2 2 !кС|#«ЖС1пЦЭ
ВИРТУАЛЬНЫЕ РАДОСТИ
№ 6 (1 2 6 ), ию нь, 2 0 1 0 го д
удса, которы й наконец-таки при-
мерил на себя костю м Воина.
При всем этом вторая часть
ещ е сильнее подводит нас к гря-
дущ им “М стителям” — экраниза-
ции ком иксов о целом сборищ е
супергероев, под эгид ой агент-
ства “Щ .И .Т.” борю щ ихся со З лом .
Если в первом фильме был лиш ь
малозаметный намек на это, в си -
квеле содержатся отсы лки аж к
двум д ругим героям из команды
М стителей. Есть повод смотреть
внимательнее, не находите?
А в остальном это все тот же
“Ж елезный человек” — с обилием
плоских шуточек, технологических
прибам басов, д р ак и безум ны х
скоростны х полетов под легендар-
ных
АС/О С.
Ф авро сделал типич-
ный хрестоматийный сиквел, но в
данном случае это только к лучше-
му. Поэтому и вывод напраш ива-
ется сам собой: если вам катего-
рически не понравился первы й
фильм, второй вряд ли изм енит
ваше мнение. Во всех остальных
случаях второго “Ж елезного чело-
века” м ож но соверш енно смело
рекомендовать к просмотру.
А л екс ей А п ан асеви ч
Н азв ан и е в о р и ги н ал е:
Iron
M an 2
Ж ан р :
ф антастический боевик
Р еж и сс ер :
Д ж он Ф авро
В ролях:
Роберт Д ауни-м л.,
Д о н Чидл, М икки Рурк, Гвинет
Пэлтроу, Сэм Рокуэлл, Скарлетт
Йоханссон, Пол Беттани, Сэмюэль
Л. Д ж ексон, Д ж он Ф авро
П ро д о л ж и тел ь н о сть :
125
минут
И з всей многочисленной плея-
ды
супергероев,
придум анны х
корпорац ией
M arvel,
наиболее
примечательным является, пожа-
луй, Ж елезный человек, в народе
известны й как ге ни й -и зо б р ета -
тель и просто мультимиллиардер
Энтони Э двард Старк. Примечате-
лен он в первую очередь тем, что
он не обладает никаким и сверхъ-
естественны м и способностям и.
Вся его сила — это высокотехно-
логичный металлический костю м.
Это герой, которы й сделал себя
сам, и этим он вы годно отличает-
ся от всяких там человеков-пау-
ков, торов и прочих невероятных
халков. Придуманный небезы зве-
стным писателем Стэном Л и и ху-
дож ником Д ж еком Кирби, впер-
вые Ж елезный человек появился в
антологии Tales o f Suspense (март
1963 года), а в 68-ом заимел соб-
ственную серию ком иксов. Уже
тогда он завоевал имел огром ную
популярность и арм ию преданных
поклонников. Поэтому вполне ло-
гично, что серия все больш е и
больш е разрасталась, появлялись
новые комиксы , выпускались раз-
личные многосезонны е мультсе-
риалы и т.д.
В 2008-м ж е год у произош ло
еще одно знаменательное для се-
рии событие: Ж елезный человек
покорил голливудский кинемато-
граф . Ф ильм реж иссера Д ж она
Ф авро вопреки ож иданиям (не-
удачные картины по мотивам того
ж е
“Ч еловека-паука”
вы зывали
вполне обоснованны й ске пси с)
оказался чуть ли идеальной ко-
м икс-экранизац и ей.
Без
чисто
детской наивности и буффонады
стары х киноком иксов, но и без
лиш него закоса под мрачную дра-
му а-ля “Темный рыцарь” . “Ж елез-
ный человек” был очень хорош —
динамичный, яркий, местами д а-
ж е смеш ной и соверш енно не на-
прягаю щ ий боевик, и от второй
части ожидали хотя бы не меньш е-
го (а в том , что она появится, ник-
то даже и не сомневался). Итак,
что ж е мы в итоге получили?
Прош ло полгода с того м ом ен-
та, как Тони Старк гром огласно
заявил на весь мир: “Я — Ж елез-
ный человек!” Герой-самоучка в
летаю щ ем
костю м е умудрился
поставить на место террористов и
чуть ли не установить м ир во всем
мире. Бесталанные конкуренты по
всей планете пытаются сделать
собственны е копии управляемых
скаф андров, однако все их попы т-
ки терпят неудачу. Короче, дядя
Сэм мож ет быть спокоен. Только
вот проблем от этого меньш е не
становится. Родное правительст-
во все более агрессивно пытается
отобрать у Старка его технологии
Ж елезного человека, а сам Тони
безуспеш но пытается найти зам е-
ну палладию ,
которы й,
будучи
топливом для м ин и-реактора в
груди, медленно, но верно отрав-
ляет организм . А тут ещ е и по
Старкову д уш у прибы л русский
ф изик Иван Ванко, соорудивш ий в
тю рьме (!) собственны й экзоске-
лет по технологическим схемам,
оставленным ем у отцом. И опять,
слава Богу, никакого М андарина
— поклонники мультсериала него-
дуют.
Для Д ж она Ф авро “Ж елезный
человек 2” стал первым в карьере
сиквелом в качестве реж иссера
(равно как и в качестве актера),
поэтом у к вопросу он подош ел
практически хрестом атийно, по
учебнику — взять все то, что было
в первой части, и помножить это
на два (или больше). Изначально
он и сценарист Д ж астин Теру по-
зиц ионировал и
главную
идею
фильма как разницу м еж ду “ска-
зать, что ты Ж елезный человек” и
“быть Ж елезным человеком”. Д о -
бавим сю д а ещ е и неум олим о
приближающ уюся см ерть от пал-
ладия — и получим всю печальную
картину. В таких условиях м ного-
численны е
тусовки
становятся
единственны м
отвлечением ,
а
красно-зол отой
м еталлический
костю м превращ ается просто в
этакий
навороченны й
см о ки н г.
Однако нолановским драм атичес-
ким изломом тут даже и не пахнет
— стоит только выйти на сцену то-
му же м аш ущ ем у плазменны ми
хлыстами Ванко, как начинается
веселье. В прям ом смысле: со-
здатели как м огут стараются нас
развеселить, ю мора даже больше,
чем в первом фильме, однако он
стал более плоским и натянутым.
Все эти многочисленные перепал-
ки и ш уточки в стиле “ Как вы писа-
ете в костю м е?" способны вы-
звать улыбку, но не более. Д а и в
целом сценарий отдает сумбурно-
стью, однако это не особо зам ет-
но, ибо все внимание оттягивает
на себя непосредственно мистер
Старк. Ибо “Ж елезный человек 2”
— театр одного актера, по-друго-
му и не скажеш ь. Роберту Д ауни-
младш ему даж е не приш лось осо-
бо менять амплуа после недавне-
го “Ш ерлока Холмса” . Если в пер-
вой части он ещ е хоть как-то д ер-
жал себя в пределах нормы (хотя
что есть норма?), то в сиквеле ему
позволили развернуться на пол-
ную катуш ку. Но ф оне е го безба-
ш енной игры все остальные герои
просто меркнут, что Пеппер, что
Наташа, и даже Ванко в исполне-
нии Рурка не может с ним тягаться
в этом плане. Зато лично меня
очень порадовал тот факт, что на
этот раз значительно расш ирили
роль соратника Тони, Д ж им а Ро-
Железны й
человек 2
Супергеройский панк-рок
Липец
Н азв ан и е в о р и ги н ал е:
Kick-
Ass
Ж ан р :
комедийный боевик
Р еж и ссер :
Мэттью Вон
В ролях:
Аарон Джонсон, Хлоя
Моретц, Николас Кейдж, Кристо-
фер М инц-Плассе
П ро д о л ж и тел ь н о сть :
117
минут
Э кранизации ком иксов можно
было чесать под одну гребенку.
О динаково академические и чо-
порные, зажатые в рамки паф ос-
ных историй о спасении м иров
подчеркнуто героическим и персо-
нажами, пустые фильмы про му-
ж иков в трусах поверх лосин и с
развеваю щ имися за плечами пла-
щами. Ф анаты -нерды съедят. Д е -
ти — тоже. Кассу создатели собе-
рут.
Тем и будут довольны Но пра-
вила игры меняются. В 2008 году
Кристоф ер Нолан ставит перво-
родную драм у на базе ком икса о
человеке — летучей мыш и в своем
“Темном ры царе” . Годом спустя
З ак Снайдер раздвигает границы
стилистики ещ е ш ире в своих
“Хранителях” . Еще через год М эт-
тью Вон сним ает “ П ипец” .
О сновой выступает то ли ко-
микс, то ли граф ическая новелла
Kick-Ass, известная в наш их папе-
стинах под локализованны м на-
званием “М ордобой” . Создатели
— британский автор М арк М ил-
лар, создавш ий, кстати, и W anted
(“Особо опасен” ), художник Д ж он
Ромита и финансовые возм ож но-
сти
ком пании
Icon
из
группы
Marvel Com ics. Несмотря на не-
плохую идею, сам оригинал вы-
шел, м ягко говоря, посредствен-
ной работой, хоть и фанаты им е-
ются.
Д о своего дебю тного восседа-
ния на реж иссерском кресле М эт-
тью Вон исполнял обязанности
продю сера культовых картин сво-
его товарищ а Гая Ричи, таких как
“ Карты , д еньги, д ва ствола” и
“ Большой куш ” . Первый же его ре-
ж иссерский блин в больш ом кино
— криминальная комедия “Слое-
ный торт” — отдавала стилисти-
кой ранних работ Гая, не поспо-
риш ь М ожно было подумать, что
на несколько картин вперед под-
черк М эттью был определен. Как
бы не так, следующ ей его работой
стала сказка в европейском стиле
“Звездная
пыль” .
Предугадать,
что и как Вон будет снимать даль-
ше, было нереально.
“П ипец” — это не просто но-
вый взгляд на супергеройское ки -
но, это нечто большее. Западная
пресса расплывается в хвалебных
речах и приписы вает фильму ста-
тус родоначальника стил истики
“супергеройского панк-рока” . И с-
тина ж е где-то посередине. С ати-
рическое чудо с привкусом эсте-
тичного насилия, обильно п р и -
правленное
отм енны м
р езким
сарказм ом , — вполне себе про-
тест против канонов ж анра и соб-
ственно поп-культуры в целом.
Взяв за первооснову тот са-
мый ком икс, М эттью Вон значи-
тельно расш ирил и углубил как
картину мира, так и сам у исто-
рию . Там, где у М иллара был от-
носител ьно ш аблонны й сц е н а -
рий, у Вона — две с половиной
сю жетны е линии, не закрученные
и переплетенны е, а пересекаю -
щ иеся всего раз, но этот раз того
стоит. Там, где у М иллара, с ко -
рее, поверхностная пародия, у
Вона — м ногогранная въедливая
сатира на грани абсурда. Там, где
у М иллара пусты е и м алоинте-
ресны е персонаж и, у Вона — яр-
кие колоритны е герои. Восходя-
щая звезда м ирового кинем ато-
граф а Аарон Д ж онсон великолеп-
но см отрится в роли ш кольного
лузера и повернутого на ком иксах
гика. Герой, реш ивш ий, что для
того, чтобы стать супергероем ,
достаточно будет напялить на с е -
бя ш утовской “крутой” костю м , —
и вот, м ож но вы ходить на войну с
уличным крим иналом И, получив
при первой ж е встрече с этим са-
мы м крим иналом хорош ую взбуч-
ку, отлежавш ись в больничке, он
не
прекращ ает попы тки
стать
одиноким борцом с преступнос-
тью, порож дая при этом целую
субкультуру псевдосупергероев,
регулярно получающ их на орехи
от уличной шпаны. Но не все.
..
М эттью Вон уж е м ож ет претендо-
вать на звание первооткрывателя
будущ их звезд “ф абрики гр е з” —
в “Слоеном п и р о ге ” это был Д э -
ниэл Крэйг, в “З вездной пыли” —
М арк С тронг, а теперь вот Хлоя
М оретц. О диннадцатилетняя д е -
вочка, матерящ аяся, как стр о и -
тель, и превращ аю щ ая злодеев в
трупы не хуже Невесты из таран-
тиновского “Убить Билла” — это
первая по-настоящ ем у звездная
и яркая роль ю ной Хлои, испол -
ненная актрисой на всю сотню
процентов. О дин из самы х “с ки с -
ш их” , казалось бы, уж е оты грав-
ш их свое актеров Голливуда, Н и-
колас Кейдж неож иданно отлично
перенес на экраны образ своего
мягкотело-брутального героя по
им ени Папаня. Н есмотря на дале-
ко не самы й яркий образ Алого
Тум ана, более чем хорош о со
своей ролью справился Кристо-
ф ер М инц-П лассе. И даж е самы е
рядовые персонаж и и абсурдны е
“плохие парни” оты граны на один
ш аг лучше, чем банальное “зд о -
рово".
Больше чем пародия и оправ-
дание даже самы х смелых ож ида-
ний. И почти два часа пролетают
соверш енно незаметно
Что же, супергеройское кино
меняется. Тем интереснее в буду-
щ ем будет взглянуть на постанов-
ки нетипичных для ж анра реж ис-
серов — “Зеленого ш ерш ня” М и-
шеля Гондри, “ Робокопа” Даррена
Ароноф ски и “Л ю дей Икс: Первый
класс” того ж е М эттью Вона.
Под конец хотелось бы затро-
нуть весьма деликатную тем у пе-
ревода оригинального текста. По-
нятное дело, уж е с названием
фильма, звучащ им как ф ольклор-
ное и не им ею щ им литературных
аналогов в русском языке, у лока-
лизаторов возникли проблемы —
бол ее-м енее
адекватны й
по
смы слу перевод несколько ненор-
мативен, поэтом у выкрутились о к-
рестив фильм “П ипец”. Спорно, но
всяко лучше, чем перевод ком ик-
сов под именем “М ордобой” Ки-
но, сам о собой, изобилует нецен-
зурной лексикой и устойчивыми
вы ражениями, поэтому “окульту-
ривание” ж ивого язы ка экраниза-
ции не пош ло ей на пользу. Поэто-
му перевод от старш его оперу-
полном оченного Гоблина будет
несколько адекватнее, но, откро-
венно говоря, дубляж все-таки по-
лучился вполне и вполне хоро-
ш им, несмотря на его с м я т е н -
ность.
Слава К унцеви ч
предыдущая страница 21 Виртуальные Радости 2010 06 читать онлайн следующая страница 23 Виртуальные Радости 2010 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст