И Й М 2 9 ),се н те
рь, 201 O f од_________________________
ВИРТУАЛЬНЫЕ РАДОСТИ_______________________________
страниц
21
КИНО
Призрак
Просто Полански
Н азв ание в о р игин ал е:
The
G host W riter
Ж анр:
триллер, дра м а
Р еж иссер :
Р оман П олански
В
ролях:
Ю эн
М акГоегор,
Д ж он Бернтал, Ким Кэтролл, П ирс
Броснан, Д ж ей м с Белуш и, О ливия
Уилльям с,
Тимоти Хаттон, А нна
Боттинг, Том Уилкинсон, М органа
П олански
Продолж ительность:
128 м и -
нут
“ Золотая
пальм овая
ветвь”
Каннского киноф естиваля, “Золо-
той медведь” Берлинале, “Золотой
лев"
В ен е ц иа н ско го ф естиваля,
“ О скар” ам ериканской А кадем ии
кинем атограф ических и скусств и
наук, “С езар” ф ранцузской Акаде-
м ии
кин е м атограф ических
и с -
кусств и техники, ж урналистский
“ Золотой глобус” , премия британ-
ской А кадемии кино и телевизион-
ных искусств BAFTA, “Ф ел и кс” Ев-
ропейской академ ии кино, италь-
янская “Д авид д и Д онателло” . Та-
ком у набору наград м ожет позави-
довать лю бой деятель киноискус-
ства.
В се
их завоевал
своим и
ф ильмами или общ им вкладом в
развитие кинематограф а урож ден-
ный Раймунд Роман Л иб л инг — ре-
ж иссер Роман П олански.
П ольский еврей, родивш ийся
18 августа 1933 года. Не трудно д о -
гадаться, что у ребенка, вы росш е-
го, а точнее чудом вы живш его в
гетто, не м огло бы ть детства. И ро-
дителей, разделивш их судьбу м ил-
лионов лю дей “не с тем цветом
глаз” в газовы х камерах. Как гово-
рил сам Роман, выжить, в том чис-
ле и духовно, ем у по м ог м ир фан-
тазий. А кино — это ф антазия, за -
печатленная на пленке.
Н еизвестно, как бы сложилось
будущ ее П олански в социалисти-
ческой Польше, если бы не его ак-
терская работа в “ П околении” д ру-
го го гениального польского реж ис-
сера — Анджея Вайды. Роль оказа-
лась пропускны м билетом для Ро-
мана в Л одзьинскую кинош колу, а
В айду он м о г бы назвать своим
учителем или кем -то вроде того.
О дна из первы х коротком етра-
ж е к Романа иллю стрировала убий-
ство спящ его человека. После чего
П олански сделает для жанра трил-
лера ничуть не меньш е, чем Ф ри ц
Л а н г или Альф ред Х ичкок.
Гения разглядели сра зу. Его
пятнадцатиминутны й фильм “Д ва
м уж ика со ш каф ом” 1958 года за -
воевал полд есятка м еж дународ-
ных прем ий. Через год Полански
заканчивает обучение, спустя ещ е
три сним ает сенсационны й “ Нож в
воде” , удостоивш ийся ном иниро-
вания на “О скар” , приза британ-
ско й
киноакад ем ии,
“ З ол отого
льва” , получивш ий пр из М еждуна-
родной ассоциации кинокритиков
то го ж е В енецианского киноф ести-
валя.
Четыре года Полански работал
в Британии, снял “О твращ ение” и
“ Бал вам пиров” . Ж енивш ись на ак-
тр и се Ш ерон Т эйт, переехал в
СШ А. Р еж иссерский дебю т на ам е-
риканской зем ле — экранизация
ром ана Айры Л евина
“ Р ебенок
Розм ари” — стал классикой.
Трагедия 1969 года на голли-
вудской вилле Полански навсегда
вписала себя кровью в анналы и с-
то р и и . Членами банды Ч арльза
М энсона были зверски убиты нахо-
дящ аяся на девятом м есяце бере-
м енности Ш ерон Тэйт и четверо
го сте й . П риним авш ая участие в
расправе Сьюзан “С эди" А ткинс,
которая после бойни кровью напи-
ш ет на стене слово “ Pigs” , на суде
заявит: “ Когда я пырнула ее (Ш е -
рон Тэйт) ножом, то испы тала поч-
ти что о р га зм .
..”
После случивш егося Полански
некоторое время ж ивет в Европе,
ум удряется экранизировать ш екс-
пировского “ М акбета” и снять сю р-
реалистичны й “Что?” .
Возвращ ение в Новый С вет о з-
наменовалось вы ходом пред вос-
хитивш его расцвет стиля нео-нуар
“ Китайского квартала” и .
.. гром ким
скандалом в 1977 году: Полански
был обвинен в сексуальны х отно-
ш ениях с тринадцатилетней девоч-
кой С ам антой Гейм ер, первона-
чально ф игурировала версия об
изнасиловании. О тпущ енный под
залог, Роман беж ит и з Ш татов во
Ф ранцию прям о перед вы несени-
ем приговора в 1978 году. На часто
задаваемы й вопрос “А была ли д е -
вочка?” П олански ответил только в
1998 году, сказав: “ Я ничего не д е-
л ал.
..”
“ Пираты” , “ Н еистовы й” , “ Горь-
кая луна” , “С м ерть и д евуш ка” ,
“Девяты е врата” , личный и о скор о-
носный “ П ианист” , “О ливер Твист”
— дальнейш ие работы м аэстро.
“ П р и зр а к” м ож ет по казаться
более чем занудны м. И даж е не
просто м ожет — он такой и есть. На
протяжении двух часов практичес-
ки ничего не происходит. Разме-
ренно и спокойно. Д иалоги, краси -
вые общ ие планы, непогода. М ини-
мум действия — м аксим ум ш изо-
ф рении и паранойи. С аспенс. Это
— каноны жанра. Триллер в хичко-
ковском смы сле это го слова.
П и сател ь-при зра к, чью роль
блистательно исполнил Ю эн М ак-
Грегор, литературны й негр, отча-
явш ийся пр о за и к, зарабаты ваю -
щ ий на хлеб написанием мемуаров
за знамениты х лю дей. Он прини-
мает предложение своего агента
заверш ить незаконченную а вто-
биограф ию известного политика,
бы вш его прем ьер-м инистра Вели-
кобритании Адама Л анга. П редш е-
ственник “ призрака” был найден
выброш енным приливом на б ер ег
со смертельной д озой алкоголя в
крови, со смертельной д озой воды
в л егких. Четыре недели на излю б-
ленном британской политической
элитой острове М артас-Винъярда,
двести пятьдесят тысяч долларов,
достучаться д о сердца. Уже в аэро-
порту он спр оси т у героя Д ж она
Бернтала: “ Во что ты меня втянул,
Рик?”
Н екоторы е
кол леги
ищ ут
в
ф ильме второе дно. В осприним а-
ю т работу П олански ка к критичес-
кий отзы в о соврем енной правовой
систем е, мол, он разбирает на ф о-
не собственного преследования со
стороны ам ериканских властей во-
прос, а кто настоящ ий преступник.
П о-м оем у, это больш е походит на
попы тки выдать желаемое за д ей -
ствительное, придать осо б ого ж ур-
налистского см ака, скандальности
материалу. По сравнению с явны -
ми негативны ми пасами в сторону
прототипа героя П ирса Броснана
— бы вш его британского прем ьер-
м инистра Тони Блэра — в первоис-
точнике Роберта Харриса подоб-
ная мотивация Романа см отрится
более чем притянутой за уш и Вы-
б ор в качестве объекта экраниза-
ции бел летристики вы глядит со
стороны П олански скорее желани-
ем превратить бульварный полити-
ческий детектив в отличный фильм
на сты ке жанров триллера и д ра-
мы. Сожаления и личная м есть тут
ни к чему.
Когда герой М акГрегора читает
первоначальны й вариант м ем уа-
ров, то отзы вается о нем ка к о луч-
ш ем л екарстве от бессонницы .
“ П ризрак” м ожет оказаться тем же.
П олански, ф актически, дает ж анру
приставку “ пост” и напоминав', о
временах, когд а триллеры цени-
л ись за проф ессиональную реж ис-
серскую работу и ум ение цеплять
отсутствием д ействия, а не за ком -
пью терны е вы крутасы и беш еный
ритм
происход ящ его,
ка ко й -то
психологизм . Ф ильм зануден, как
были занудны ми работы Хичкока,
Д е Пальмы, Ф орсайта, Полака, Па-
кулы, Клемана.
.
В годы расцвета
жанра.
Лю дям , привы кш им к совр е-
менным голливудским триллерам
и работам, стараю щ имся таковы -
ми казаться, придется мириться с
кл ассическим виденьем или з е -
вать. Тогда как м ногие триллеры -
совр ем е нни ки стараю тся вы ж и-
мать напряжение захваты ваю щ и-
ми экш ен-сценам и и постановоч-
ной сум ятицей, с головой окуная
зрителя в круговерть наигранны х
загад очны х
соб ы тий,
П олански
цепляет тре во ж н о-д епр есси вн ой
атмосф ерой, постоянны м ож ида-
нием м ом ента ре зко сти . И ногда
кажется, что Роман слегка ирони-
зирует над ж анром , на мгновение
разряж ая атм осф еру едким то н -
ким ю мором, чуть ли не склоняя
фильм к бурлеску, а развязка и во-
все наступает мгновенны м внезап-
ным хлопком . Куда тоньш е прогля-
дываю тся реж иссерские м азки не-
зам етны м и координациям и д в и -
ж ений камеры , режущ им и, ка к л ез-
вие бритвы , затяжны ми планами,
позам и героев, но восприним аю т-
ся скорее на уровне подсознания.
П ейзаж и
М артас-В инъ ярда
сним ались на нем ецком острове
Зюльт. Время действия — тот от-
вратительный отрезок осени, ко г-
д а по го д у не получится назвать
иначе ка к м ерзопакостной. Вечно
затянутое свинцовы м и тучами не-
бо, часто идущ ий ливень, негосте-
приим ны е пейзаж и и м ертвенно
бледные холодны е м орские воины
только добавляю т в саспенс ещ е
нем н о го тр е во ги
и
д епр есси и .
П риродны е д екора ц и и идеально
дополняю тся антураж ам и и зы с-
канной, но выглядящ ей враждебно
виллы Адама Л анга или пустующ ей
гостиницы , внедорожника с вклю -
ченны ми сигнальны ми огням и на
борту паром а. Не хуже вписы вает-
ся в картину см утно-тревож ное м у-
зы кальное сопровож дение за ав-
торством А лександра Депла, нано-
сящ его на полотно оригинальной
атмосф еры заверш аю щ ий м азок.
В
первоначальном
варианте
концовки застигнутая врасплох ге -
роиня О ливии Уилльямс наблюдает
за растворяю щ имся в серо-тум ан-
ном Лондоне призраком . В итоге
Полански оставил в финале эле-
м ент нед осказанности, сняв все
одним планом, хотя и очевидно.
В сентябре 2009 Роман Полан-
ски был арестован в Ш вейцарии по
ордеру, выданному в СШ А и д ати-
рованному 1978 годом , и посажен
под домаш ний арест.
Несколько д есятков известны х
кинем атограф истов — Вуди Аллен,
Д эв и д Л и нч,
М артин С кор сезе,
Вим Вендерс, Д аррен Ароноф ски,
Терри Гиллиам, П едро Альмодовар
и прочие — подписали обращ ение
в поддерж ку Романа.
В ф еврале 2010 по адресу:
Берлин, М арлен-Д итрих-П лац, 1,
пока П олански находился по д аре-
стом , состоялась прем ьера “ П риз-
рака” ; фильм был удостоен “Сере-
б ряного медведя” за лучшую ре-
ж иссерскую работу.
12
июля
2010
год а
власти
Ш вейцарии отказали ам ериканско-
м у правительству в экстрадиции
Полански в СШ А и освободили ре-
ж иссера и з-по д дом аш него ареста.
При
пр осм о тр е
“ П ри зра ка”
возникаю т приятны е чувства. С мо-
триш ь параноидальны й ироничный
триллер старо.': школы и видиш ь в
первую очередь потрясаю щ ую ра-
боту великого реж иссера и проотс
уставш е го
человека
с
трудной
судьбой, “ короты ш ки с ком пл ек-
сом Наполеона” . Э то классика ре-
ж иссуры . Э то классический Полан-
ски.
Слава Кунцевич
предыдущая страница 20 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн следующая страница 22 Виртуальные Радости 2010 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст