Na9 (12 9), c ^ H .^ p u , 2010
; ,T '
ВИРТУАЛЬНЫЕ РАДОСТИ ,T.
Г *
^
— ^
-
"
~
^3
КИНО
Фламандские
налорморты
Национальные особенности
европейской глубинки
Н азв ан и е в о р и ги н ал е :
D e
helaasheid d e r du igen
Ж анр:
трагикомедия
Р еж иссер :
Ф еликс ван Грун-
гинен
В ролях:
Кеннет Ванбаден, В а-
лентейн Д аненс, Кун Д е Гоаве, В а-
утер Х ендрикс, Йохан Х елденберг
Продолж ительность:
108 м и -
нут
Ф ел икс ван Грунгинен — ре-
ж иссер неизвестны й, а уж для на-
ш его зрителя и вовсе своеобраз-
ное откры тие. П оэтому е го и сто-
рию во “Ф лам андских натю рм ор-
тах” м ожно расценивать как попы т-
ку завоевать сердца русскоговоря-
щ его зрителя. Хотя завоевывать,
казалось бы, нечем: сценарий рас-
сказы вает о ж изни и становлении
л ичности м олод ого человека по
имени Гю нтер — нежелательного
ребенка, вы росш его без матери и
воспитанного бабуш кой да отцом с
квартетом старш их братьев.
Р еж иссер стрем ится сы грать
на контрастах, удивительно ярко и
сочно
показы вая
д еревенскую
ж изнь в странах Западной Европы,
ум ело см еш ивая
первозданную
радость от низм енны х удовольст-
вий и беском пром иссную тяжесть
та ко го
б ессм ы сл ен н ого
бы тия.
Вполне себе явные эпизоды сель-
с ко го убийства времени м огли бы
зайти за сняты е лю бительские кад-
ры деревенской хроники, вы вора-
чивая наизнанку такие явления, как
секс, алкоголизм , м ордобои, бо-
лезни, преж деврем енная см ерть
от цирроза и прочее, и показы вая
их просто как данное, не пытаясь
повесить на себя медаль первоот-
крывателей и ко го -то там осудить.
Та самая ж изнь, когд а за тяжестью
сущ ествования лю ди всегда гото-
вы радоваться малому, воспетая в
свое время жизнерадостны м и то-
нами на картинах В инсента ван Го-
га с общ им настроением тотальной
обреченности. П редки угнетаемы х
селян, так и не сум евш ие получить
от свободы хоть каких-нибудь д и -
видендов
кром е
апатии,
пью т
хмельные напитки, рвут глотки на
напевах похабных народны х песен
д а танцую т стародавние сельские
пляски. А что ещ е остается делать?
Их вся нерастраченная эне рги я
уходит на обеспечение рассудка
должным количеством тумана — в
противном случае слиш ком тяго ст-
ной становится ж изнь, если слиш -
ком явно ощ ущ ается ее уродство.
М ихаил Булгаков считал, что,
дескать, бы тие определяет созна-
ние. “ Куда важнее избрать путь,
чем достичь цель” , — не соглаш ал-
ся с ним М илорад Павич. С танов-
ление Гю нтера в столь немилом
окруж ении соответствую щ ее: пер-
вая детская сигарета, крепкий ал-
коголь, чудеса на сеновале. Зная
такое, на человеке можно было бы
и поставит . крест, если откинуть
странную способность hom o sapi-
ens сам ом у строить свою ж изнь,
абсолю тно не понимая, почем у од-
ним — война, а д ругим — одиноче-
ство. И запи ски , сделанные в ходе
созерцания д епрессивной разве-
селой деревенской ж изни, позж е
превращ аю тся в романы и пр о-
ф ессию граф ом анского толка. Ф е -
л икс ван Грунгинен вовсе не пы та-
ется разобраться в ф еномене ф ор-
м ирования личности, лиш ь пож и-
мая плечами на вопрос “ Почему?” ,
но явно рисует избитую истину: со -
стояние свое го сущ ества и путь к
цели мы вы бираем сам и. Зато ре-
ж иссер более чем прям о подверга-
ет сом нению сем ейны е ценности,
и Гю нтер придет к выводу: “Я нена-
вижу двух женщ ин: первая — моя
мать, вторая — мать м оего ребен-
ка” . И его нежелание обрекать себя
на каноны сем ейны х отнош ений
связаны не с каким -то там отсут-
ствием ответственности и даж е не
столько с печальным опытом своей
сем ьи и сем ей окружаю щ их, сколь-
ко с банальным нежеланием. Он
сделает свой вы бор, только под-
тверж дая, что сем ья, дети остаю т-
ся личны м вы бором, а никак не
обязанностью ,
необходим остью ,
долгом или ещ е какой -то ерундой.
“Семья сам а по себе не принесет
тебе счастья, лю бви или душ евно-
го здоровья” , — напоминает нам
реж иссер. И ичень беском пром ис-
сно обрисовы вает сем ейны е свя-
зи , лиш енны е первозданной лю б-
ви, но держ ащ иеся только на фа-
милии и безы сходности.
Ф ел икс ван Грунгинен пы тает-
ся играть на территории Э мира Ку-
стурицы и Томаса Вош ица, пред-
ставляя
грязн ую
возвы ш енную
тр а ги ко м е д и ю на м анер той ж е
“Свадьбы белой ночью ” Бальтаза-
ра Корм акура.
Но сущ ественно
проигры вает всем им как по уров-
ню ре ж иссерского исполнения ра-
боты, так и банально по стилисти-
ческой и см ы словой нагрузке. Но
кино все одно замечательно в сво-
ей необы чайной палитре красо к
ж изни подхваты вает тонкий ю мор
и едкий сарказм , см еш ивает с об-
реченностью и тяжестью выбора,
д ем онстрирует очень искренню ю ,
но осторож ную мрачную ком едию
— страш ную , забавную , наивную,
трогательную , ж есткую , грустную .
Н есмотря на несколько подня-
ты х вопросов, направленных чело-
веческом у органу, отвечаю щ ему за
вы бор, более чем как простую пе-
чальную и сторию , оставляю щ ую
желание верить в лучш ее, “Ф ла-
м андские натю рм орты ” расцени-
вать трудно. Ф ильм сам по себе тя -
желый и не претендую щ ий на тон -
кую игру на гранях душ и. Ф еликс
ван Грунгинен рассказы вает оче-
видные вещ и, а после финала сни -
мает с сердца пудовую гирю , кото-
рую сам ж е водрузил.
С лава Кунцеви ч
Довольно добрый
человек
Дыхание Норвегии
Н азв ан и е в о р и ги н ал е :
Ел
ganske s n ill m ann
Ж анр:
трагикомедия
Р еж и ссер :
Х анс Петтер М о-
ланд
В ролях:
Стеллан Скарсгард,
В верь Ф лоберг. Гард Э йдсволль,
Ю рунн Кьелльсбю , Б ьерн С унд-
квист
Продолж ительность:
105 м и -
нут
“Д овол ьно добры й
человек”
н о р ве ж ско го
р е ж и ссер а
Ханса
П еттера М оланда является одним
и з тех странны х ска н д и н а в ски х
ф ильмов, просм отр которы х не о с -
тавляет ни вопросов, ни ответов,
требуя от зрителя более глубоких
эмоциональны х реш ений — появ-
ления отвращ ения или удивления.
Ф ильм ы , та к или иначе раскры ва-
ю щ ие и пом огаю щ ие постичь за га -
дочную скандинавскую душ у, вне
зависим ости от д ействия тум ан-
ной меланхолии в экранизации ро-
м ана “ 101 Р ейкьявик” Бальтаза-
ром Корм акуром или всего Л укаса
М удиссона и противодействия ре-
ал истичного абсурда п и те р ско го
лю б им чика А ки Каурисм яки или
северной антиутопии в “ Н еум ест-
ном человеке” Йенса Л иена. По ге -
роям этих произведений психоа-
налитики м огут писать д иссе рта-
ции, а каж дом у и з них было бы у го -
товано теплое м естечко в соответ-
ствую щ ем лечебном заведении в
те врем ена, когд а безум ие и м е-
ланхолия ещ е считались веским
доводом в пользу доб ровольно-
принудительного прием а цветных
пилюль. Ф ильм ы , отню дь не явля-
ю щ иеся хорош им способом раз-
влечения или осм ы сления че го -то
либо, но своеобразны е предлож е-
ния к особой северной м едитации
в пасмурны й теплы й день, о кра-
ш енной в мрачны е саркастичны е
тона.
Л ичность М оланда у нас, ко -
нечно, не та к известна, как, напри-
мер, ф игуры фон Т риера или В ин-
терберга, но им енно за своеоб -
разны й вольный пересказ е го “ Но-
ля градусов Кельвина” — фильм
“ Как я провел этим летом ” — По-
по гр еб ски й заработал призы м и-
нувш его Берлинале. Был там и
“Д овольно добры й человек” , полу-
чивш ий специальны й пр из газеты
B e rlin e r M orgenpost. И хотя д о это-
го в скандинавской эсте ти ке Ханс
П еттер снял только свой “А бер-
д и н ” — “Страна надеж ды ” и “ По-
следний лейтенант” были ф ильма-
м и -косм опол итам и. М ож но было
сом неваться, но сейчас М оланд
показал себя истинны м норвеж -
цем , чья д уш а зате р ян а среди
ф ьордов.
Сценарий “Д овольно д об ро го
человека” рассказы вает нам и сто-
рию вы ш едш его на свободу после
долгих двенадцати лет в тю рьме,
проведенны х за убийство лю бов-
ника жены , человека уже в возрас-
те по имени Ульрик. О н — довольно
добры й человек, хотя и убийца. И
впереди у него — старая новая
ж изнь. Ж изнь, в которой он будет
ездить на бесперспективную и пус-
тую работу и задумы вать мелкие
преступны е махинации со своим
старым приятелем. Снош ать быв-
шую жену, хозяйку, сдающ ую ем у
жилье, и, м ож ет быть, последню ю и
единственную возм ож ность на лю -
бовь или счастье в л ице своей кол-
л еги по работе. Д оставать повз-
рослевш его и обзаведш егося соб -
ственной сем ьей сы на, уже лиш ни-
ми стрем лениям и передавать от-
цовскую неж ность и воспитание,
упущ енны е за дю ж ину лет в местах
не столь отдаленных. И стоять на
пороге сладостной м ести, слиш -
ком сильно желая не делать выбор.
Грустны е тона, нем ного абсурда,
диалоги, пропитанны е недопони-
манием, и секс д о ужина, после
ужина, во время ужина, но не вм ес-
то ужина — скандинавская мелан-
холичная ш изоф рения.
Ф ильм искренний и более чем
откры тый, он позволяет нам самим
выбирать, когда смеяться, а когда
плакать. А сейчас это бывает слиш -
ком непозволительной свободой
для зрителя. Н икакой глубины и
поднятых вопросов — просто раз-
мазанная по вечернему скандинав-
ском у небу тоска по неизвестному,
срывающ аяся на грустны й сарказм
с примесью мрачного, но искром ет-
ного полярного ю м ора. Стеллан
С карсгард — лю бимчик Моланда,
ш вед и один из известнейш их скан-
динавских актеров, снимавш ийся у
фон Триера, Ф ормана, И ньярриту и
Ван Сента и в “ Пиратах Карибского
м оря” , если хотите, просто-таки
очаровывает своей игрой. Вжива-
ние в роль настолько сильное, что
персонаж получился даже сильнее,
чем несколько похожий на него ге-
рой Д ж ека Николсона в “О Ш м идте”
Александра Пейна, а переиграть ак-
тера, способного великолепно оты-
грывать роли одной лиш ь бровью,
— это уже м ногое значит. Естест-
венно, на его ф оне остальные пер-
сонажи смотрятся слабее, но не ме-
нее чем хорош о.
В ж изненны х тонах гд е -то в
Н орвегии “Д овольно д об ро го чело-
века” скры вается и главный минус
этой работы. Как сказал Альфред
Х ичкок, “ кино — это ж изнь, из кото-
рой убрано все скучное” . Ф ильм
М оланда ж е посвящ ен том у, что из
кино убираю т, — серы м будням и
рутине, а оттого он и скучен. Типич-
ная проза ж изни в скандинавских
тонах для одних окаж ется лучшим
лекарством от бессонницы , а для
других — сам ы м соком подобного
кин о . С канд инавский автор ски й
ф ильм, каким он и бывает, грустно-
см еш ной скво зь тоску, меланхо-
лично-скучны й, безмолвны й даже
в диалогах и, в общ ем -то, ничего
не говорящ ий. Его эстетика — се -
верная м едитация в пасм урны й
теплы й день, окраш енная в мрач-
ные саркастичны е тона. Так что вы-
б ор за вами: или вы проникаетесь,
или зеваете, а то и крутите пальцем
у виска. “Лю бители кино — вообщ е
больны е
л ю д и” ,
говаривал
Ф рансуа Трюффо.
Слава Кунцевич
предыдущая страница 22 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн следующая страница 24 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст