Wa6 (1 2 6 )і »вонь, Й О І& ^Я Н ГГТ :
ВИРТУАЛЬНЫ Е УАДОСТИ
стр а н и ц а gS ‘
кино
Господни
Никто
Тысячи судеб
Н азв ан и е в о р и ги н ал е:
Mr.
Nobody
Ж ан р :
драма
Р еж и сс ер :
Жако ванДормель
В ролях:
Джаред Лето, Дайан
Крюгер, Сара Поли, Лин Дэн Пэм,
Тоби Регбо, Джуно Темпл, Пас-
каль Дюкенн
П р о д о л ж и тел ь н о сть :
138
минут
Немо Никто родился в 1974 го -
ду, умер ранним утром 12 февра-
ля 2092 года.
Сейчас речь пойдет для кого-
то о соверш енно очевидных, а для
кого-то о соверш енно глупых ве-
щах. И скусство бесценно, и когда
приходит поним ание того,
что
всех д енег в м ире не заработа-
ешь, да и незачем это, — тогда
творится лучше, всплывает луч-
шее, ф ормируется лучшее. То са-
мое, когда надо сеять разумное,
доброе, вечное. Потому что иначе
никак и по-другом у, а зачег
I?
И на
съем ки “ Господина Никто” были
выделены соверш енно невообра-
зим ы е для европейского автор-
ского кино 47 млн. долларов. На
априори провальны й в прокате
фильм. Полностью осмысленный
уход в минус. И хорош о, если кино
хотя бы окупится. Потому что не
ради спецэф ф ектов и прочих 3D,
не для пополнения счетов. И не в
качестве ярмарки тщ еславия, но в
качестве признания две сторон-
ние награды на прош лом Венеци-
анском киноф естивале.
Разум-
ное. Д оброе. Вечное.
Ж ако ван Д орм ель — реж ис-
сер легендарный. Бельгиец, 53 го -
да, ф ильмограф ия д о обидного
маленькая, а его работы ранга ш е-
девров авторского кино, как “То-
то -ге р о й ”
(дважды
лауреат
Каннского киноф естиваля, обла-
датель премии “С езар” ) и “Д ень
восьм ой” (номинант на “Золотую
пальмовую ветвь”), так и будут о с-
таваться лучш ими фильмами, ко-
торы е у нас смотрело полтора че-
ловека. И “ Господин Никто” для
него не как апоф еоз, но бесспор-
но знаковый фильм. Ж ако — сю р-
реалист: е го кино сакрально и
противоречиво, как и ж изнь сам о-
го автора, переж ивш его в детстве
тяжелую болезнь, работавш его в
цирке, обладаю щ его не самым из
понятны х взглядов на кино, на
жизнь.
Первая ступень — сюжет. Как
это ни парадоксально, но ван Д о р -
мель больше сценарист “Господи-
на Никто” , чем его режиссер. М аз-
ки авторской кисти незаметны и
даже невыразительны, но сохра-
няют общ ую концепцию и единое
настроение на протяжении всего
ф ильма — просто проф ессио-
нальная работа. Д ругое дело сце-
нарий, и пусть лейтмотив обещ ает
незамысловатую ж изненную исто-
рию, в конечном итоге тонкие сю -
жетные ниточки заплетаются в за-
мысловатый клубок о том , что воз-
можен лю бой путь от начала и до
конца, меняю щ ийся после одно-
го-единственного выбора. Без л и-
нейности, каких либо выводов, че-
го-то стандартного — комок. М но-
гие увидят отсылки к Ф инчеру, Ку-
брику, Тарковскому, Ароноф ски и
дуэту Бресс-Грубер, но не факт,
что они тут действительно есть. И
фильм не будет менять ваши ж и з-
ненные взгляды, не даст ответы на
ваш и вопросы ,
но сосл уж ит в
главном — д аст пищ у для ума.
Вторая ступень — актерская
игра. Выше всяческих похвал, вы-
ш е лю бой планки, так, как должно
быть, только ещ е выше
Ярким
персонажам — ярких актеров. И
пусть исполнителя главной роли
Немо Никто — ф ронтм эна группы
30 Seconds to M ars, Гарри из “ Ре-
квием а по мечте”, Д ж ареда Л ето
— в рядах синтетических эстет-
ствую щ их кретинов принято счи-
тать лю бим чиком малолетних фа-
наток, а от то го и ненавидеть, как
и ненавидеть лю бой ф ильм с ним,
его герой исполнен безупречно и
даж е лучше. Но и даже так им ени-
том у актеру явно приш лось тя-
нуться
д о
уровня
завтраш них
звезд европейского кино — Тоби
Р егбо и Д ж ун о Тем плы . Д айан
Крю гер, Сара Полли и Л ин Д эн
Пэм на вы соте. Наш лось место и
личном у откры тию ван Д ормеля
— актеру с синдром ом Д ауна Па-
скал ю Д ю кенн у. И нет см ы сла
расплываться в хвалебных эпите-
тах.
И в роли третьей ступени —
музыка. О снова аранжировки от
брата режиссера Пьера ван Д о р -
меля, Павана Ф оре, Э рик Сати,
Pixies, The Chordetts, Ханс Ц иммер
— не для сопровождения, а один
из рычагов погружения.
В осприятие
ф ильма
м ож ет
быть только лиш ь субъективным.
М ожно задавать вопросы М ожно
просто наслаждаться красивы м
образны м кинорядом и потрясаю -
щ ей музы кой, провинциальными
пейзажами Европы и косм ически-
ми станциями на М арсе. М ожно
скучать и жаловаться на нетороп-
ливость. Без разницы. Немо Никто
родится в 1974 году, умрет ран-
ним утром 12 февраля 2092 год е.
Каждый раз снова, с каждым но-
вым просмотром .
P.S.
Весьм а
д ол го
время
ф ильм ож идался в р о ссийском
прокате именно под вполне адек-
ватным переводом “ М истер Ник-
то” , но позж е название было и з-
менено в пользу обогнанного так
же бю дж етного “The Traveler” с
Белом Килмером в главной роли.
Воистину, логика прокатчиков и
д истрибью торов
не
поддается
объяснению. Так что будьте вни-
мательны, “ M r. N obody” сейчас
зовется “ Господином Никто” .
С л ава Кунцеви ч
Н азв ан ие в о р и ги н ал е:
Enter
the Void
Ж ан р :
драма
Р еж и сс ер :
Г
аспар Ноэ
В р ол ях:
Натаниель Браун,
Пас дела Уэрта, Сирил Рой, Маса-
то Тайно, Эд Спир
П ро д о л ж и тел ь н о сть :
155
минут
Условимся сразу: или вам нра-
вятся фильмы Гаспара Ноэ — или
сразу переворачивайте страницу
и читайте дальше. Или вы про него
только слышали, или даже не слы-
шали. Вы должны быть предуп-
реждены. Или вы способны вы-
держ ать зрелищ е более двух д е-
сятков ударов огнетуш ителем по
голове клиента садом азо-гей-клу-
ба “Прямая киш ка” , потом сцену
девятиминутного анального изна-
силования героини М оники Белуч-
чи, вы держать диском ф орт, а у
м ногих — тош ноту и головокруже-
ние от низкочастотны х звуков и
операторских приемов. В озм ож -
но, вам даже потребуется м еди-
цинская помощ ь после просм от-
ра, или даже не читайте эту рецен-
зию . И пусть выш есказанное отно-
силось к ш окирую щ ей, пробираю -
щей д о костей и оф ициально за-
прещ енной в Беларуси “Необра-
тим ости” того ж е Ноэ, ей далеко
д о уровня “ Входа в пустоту" по
всем ф ронтам.
Выбирай жизнь. Выбирай ра-
боту. Выбирай карьеру. Выбирай
семью . Выбирай больш ие телеви-
зоры , стиральные машины, авто-
м обили,
ко м п а кт-д и ск
плееры ,
электрические консервные ножи.
Какие м огут быть причины, когда
есть героин? Это фильм не о геро-
ине, не о вреде героина, не о вли-
янии героина и не о ж изнях геро-
инщ иков. Пурпурные — по утрам,
голубую — днем , оранж евую —
вечером, зеленую — на ночь. Это
все — сон. А если и не сон — все
будет хорош о. Ты слыш иш ь меня,
ты видиш ь меня? Это фильм не о
героине, не о мечте, мечте о геро-
ине и разруш ении мечты с герои-
ном. Это фильм о начале обратно-
го отсчета. О входе в пустоту. К ог-
да может быть только хуже, а за-
тем ещ е хуже, все глубже и глуб-
же. Это — реквием по судьбе. Л е-
топись маргинализации.
Не ищ ите тут скры ты х смыслов
и потаенных идей. И пусть как пер-
вооснова Книга М ертвых, содер-
жание которой пробубнит Алекс.
Только лейтм отив.
Гаспар Ноэ
вновь берет заезж енную истории
и играет на эмоциях. Про нарко-
манов в стилистике порнограф ии,
смеш анной с “кислотны м” бредом
и неоновым Токио, раздираю щ ий
ф лэш беками и ш окирую щ ий м и-
зансценами — и все только лиш ь
на полдюйма погружаясь в черну-
ху. Вне жанров и правил. С меш и-
вая несочетающ иеся ингредиенты
в
тош нотворно-ом ерзительны й
коктейль, после первого шота ко-
торого говориш ь “ Бармен, двой-
ную порцию ” . Вне антиутопизма и
декаданства, без нравственны х
потугов и попы ток озвучить триж -
ды вторичную истину. Ш ок не на
публику и не для галочки. Напле-
вав на хронологию , Ноэ монтирует
фильм, запуская историю с конца,
при этом разрывая деление по
главам толстыми мазками реж ис-
серского пера. Опуская зрителя
все глубже и глубже в вы гребную
яму, Гаспар за мгновение д о тит-
ров дает намек на то, что дно все-
таки сущ ествует и что о него полу-
чится оттолкнуться пальцами ног.
Стоп. Снято. Камера. Режиссер.
Герои подчеркнуто аутентич-
ные. Не симпатичные, не вызываю-
щ ие сопереживания, не говоря-
щие нам: “Пожалейте нас всем ми-
ром !” Но их начинаешь чувство-
вать, а там — в зависимости от
личных предпочтений. И пусть по
задумке их характеры слегка сма-
заны, истории судеб вырисовыва-
ют четкую картину, и дрожь в сус-
тавах обеспечена. Гаспар Ноэ сде-
лал ставку на молодых непроф н' -
сиональных актеров — и их игра
как будто последний раз в жизни.
Натаниель Браун, 22 года, первая
роль в кино — и Оскар в его испол-
нении великолепен, когда торгует
наркотиками, когда получает пулю
в грудь, когда см отрит на Токио из
м ира мертвых. Пас де ла Уэрта, 25
лет, эпизодические роли, роли
второго плана, заметные фильмы
вроде “Предела контроля” Д ж ар-
муша и “Удушья” Кларка Грегга — и
Линда в ее исполнении великолеп-
на, когда на ш есте в стрип-баре,
когда в сексе, когда в переживани-
ях. Сирил Рой в роли Алекса, пер-
вая роль в кино. М асатоТанно в ро-
ли Марио, вторая роль в кино. Эд
Спир в роли Бруно, первая роль в
кино. Великолепны все.
Ровно в той же степени, что
фильм Гаспара Ноэ, “Вход в пус-
тоту” является и фильмом Бенуа
Д еби. Творческий тандем реж ис-
сера и оператора вновь создает
на экране психоделическое без-
умие, водоворот наркотического
бреда, неоновой рекламы и ф ор-
м енного помутнения рассудка че-
рез галлюциногенны е картины. И,
конечно же, тонкая работа с низ-
кочастотными звукам и заставляет
вас чувствовать себя не в своей
тарелке
на
протяж ении
всего
фильма. Как и музыкальное со-
провождение за авторством того
ж е Тома Бангапьте.
“ Вход в пустоту” идеально со-
шел бы за верш ину творчества Га-
спара Ноэ. Но эта работа явно не
последняя в его списке. Переплю-
нув сейчас свою ж е “ Необрати-
м ость” и вот вроде забравш ись на
недосягаемый уровень вновь, что
он предложит нам дальше? А пока,
“ Вход в пустоту” гениально отвра-
тительный и отвратительно гени-
альный. Или вы готовы выдержать
более двух часов конц ентриро-
ванной маргинапьщ ины, или даже
не пробуйте, или пробуйте, но по-
том не жалуйтесь. Или вам нра-
вятся фильмы Гаспара Ноэ, или по
какой причине вы не перевернули
страницу в самом начеше?
С лава Кун цеви ч
Вход в
пустоту
Le temps détruit tout
предыдущая страница 22 Виртуальные Радости 2010 06 читать онлайн следующая страница 24 Виртуальные Радости 2010 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст