Ветрам
I
т
1ЬН •»
Й Д Д О С Я 4
s
l*gS ?129fc -
т *
рь
feOf ft rop
С .К .:
И скусство исчезает там , куда при-
ходит жажда наживы. И поэтом у нет ничего
удивительного в том , что м ногие отрицаю т
ф акт того, что игры им являются: ну ка к м ож -
но повесить лейбл “ искусство” на соверш ен-
но вторичны й синтетический блокбастер?
Прощ е говоря, не все, что ты делаеш ь в чер-
ном свитере, — искусство. И куда все это
двигается? Д ля издателей все мы — целевая
аудитория ходячие кош ельки, и они попро-
сту слю ной давятся и з-за того, что “ в Аф рике
дети не ели халвы ” . П оэтому и та к трепетно
заботятся о продвижении и гр в массы . Но
каким и средствам и? Гламуризация ещ е ни-
когда ничего хорош его с собой не приносила
ни одной сф ере культуры, вес им еет только
лиш ь эстетизация. Ясно, что ответственнос-
ти от “ м анагеров” дождаться не получится —
и бремя просвещ ения ложится на наши с ва-
ми плечи. Но стоит взглянуть по сторонам :
кто собирается прививать людям (хорош ий)
вкус? И грожуры ! Д ети и нерды, захлебываю -
щ иеся соплям и при одном упом инании о
некстгене и какой -то там кинем атограф ич-
ное™ . Какой вкус они способны воспитать?
Господа, это порочны й круг, это кичулан. С
д ругой стороны , “третья волна декаданства”
прош ла, засохли и отвалились сытные б ез-
вкусны е двухты сячны е, а отголоски л озунгов
“ Мы не хотим ж ить в мире, где за уверен-
ность в том , что не помреш ь с голоду, платят
риском пом ереть со скуки ” слышны с новой
силой. В опрос лиш ь в том , куда нас это все
приведет?
ДЕБАТЫ
Пир
во
врем я
чум ы
В п оследний м есяц лета бы ло ж ар ко н е только н а улице, но и в р ед акц и и “Вирту-
альны х радост ей”, где Слава Кунцевич и А л ексей Локтионов р азвязал и горячий спор
относительно культурной ценности компьютерных игр. Распечатку этого конфликта
м ы вам и предост авляем, предварит ельно отмыв от бры зг крови и стерев в се н ец ен -
зурны е слова и вы ражения.
А .Л .:
Я не считаю , что обязательны м
кри тери е м понятия “ и с ку с с тв о ” является
бескоры стие творца. Ж ажда наживы, равно
как и голод, присущ а лю бом у здоровом у че-
ловеку. Еще Л еонардо да Винчи сказал: “Я не
грош овы й худож ник” ; а уж чего “ребятам из
Blizzard” стесняться на нас заработать? Тво-
рец не долж ен быть голодны м, он вообщ е,
если бы ть точны м, ником у ничего не должен.
Кро'ле того, у и гр есть нечто более важное,
объединяю щ ее их с искусством , нежели б ес-
коры стие
созд ател ей.
В о-первы х,
игры
апеллирую т к эм оциям и переживаниям, а
во-вторы х, есть такое изречение: “ И скусство
— это то, что не скучно” .
Как мне кажется, история развития ком -
пьютерных и гр повтор1-.г развитое кинемато-
графа. “ Прибытие поезда на вокзал Ла-С ио-
ты” - сам ое первое кино, в котором просто
показывалось движение поезда по рельсам,
что, однако, вызвало у зрителей ш ок и панику.
Т акж е и с играми: они находятся лиш ь на заре
своего зарождения и переживают, если мож-
но так выразиться, свою черно-белую эпоху. А
что д о приснопамятны х игрожуров, то для
“прибывающ их поездов” они в самый раз.
С .К .:
Так речь-то не об этом , а точнее —
не совсем об этом . Понятное дело, что раз-
работчики не пытаю тся изобразить судьбу
О скара Уайльда. И даж е скаж у больше: для
творца созидание долж но бы ть основны м
полем действия. П оэт должен бы ть поэтом , а
не работником м есяца в ф астф удной и толь-
ко на выходных — поэтом . Ему незачем от-
влекаться на заурядность. П оэтом у— да, и г-
ры должны корм ить своих создателей. Но не
делать и з них упы рей. Ты сам посм отри: сто-
ит “ вы стрелить” какой -то идее, как тут ж е по-
являются сотни последователей, желающ их
нагреть на ней руки. Э то — м есто рождения
вторичности. На кой черт что-то изобретать,
если стары е чужие идеи приносят деньги?
Зачем, если у нас есть ш тампы? И это губ и-
тельно для любых намеков на искусство. И к
каким эм оциям и переживаниям м огут апел-
лировать приторны е истории про спасение
м иров с обязательной лавстори и чертовым
паф осом? Они даж е отвращ ение не м огут
вызвать. Какая на них м ожет бы ть реакция?
Ц итируя Ф робениуса: “ Какая м ож ет бы ть ре-
акция на эрекцию ?”
А с кино ты зря параллели проводиш ь.
Д аж е несмотря на то, что они напраш иваю т-
ся сам и собой. Но когда возник кинем ато-
граф ? А когда обрел популярность? В конце
XIX — начале XX веков. А игры — тренд XX ве-
ка. Это колоссальны й сро к, за которы й от-
гремели мировы е войны , была великая д еп-
рессия и сексуальная револю ция, индустри-
ализация и покорение косм оса. И ка к можно
говорить о повторении судьбы, когда сам
м ир изм енился настолько сильно?
А .Л .:
Лю бое направленное на массовую
аудиторию искусство требует от поэта быть
не только поэтом , но и работником . Как бы
грустно это ни звучало, но эм пирическим пу-
тем давно вы работались схемы производ-
ства всего: компью терны х и гр, ф ильмов, м у-
зы ки, литературы . П роблема вся в том , что
изобрести что-либо кардинально новое не-
возм ож но: вся гам м а сю ж етов была извест-
на и избита ещ е во времена Гомера, все и г-
ровые жанры сф ормировались уж е в начале
девяносты х, все ноты откры ты и сы граны .
В спом ни свой самый лю бимы й фильм или
игру: там обязательно будет лю бовь, наси-
лие и немножечко паф оса. Все, что создает-
ся для человека, подчиняется законам чело-
веческого восприятия, и пресная история
б ез любви и ненависти обречена на провал.
Работники серьезного творческого цеха в
больш инстве своем д остаточно циничны е
люди и не гнуш аю тся ум еренно использо-
вать проверенны е ходы и схем ы . Л ю бое про-
изведение искусства
- это пасьянс и з пр и -
ем ов, ситуаций, образов, но насколько удач-
но он будет сы гран, зависит уж е от м астер-
ства создателя. Что касается параллелей, то
не считаю их неуместны ми, ведь, в отличие
от времен и нравов, законы развития оста-
ю тся неизменны ми. В озм ожно, в будущ ем
игры просто станут ф ормальным поджанром
кино или вовсе е го зам енят. По крайней ме-
ре, все к этом у идет.
С .К .:
А на кой изобретать что-то новое?
Кризиса идей не сущ ествует д о тех пор, пока
мы сам и в него не начнем верить. На самом
делъ все гораздо прощ е: искусство появля-
ется тогда, когда ком у-то есть что сказать об
этом м ире, и пусть это будет трижды избитая
истина. А я о другом : м ейнстрим — это ги -
гантский сборочны й цех, где по кусочкам
вторичного опыта, по плану, по схем е вы пус-
каю т продукцию популярной культуры. А ис-
кусство — продукт штучный. Оно не приш ито
к каком у-нибудь там плану и является конеч-
ной производной всего-навсего попы тки что-
то сказать. А как сейчас собираю т игры ? Взя-
ли движ ок, налепили дж унгли, запустили кос-
м ических приш ельцев, дали в руки бластер,
заказали м узы ку у Ханса Ц иммера — вуаля,
готово. И скусство? Черт возьми, тогд а авто-
пром — искусство. Все можно вписать под
это определение. Банально, но когда игра
создается только (!) лиш ь с целью зарабо-
тать, когда разработчикам сказать посред-
ством ее нечего, когда она не преследует це-
лей что-то показать и объяснить, тогда это —
предм ет обихода, не более.
И давай не будем меш ать игры и кино.
Ф ильмы не заменили театр, хотя эти виды
гораздо ближе. В любом случае, поживем —
увидим . Как и увидим то, что го д за годом
нас продолжат пичкать вторсы рьем со сл ег-
ка похорош евш ей граф икой и парой свежеу-
краденны х идей. С просиш ь, что в этом тако-
го уж асного? И скусство — это то, что не
скучно, да. Т ак вот, мне скучно — скучно ви-
деть одну и ту ж е развлекалочку по сто пято-
му кругу! Я сыт- этим по горло. А что я полу-
чаю в ответ? “Зачем трогать то, что и та к и с-
правно работает?” Д удки! Э то — топтание на
месте. Э то — пустота. Пусть она способна в
лучш ем случае кратковрем енно развлечь,
дать что-то больш ее ей уж е не под силу. И
сам ое страш ное то, что кром е таких проек-
тов, ф актически, нет больш е ничего. А бсо-
лю тная, всеобъемлю щ ая пустота. И скука.
А . Л
.: Т с , что искусство продукт ш тучный,
популярное заблуждение. О но бы вает раз-
ным
элитарны м и м ассовы м , вы соким и
призем ленны м . Настоящ ие ж ивописцы —
это не только лишь В инсент ван Го г с Полем
С езанном, и Тарковский с Кустурицей — не
единственны е истинны е реж иссеры . Д ля
м ейнстрим а такж е прим еним о понятие “ и с-
кусство” , ведь для адресата не им еет значе-
ния, кто произнес трижды избитую истину —
б езл икий цех по пр ои зво д ству N eed fo r
Speed или Якуб Д ворски. И скусство нельзя
изм ерить рулеткой, и вся загвозд ка лиш ь в
терм инологии. Почему конвейеры по пр ои з-
водству кино или м узы ки на основе вторич-
ного, а то и третичного опы та занимаю тся
искусством , а ш там повщ ики и гр — вы кола-
чиванием д ен ег и з несчастны х детей? Взял ь,
к прим еру, “ М аш инариум” милый и тр о га -
тельный квест с лавстори и паф осом. И скус-
ство? И скусство. Что в нем нового? Н ичего.
Что е го сделало гениальным? П опадание в
восприятие, чувство меры и стиля: неповто-
римая эстетика и атмосф ера, тонкий ю мор,
незабываемая музы ка. A GTA4, обладая те-
ми ж е достоинствам и, не искусство, потом у
что е го делали на конвейере по вторичном у
опыту. Где логика?
С .К .:
Л о ги ка в том , что дело не в конвей-
ере, а в том , для чего это все вообщ е делаю т.
В “ М аш инариуме” роботы играли дж аз, а в
GTA4 нам рассказали отличную крим иналь-
ную драм у. Не будем разбирать каждый кон-
кретны й случай — тут можно и обобщ ить.
Важно разделять арт-проекты , “ф естиваль-
ны й" м ейнстрим и ту самую “дойную корову”
— скучны е и вторичны е игры , не несущ ие в
себе ничего ценного, кром е инъекции весе-
лья непродолжительного действия. Раз за
разом . И даж е хуже. Сейчас для то го , чтобы
бы ть успеш ны м , д остаточно изоб ра зить
н е кс.ге н , разреш ить стрелять людям в лица
или постановочно натйгиват
глаза краказя-
брам на их м иф ологические: адницы д а ещ е
па ру-тройку раз засветить сиськи — и боль-
ш е ничего не надо. И вот они, деньги, прибы -
ли! Зачем что-то менять? Тут балом правит
дурной вкус, а в лучш ем случае — полное е го
о тсутстви е. И здатели для д ем онстрац ии
своих проектов на вы ставках нанимаю т гр у-
дасты х блондинок, чтобы нерды не чувство-
вали себя ущ ербны ми. Они говорят нал : “ Ре-
бята, все о ’кей, не надо ничего м енять!" И-
это подхваты ваю т игрож уры . И разносят по
м ассовой аудитории. П рививаю т ты сячам
молодых лю дей дурной вкус, тираж ирую т и
спекулирую т им Они вскорм или и воспитали
целое поколение подростков, искренне счи-
таю щ их, что в таком виде синтетического и с-
кусства, как игры , долж но быть развлечение
и ничего более. Целое поколение бесхребет-
ных сам одовольны х ублю дков, неспособны х
на развитие и сам остоятельное мыш ление.
А как раз игры , ка к нечто весьма популярное,
должны пом огать людям развиваться, а не
ещ е сильнее убеждать их в том , что бы ть за-
урядны м и всем довольным — это нормаль-
но. И вот она, лакмусовая бумажка.
А .Л .: Слава, ты не находиш ь, что винить
молодежь в “сам одовольной ублю дочное -
ти ” , говоря при этом , что во всем виноваты
компью терны е игры , это старперство? Если
I
проблема скверного вкуса и им еет м есто
Ч
быть, то игры тут повинны в самую
^
последню ю
очередь.
И гры
должны развлекать, они с о -
Щ
здаю тся для этого. В игры
играю т, а не см отрят их или
читаю т, за ними весело проводят время. И с-
кусство — это не только лиш ь нечто о см ы с-
ле, но и нечто о ф орм е. Так вот, в ком пью тер-
ных играх важна ф орма, важны впечатления,
важно ф изическое действие, а смы сл со все-
ми воспитательны ми аспектам и отходит на
второй план. Родители и книги воспиты ваю т,
а игры развлекаю т — та к зачем все валить в
одну кучу? Почему никто не жалуется на то,
что ц ирк тупой и что слоны , катаясь на ш а-
рах, не читаю т Ницш е? Д а потом у что ц и рко-
вое искусство сущ ествует, чтобы развле-
кать, дарить людям радость, мечту, что тот
м ерзкий канатоходец, наконец, подвернет
ногу и с воплем разобьется в лепеш ку. Пре-
вращ ать забаву в интеллектуальную беседу
о добре и зле — это ломать естественную
суть вещ ей, переворачивать все с н о г на го -
лову.
С .К .:
Я виню не игры , а разработчиков,
которы е не способны на что-то больш ее, чем
кривляться с экрана м онитора. И очень удач-
ные параллели с цирком : игроделы — как
чертовы клоуны, заставляю щ ие отклю чать
м о зг своим и уж им кам ь. Так то — цирк, а мы
тут сравниваем игры с кино, вспоминаем л и-
тературу, о поп-культуре заговорили. И кто
сказал, что игры должны развлекать? И ног-
да, знаете ли, стоит слезать с аттракциона в
луна-парке и хоть чуть-чуть дум ать своей го -
ловой. А если кто -то не способен по причине
банальной незрелости, к этом у должны под-
талкивать те сам ы е творцы . И отм азка “ ник-
то ником у ничего не долж ен” тут не работает
— мы в ответе з а тех, ко го приручили. Кто
считает, что чувствовать ответственность за
свои слова и действия — это неправильно,
то т пусть первым кинет кам ень себе в гол о-
ву. И пусть это старперство — да, я старпер!
Но в настоящ ее время им енно индустрия
виртуальных развлечений являет собой са-
мый ж ивотрепещ ущ ий прим ео то го , что
предлагать что -то по м и м о “ пы щ -пы щ ” и
“ гры зь-гры зь” совсем не обязательно и даже
вредно. И тенденции ее развития отню дь не
радую т перспективам и: ни черта не меняет-
ся. Почему это плохо? Н еспособность к у с и -
лию , отсутствие ответственности и интел-
лектуальная им потенция — это правит м и-
ром искусства. А поколение им потентов об-
речено на вы мирание — с биологией не по-
спориш ь. П риятно все-таки знать, что есть
те, кто хочет все это изм енить. Только станут
ли они тем и, кто см ож ет, — это больш ой во-
прос, когд а на деле оказы вается, что то, что
они делаю т, ником у не нужно.
А .Л .: Слава, я согласен с тобой: иногда
нужно слезать с аттракциона и брать в руки
“ Букварь” или ходить на “ Колобка” в куколь-
ный театр (что ком у больш е нравится). Но с
тем , что образование и ф ормирование лич-
ности долж но проходить в том числе и с
гейм ладом в руках, не согласен. Гейм пад —
для развлечений, а “ Колобок” — для душ и.
И гры — это, несом ненно, искусство, но и с-
кусство в первую очередь развлекаю щ ее, а
уж е после задаю щ ее вопросы о вечности и
ж изненны х ценностях. По крайней мере, на
данном этапе свое го становления.
предыдущая страница 27 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн следующая страница 29 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст