шраЯ ИЦа 25
№9 (129), сентябрь, 2010 г о
д
____________________________ ВИРТУАЛЬНЫЕ РАДОСТИ
РАДОСТЬ
ЧТЕНИ,
Цементный сад
К н и га:
И эн
М акью эн,
“ Цементный сад"
И зд ание:
“Э ксм о” , тве р-
ды й переплет, 208 стр ., 2010
год
Ж ан р:
драм а
И эн М акью эн — ан гл и й -
ский писатель, лауреат пр е-
мии С ом ерсета М оэм а и Бу-
керовской прем ии, в годы
обучения
в
У н и верси тете
В осточной А нглии слуш ав-
ш ий
курсы
М алькольм а
Б рэдбери. П оследний с уд о-
вольствием в редкие м ину-
ты своб од ного врем ени за
бокалом пива в пабе читал
новы е
р а сска зы
И ена
и
спраш ивал: “Что дальш е?”
Н икогда не критиковал. М а-
кью эн — это новы й тип пи -
сателя, револю ционера от
б ританской прозы . Критики
упо рн о пы тались по весить
на е го произведения ярлы -
ки: триллер, м истика, даж е
хор ро р. Ярлыки отм ерли и
отвалились — М акью эн о с -
тался.
Его первы й роман, “ Це-
ментны й сад ” , был удостоен
в июле переиздания неболь-
ш о го ф орм ата, и з -за че го
кн и гу л егко спутать со зн а-
менательной “белой серией”
издательства “А збука” . Это
пр оизведение то го сам о го
экзистенциалистского пери-
ода, к котором у сам автор
относит ранний период сво-
е го творчества — сборники
“ Первая лю бовь, последнее
пом азание” и “ М еж сбиты х
пр осты ней” ,
ром аны
“ Ц е-
ментный сад ” и “Утеш ение
странников” . Герои, сущ ест-
вующ ие только во время чте-
ния кни ги , пренебрежитель-
ное отнош ение к деталям —
некоторы й
м иним ал изм ,
призрачны е город а и дом а,
некоторая атмосф ера таин-
ственности и особо клиниче-
т
^
т
МАКЬЮЭН
ские описания меланхолич-
но-ш окир ую щ и х
извращ е-
ний. Нет, М акью эн никогда
не был частью маргинальной
литературы.
О чень л е гки м м етаф о-
ричным язы ком Иэн М акью -
эн в “ Ц ементном саде” по-
груж ает читателя в неверо-
ятную . чарую щ е-ужасаю щ ую
атм осф еру о д н о го д ом а в
провинц ии, гд е в сундуке,
зашитом цементом, покоится
м ать
четы рех
обитателей
скрипящ ей обители. О ткры -
вая двери в замкнуты й д ет-
ски й м ир пси хол оги чески х
расстройств, л егких безумий
и бесчисленного числа зло-
вещ их тайн, писатель вовсе
не пытается разобраться в
тем е детей без родителей.
Он не заним ается анализом,
осуж дением и обсуждением,
а вм есте с читателем лиш ь
подбирает ключи к старым
закры ты м платяным шкафам
человеческих душ . И к тра ге-
д ии , ко гд а предосудитель-
ный по номенклатуре закры -
тый личный м ир руш ится под
давлением извне.
Иэн М акью эн в первом
ж е своем ром ане см о г со -
здать непередаваем ую ат-
м осф еру по исков сакраль-
ных скелетов и копания в ба-
буш кины х сундуках. Страш -
ную. Комичную . Без скид ок
реком енд ованную к о зн а -
комлению .
Ноктюрны. Пять
историй о музыке
и сумерках
Книга:
Кадзуо И сигуро,
“ Ноктю рны. Пять историй о
м узы ке и сум ерках”
И зд ан ие:
“Э ксм о” , твер-
ды й переплет, 272 стр ., 2010
год
Ж ан р:
трагиком ические
зарисовки
Кадзуо И сигуро — один
и з вы пускников литератур-
ных сем инаров, которы м и
руководил М алькольм Б рэд-
бери. Вместе с И эном М а-
кью эном является одним из
самых известны х, популяр-
ных и попросту лучш их с о -
временных британских писа-
телей. Японец по происхож -
дению , за ром ан “ О статок
д н я ” он получил Б укер ов-
скую прем ию . При этом чле-
ны Б уке р о в ско го ком итета
прогол осовали
за
ром ан
единогласно, что случается
нечасто. Я понец, написав-
ш ий один из сам ы х англий-
ских романов, сразу стал в
один ряд с такж е писавш ими
в Б ритании не на родном
язы ке Д жозеф ом Конрадом
и Владимиром Набоковым.
И сигуро эволю циониру-
ет,
развивается,
э кс п е р и -
ментирует. Сейчас, как оно
бы вает, издается писатель
первы м тираж ом , и вот уж е у
н его на столе контракты :
мол, сдать следую щ ую книгу
д о тако го -то числа следую -
щ его года. О тсю да берутся
автом атизм и планирование
неслож ны м и
гео м е тр и че с-
ким и ф игурами — четко про-
слеживается по поздним ра-
ботам Иэна Бэнкса или тех
ж е Уэлш а с П апаником, кото-
рые перестаю т бы ть писате-
лям и, когд а ум ею т писать.
Кадзуо переход на ф ормат,
похоже, не грозит.
О трываясь от излю блен-
ных блужданий в прош лом,
Кадзуо И сигуро в “ Н октю р-
нах” словно продолжает с ти -
листически свой роман “ Без-
утеш ны е” , наполняя повест-
вование м нож еством л ите-
ратурны х и музыкальных ал-
лю зий. И в последнем нет
ничего удивительного: этот
писатель ещ е и музы кант.
Пять трогательны х и сто-
рий аккуратно связаны меж-
ду собой тем атикой, общ ими
персонажами и, что тоньш е,
метаф орами, и читать их по
отдельности — значит упус-
тить все книгу. “Звезда эст-
рады ” , “ И в бурю , и в ясные
д н и ” ,
“ М олверн-Х иллз” ,
“ Н октю рн” и “ Виолончелис-
ты ” последовательно спле-
таю тся в л егкое, воздуш ное,
волш ебное
полотно,
при
этом ум удряясь серьезно от-
личаться д р уг от д руга. Кое-
где И сигуро бродит в про-
ш лом, как в “О статке д ня” ,
гд е -то меланхоличен, как в
“ Не отпускай м еня”, а гд е -то
переходит к едком у, почти
тарантиновском у повество-
ванию.
И чвВ Д О Р И И
С № **Е « С У М Е Р К М
КАДЗУО
JCrtvtQ ЛАГ ПИЩИ*
ИСИГУРО
“ М оя
цель
писать
“международны е романы ’” ’,
— говорил Кадзуо И сигуро. И
“ Ноктю рны ” , наверное, мож-
но назвать самым косм опо-
литичным е го произведени-
ем, одинаково понятны м и
прекрасны м на любом конти-
ненте, хоть в см оге м егапо-
лиса, хоть в стрекоте цикад в
окраинны х деревуш ках.
И бегемоты
сварились в своих
бассейнах.
..
К ни га:
Уильям Берроуз,
Д ж е к Керуак, “ И бегем оты
сварились в своих бассей-
нах.
.."
И зд ание:
ACT, тверды й
переплет, 224 стр., 2010 год
Ж ан р:
маниф ест ам ери-
канской контркультуры
Внезапная популярность
сер и и “А льтернатива” — а
это те сам ы е контркультур-
ные книги под знам енитой и
уж е нарицательной оранж е-
вой облож кой — потихоньку
сходит на нет. И в этом нет
ничего удивительного.
Уж
слиш ком м ного м усора стало
в ней появляться. Э то Броти-
ганом и Буковски можно за-
читываться д о тош нотворно-
го очарования, Роббинсом и
Хантером
Т ом псоном ,
но
Д ж он Кинг, Д энни Кинг, Д о р -
си, М аркс, И нге, Роттер —
ты сячи их! — ком у нужен этот
скороспелы й мусор? Серия в
кризисе. И если кто -то и см о-
ж ет вытянуть ее, так только
столпы контркультуры , клас-
си ки бит-поколения д а по-
просту гении маргинальной
литературы — Уильям Бер-
роуз и Д ж ек Керуак. “ И б еге-
моты сварились в своих б ас-
сейнах.
..” — это то, с чего все
начиналось.
А началось все с то го , что
во время обучения в Колум-
бийском университете зака-
дычные приятели Керуак и
Б ерроуз
по м огл и
своем у
д р у гу
Л ю сьену
Карру
скры ться от полиции после
то го , как то т убил ещ е одно-
го товарищ а из их ком пании
Д эвида Каммерера. Вслед-
ствие это го оба будущ их пи-
сателя угодили на непродол-
жительны й ср о к за реш етку
— там -то и начался путь “ И
бегем оты сварились в своих
б ассейнах.
..” как сам остоя-
тел ьн ого
пр оизведения,
взращ енного им енно на этой
истории.
П ри
ж и зн и
Керуака
и
Берроуза роман не издавал-
ся. Первый отры вок появил-
ся в печати тол ько в п о -
см ертном сб орнике Уилья-
ма, а первое издание вышло
лиш ь в 2008 году. Д ва года
спустя оно появилось и на
русском язы ке.
Э то — проба пера двух
апол огетов б и т-п окол ен и я.
Д вухструйны й полудокум ен-
тальный роман будущ их ма-
стеров пр озаи че ско го про-
теста лю мпенов, практикую -
щ их расш ирение сознания и
зачиты вавш ихся
О лдосом
Хаксли. Еще не знаком ы е ав-
торы : Керуак, пока без влия-
ния Тома Вульфа, и не слиш -
ком смелый Берроуз. С воео-
бразны й маниф ест ам ери-
канской контркультуры ещ е
с кв о зи т аскетичностью не
вош едш их в раж писателей
— тут нет концептуального
б езум ия “ Голого завтрака”
или наглости в необратим о-
сти “Ангелов опустош ения".
Но е го более всего выделяет
им енно та искренность и ве-
ра в сам их себя, с которы м и
Керуак и Берроуз берутся за
вскры тие зл о во н н ого тела
СШ А периода надменной ле-
ни, сам оуспокоения и всеоб-
щ его гарантированного спо -
койствия. И менно в “ И б еге-
моты сварились в своих бас-
сейнах.
.." они доводят стой-
кость Кингсли Э м иса и Д ж о -
на Брэйна д о агрессии яр ко-
сочны х
н а р езок м и р о во го
безум ия всего б и т-п окол е-
ния.
Ком у это интересно? В
первую очередь почитателям
этой эпохи писателей — для
ознакомления с тем , с чего
все начиналось, и взглядом
на то, как писали Керуак и
Берроуз д о того, как научи-
лись писать. Во вторую —
всем любителям “оранжевой
облож ки” : одним — с целью
развития, другим — для того,
чтобы
оценить
популизм
Гамбоа и Рю М ураками и пе-
рейти к чтению откровенны х
неавтом атизированны х и с-
токов. В третью — всем о с-
тальным, которы м тож е не
помеш ает вчитаться в зако-
номерную неореапистичную
антиутопию .
С л ава К ун цеви ч
Новая книга по Gears of War
Новеллизация вселенной игровой серии G ears o f W ar
набирает силу 31 августа в оригинале вышла книга
“Anvil
G a te ”
писательницы и сценаристки
Карен Тревис
Роман
рассказы вает о собы тиях, предвосхищ аю щ их начало Gears
o f W ar 3, беря старт после разруш ения последнего города
людей во второй части этой видеоигры . “Anvil G ate” допол-
няет новеллизацию до трилогии, включающ ей в себя, кр о -
ме свеж его произведения, книги “G ears o f W ar: Aspho
Fields” и “Ja cin to ’s Rem nant” . На русский язы к переведена
пока только первая из них, известная у нас под названием
“ Боевое братство’ издания “А збука-классика” .
Релизы
Вот и дождались любители литера-
туры интеллектуальной, направленной
на читателя элитарного и требователь-
ного, издания в серии “ Интеллектуаль-
ный бестсел л ер” о т “ Э ксм о”
р аб от
Ж о зе С арам аго и Д эн и ел а Киза.
Вы -
ш едш ий только в прош лом году
“ К а -
ин”
великого португальского писателя
и лауреата Нобелевской прем ии, убеж-
д енного м арксиста и тон ко го иронич-
ного философа Са-
рам аго своеоб раз-
но продолжает путь “ Евангелия от Иису-
са” , предлагая новый проникновенны й
взгляд на христианские мифы, подан-
ный изы сканны м язы ком.
“Таинствен-
ная история Билли М иллигана”
Киза,
автора "Ц ветов для Эладжерона” , — это
переизд ание
по д новы м
названием
“ М ножественны х умов Билли М иллига-
на” — ром ана-загадки, тонко вскры ваю -
щ его человеческое подсознание.
С тоит обратить вним ание и на пер-
вое русское издание кни ги
“Ночной
ш то р м ”
од ного и з сам ы х перспектив-
ных скандинавских писателей
Ю хана
Теорина “Л и ки дьявола” Ж ю ля Б ар-
б е д ’О ревильи
пусть и считаю тся
классикой ф ранцузской литературы , до
сих пор остаю тся а к-
туальны м и для л ю -
б ого читателя — ан-
тим орализм и изы с-
канная подача ож идает в переиздании
это го сб орника рассказов.
Т ож е сб о р -
ник и то ж е р ассказо в
вышел и у с о -
в р е м ен н ого
р о с с и й с ко го
пр о за и ка
В ладим ира С орокина,
7 из
11
кото-
рых только в этом год у вышли и з-п о д
пера автора.
Лю бителям литературы уж асов стоит отвлечься от пе-
речиты вания Лавкраф та, По и Баркера и обратить внима-
ние на переиздание романа
“Д о м у кл ад б ищ а” Д ж о зе -
ф а Ш еридана Л е Ф аню ,
дополненного авторским и рас-
сказам и. Э тот ирландский писатель пусть не так популя-
рен у нас, ка к Лавкраф т, но во всем м ире ставится с аполо-
гетам и литературы ужасов в один ряд. П родолжаются э кс -
перименты по дополнению классической литературы по-
жирателями м озгов: вслед за “ Гордостью и предубежде-
нием и зом би” издательством “Астрель” была выпущ ена
книга
“ Р азум и чувства и гады м о р ски е” Д ж ей н О стин,
дополненная
Б еном Уи нтерсом .
И пусть “Ф ранкенш тейн”
М эри Ш елли зачитан д о ды р, на переиздание от “Ладом и-
ра” кни ги
“Ф р ан кен ш тей н. П оследний человек”
обра-
тить вним ание стоит: второй роман впервы е вы ходит на
русском язы ке.
опди
Лю бителям зарубежной ф антастики
читать в этом м есяце нечего — переиз-
дания Гаррисона и Уэллса не в счет. А
вот почитатели ф энтези уж е м огут осва-
ивать новый роман
Д м итрия Громова
и О лега Л ады ж енского
(Генри Лайон
Олди)
“Urbi e t o rb i, или Городу и м и -
ру. Книга 1 . Д итя О йкум ены ” .
Вышла
и пятая кни га из цикла “Анклавы ”
В ади-
м а Панова
под названием
“Х ао совер-
ш енство” .
И, конечно, не берусь утвер-
ждать, что после Терри Пратчетта и с о -
ю за Ж елязны -Ш екли в жанре сатириче-
ско го ф энтези сказать больш е нечего,
но совм естная работа болгарина
П л а-
м ена М итрева и Андрея Б елянина
“В еслом по ф ьорду!”
навряд ли см о-
ж ет предложить что-то новое. З ато по-
полняется се р и я, посвящ енная игре
D isciples
III:
Renaissance: роман
А л ек-
сея Ч ернова “Тем ны й ры царь А лк-
м аа р а”
доехал д о м агазинов.
Зато русского народного трэш а хоть отбавляй. Сразу
тремя новыми романами пополнилась серия “S.T.A.L.K.E.R.”
— это книги
“Хозяин Янтаря” Александра Ш акилова,
“Зачи стка” Алексея Гравицкого
и
“С ердце Д езер ти р а”
Алексея Степанова.
Зона, радиация, аномалии, ЧАЭС — а
что ещ е ф анату-то надо? Серии-клоны идут нем ного позади:
“2.O .N .A.” разрослась на продолжение романа этого ж е года
“Сто рентген за удачу” в виде
“Д евяти
грам м ов на удачу” В адим а Ф илонен-
ко,
а в “ New R.E.A.L.I.T.Y.” и вовсе при-
шлось переиздать
“ Повод для паники”
Ром ана Глуш кого,
до этого выходив-
ш ий вне серий. Похоже, литературные
негры потихоньку заканчиваю тся. Зато
дело Глуховского продолжает жить: цикл
“ Вселенная “М етро 2033” дополнился
ром аном
С ергея К узнецова “М етр о
2 0 3 3 :
М рам орны й
рай” .
И, что предсказуемо, детищ е вос-
питанника Рыкова уже начинают копиро-
вать — роман
“П од зем ка” Д м итрия
Д аш ко и М ихаила Бычкова
все о том
же: метро, монстры, апокалипсис. Раз-
росся и цикл “Э тногенез” : пополнением
стал роман
Ю рия Бурносова “А рм а-
геддон. Книга 1 . Круш ение А м ерики”
С л ава К ун ц ев и ч
предыдущая страница 24 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн следующая страница 26 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст