
этот бред порождает вполне ло-
гичное желание немного прой-
тись едким сарказмом по м еж-
дународному безумию. Иногда
тонко и иронично, иногда сме-
хом с низов живота и намерен-
ным наплевательством на ка-
кую -то
политкорректность.
Главное — шутить надо умело.
Кто-то из классиков сказал, что
комедия — жанр куда более
сложный, чем трагедия. Не по-
споришь: рассмешить сложнее,
чем заставить рыдать.
Рон Гилберт — один из сам ы х
ярких представителей старой ш ко-
лы в игровой индустрии, чья звезда
сияет и по сей день, а е го ф антази-
ям , казалось бы, нет пределов. Л е -
гендарны е M aniac M ansion, Zak
M cK racken
and
th e
A lien
M indbenders, Indiana Jones and the
Last
C rusade:
The
G raphic
A dventure, культовые The S ecret o f
M onkey Island и M onkey Island 2:
LeC huck’s Revenge — авторские
проекты
Рона,
а ум орительная
Penny A rcade A dventures явно не
была бы такой уморительной, если
бы в ее разработке не принимал
участие этот колоритны й весель-
чак. Без него жанр “квест", навер-
ное, никогд а бы не был таким , ка-
ким он является. Но Рону недоста-
точно. Рон продолжает ш утить.
Продолжение следует.
..
Казалось бы ,
са ти р и че ско го
ф энтези мы видели уж е столько,
что если о т пресы щ ения им нас
ещ е не мутит, то уж удивить в этом
подж анре точно больш е нечем. И
даж е больш е: иногда реш ительно
ньпонят: ю, иронизирую т ли авторы
над .слише истории про м агические
артеф акт! ■
и спасителе! человече-
ства от великого зла или ж е на-
строены серьезно. В се уже было
сказано д о выхода DeathSpank: в
л итературе
властвовал
Т ерри
Пратчетт, ш ут. ши Ш екли с А зим о-
вым, среди компью терны х и гр по-
падались
сер и и
B a rd ’s
Tale,
O verlord, в како й -то м ере K ing’s
Bounty, Dungeon K eeper и Fable. И
Рон Гилберт не пы тается удивлять,
полностью сконцентрировавш ись
на ю море и атмосф ере. Ф актичес-
ки, перед нами уж е виденная м но-
ж ество раз притча в карамельно-
конф итю рном королевстве про —
раз клиш е! — зло вселенского м ас-
ш таба, — два клиш е! — великого
героя и спасителя всего сущ его и
— три клиш е! — великий артеф акт
под названием ‘‘артеф акт’’. И сразу
пр иходит уны ние: Рон Гилберт,
стараясь вы смеять ш тампы ф энте-
зи , умудрился вляпаться в самые
избиты е ш там пы са ти р и ч е ско го
Ах, вот здесь он “ д о ш л ” Энн Маккефри!
ф энтези. И уты каеш ься носом в не-
д остаток свеж ести: и гре м ногого
недостает. Н едостает индивид у-
альности ю мора и действительно
инте ре сно го, вы зы ваю щ его под-
л инное л ю бопы тство
сценария.
Н едостает колоритного, ха р и зи а -
тичного персонажа, насм еш ливого
псевдогероя, а Д этС пэнк на эту
роль, увы, не годится. Недо-
стает массы вещ ей, ко -
торы е см огли бы пре-
вратить просто м и-
лы й
ироничны й
проект в д ействи-
тельно
знаковую
ф игуру на полях са-
тиры .
Сначала
реш и-
тельно не см еш но и
даж е не умилитель-
но, хоть и чувству-
еш ь себя в м е-
стном м ир-
ке на удив-
ление рас-
слабленно и
приятно. Ш там -
пы остаю тся ш там-
пам и,
но при всем
этом ясно осознается, что
DeathSpank вовсе не старается нас
см еш ить. М ож но было бы вычурно
“ вы смеивать” поп-культуру, наря-
жая гоблинов в лосины и заставляя
фей заказы вать товары через “м а-
газин на диване” , корчить с экрана
рожи с красны м и клоунским и но-
сам и, пока зрителей и участников
не начало бы выворачивать, но Рон
Г илберт
не
повторяет
ош и бо к
S ile n t
D ream s
с
их
G rotesque
T actics: Evil Heroes. Все нам ного
прощ е, и вино по бокалам тут раз-
ливает непосредственность. Теп-
лый, на удивление гостеприим ны й
м ир становится близким и родны м,
не забывая при этом сверкать не-
которой пряничностью и сценично-
стью . Элементы антуража, будь то
густы е лесны е заросли, цветочные
газоны или м аленькие сел ьские
д ом ики, все ка к один вы глядят пло-
ским и д екорациям и. А мизансцена
со скачущ им главным героем и во-
все вы полнена в ф орме эдако го
небольш ого трехм ерного плането-
ида.
И пусть такая и гра в театр не
вы зывает бури восторга или хотя
бы кусочка умиления, она создает
очень комф ортное настроение для
ш и нковки м естны х са ти р и че ски -
клиш ированны х м онстров. Техно-
логические барьеры никто не пре-
одолевал, какой -то карикатурнос-
ти тут тож е нету — и как раз все это
и делает м ир игры таким притяга-
тельным. В м есто того, чтобы ста-
раться заставить нас хохотать все-
гд а и везде, Рон Гилберт сотовари-
щ и сконструировали индивидуаль-
ную и сам обы тную вселенную , кое-
гд е
напом инаю щ ую
блош ины й
ц и рк или кукольны й театр абсурда.
П росто сказка , в своей первоздан-
ной красоте от чистоты .
Ю мор есть, и ю м ор отличный,
только приходит он в соверш енно
нетипичны х местах, что автоматом
возвращ ает покачнувш ееся знамя
иронии D eathS pank обратно на
ф лагш ток. Уходя в клиш е в сю жете
или
лепя
нарочито
гро те скн ы х
м онстров, Рон Г илберт не изобре-
тает ничего нового, а стары е боро-
даты е анекдоты уже не вызывают
даж е улы бки. Но в остальном про-
ект словно заставляет вспом нить
нас про времена упоения сериа-
лом M onkey Island. Весь см ех скры -
вается в диалогах и заданиях, что
становится весьм а приятной не-
ож иданностью . Еще более прият-
ны! I сю рпризом является внезапно
очень тонкий, едкий, теплый и д о-
бры й ю м ор, когда, заслыш ав оче-
редную ш утку, появляется желание
д ить среднем у и гр о ку ,
авторы
в
D eathS pank
переборщ или с разно-
м астностью — лю бите-
лям тонкой иронии не по-
нравятся пассы актуаль-
ной аудитории с сортирны -
м и ш уточками и все тем и ж е
клиш е.
Учитывая, что основная м асса
ю м ора в DeathSpank запрятана з
персонажах, диалогах и заданиях,
вполне удивительно, что для игры
был выбран ж анр hack’n’slash, а не
кажущ аяся мне в этом случае куда
более логичной адвеичура Не ска -
зать, что потасовки с местны м м и-
ловидны м бестиарием утомляю т,
но и полноценного дьяблозам ени-
теля и з игры не вышло. П ротивни-
ки д олго не ж ивут, слиш ком л егко
погибая от м агического клинка с
клиш ированно-забавны м названи-
ем , ро ст в уровнях соверш енно у с -
ловен и ровны м счетом ни на что не
влияет, а м анчкинство сходит на
нет и з-за пр осто неи ссякае м ого
источника дохода. В роде ничего
такого, но лиш ние элементы вы зы -
ваю т лиш ние вопросы , даж е невзи-
рая
то, что процесс нарезки из
карикатурной нечисти болонской
колбасы скоре е напом инав'
а р -
кадно-увлекательны х уб и йц вре-
мени вроде наш умевш ей Plants vs.
Zom bies. Тем более что априори
занудное закпикивание, ввиду от-
сутствия всяческого вы зова, в этом
случае сродни релаксации — за
это воздействие надо благодарить
м узы кальное
сопроьож д е зие.
Д ей ствуя
о т
пр оти вн о го ,
в
D eathSpank удивительно тонко и
органично вплетаю тся дж азовы е
щ ие пе р-
сонажи или
ехидны е
х и т-
рости при вы полне-
нии квестов умиляют
и забавляю т. Тонко,
м етко, очень интелли-
г !Чтно. И вот где еди-
н ор ог зары т: для вос-
приятия та ко го ю мора
о т и грока требуется не-
дю ж ая образованность
и уровень осведом лен-
ности. Не имея за плечами
сам ы х знаковы х ф энтезийны х про-
изведений ка к в литературе с кине-
матограф ом, та к и в игровой инду-
стрии, не умея отлавливать м ного-
численны е нам еки и аф оризм ы ,
получаете р и ск упустить основную
м ассу действительно удачных ш у-
то к. И от это го беда: стараясь у го -
тц е л кн угь паль-
цами и процити-
ровать
Т ерри
Пратчетта: “Ах, вот
зд е сь он “д о ста л ”
Энн М аккеф ри!” Или серию D iablo
и W orld o f W arcraft. Или Анджея
С апковского и Д ж она Рональда Ру-
эла Толкина. Или футбольных фа-
натов и эм обоев. Или сам их себя:
сам оиронией Рон Гилберт явно не
обделен. И без сатиры — окруж аю -
DeathSpank
предыдущая страница 29 Виртуальные Радости 2010 10 читать онлайн следующая страница 31 Виртуальные Радости 2010 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст