2 0 1 0 ГОД
СЛЦНИЦ*
17
О Б З О Р
Heavy
Rain:
The
Origami
Killer
Смерть как искусство
Ж анр:
адвенчура, интерактивный
фильм
Платформа:
PlayStation 3
Разработчик:
Quantic Dream
И здатель:
Sony
Computer
Entertainment
П охож ие
игры :
Fahrenheit,
Shenmue, Omikron: The Nomad Soul
Оф ициальны й
са й т
игры :
www. heavyrainps3. com
Анонс Heavy Rain: The Origam i
Killer, произош едш ий в 2 0 0 6 году,
наделал много ш ум а. Чуть-чуть
игра, чуть-чуть интерактивное ки-
но уж е только тем обещ анием , что
выйдет, была обречена на неж -
ные чувства небольшой аудито-
рии эстетствую щ их ценителей
инноваций и неординарного под-
хода. О т культовой ком пании-раз-
работчика из славной Ф ранции,
чей м ар кер о м ногом говорит.
Сперва ожидаем ая на “персонал-
ках” , но ледяны м душ ем ливня
последовал удар: “PlayStation 3
only” — война Sony за конкуренто-
способность своей, в то время
проигры ваю щ ей
творению
M icrosoft, мультимедийной плат-
ф ормы . И новаторской игре от
культовых разработчиков п ред -
стояло стать ещ е и популярной —
эту тяжкую нош у взял на себя из-
датель.
Р азберем ся в ф еном ене Q uantic
Dream . Ф ранц ия, П ариж — м естона-
хож дение. Во главе — уж е л е ген д а р -
ны й Д эв ц ц К ейдж , и п о правую р уку
о т н е го — Гийом д е Ф он д ом ье. И сто-
рия ком пани и, основан ной в 1997 го -
д у и им евш ей д о H eavy Rain: The
O rigam i K ille r в а кти в е в се го д ве игры ,
врод е бы не настраивает на д обры й
лад, но за то ка ки е э то бы ли и гр ы . Д и -
кая см е сь ж анров, которую п р а кти -
ч е с ки н е в о зм о ж н о кл а сси ф и ц и р о -
вать и прощ е наречь ад венчурой с
откры ты м гейм пл еем в O m ikron: The
N om ad S oul, а позж е — в культовы м
F ahrenheit, которы й впервы е кивнул
на то сам ое м иф ическое “ и н терак-
ти в н о е ки н о ". Э ти и гр ы п о ко р ял и
се р д ц а, но т а к и не см о гл и поко р и ть
м а газин ы — провал в продаж ах для
об еих. В идим о, и гр о ва я общ ествен-
н о сть ещ е н е бы ла го то ва к та ко м у
взгл яд у на “ и гр уш ки ” , которы й м н о-
ги е сл иш ком эм оционал ьно назы ва-
ю т револю ционны м .
Д э в и д К ей д ж (настоящ ее им я Д э -
ви д д е Гратолла) — и з те х л ю дей, кто
см о тр и т есл и не на н е ско л ько ш агов
вперед , то то чно сове р ш е нн о с и н о-
го р а кур са . Н е и гр о д е л , нет, а р е ж и с-
с е р , сценарист, д и за й н е р и м узы -
кант, которы й изначал ьно подходил
к св о и м тво р е ни ям ка к к пред ста в и -
те л ям э т о го п о с тм о д е р н и с тс ко го
си н те ти ч е ско го и скусства — ви д ео-
и гр а м . В не а р т-ха ус-н а п р а вл е н н о с-
ти , но и б е з прицел а на б л окб асте-
р о стр о ен и е , не стараясь бы ть о р и -
гинальны м , а исход я и з и скр е н н о сти
взгляд ов. И H eavy Rain: The O rigam i
K ille r — ка к пе рвокл ассны й трил л ер
и ж е стка я д р ам а о се р и й н о м м анья-
ке и просты х л ю дях в не пр о сты х с и -
туациях.
“ Этот псих приставил пушку к
моему лицу и заставил разы-
грывать
психосексуальную
драму с его женой!” — “ Он
заставил
тебя
заниматься
психосексом с его женой?”
“Четыре комнаты”
Н ачинаясь све тл ы м ,
рад уж ны м
пр о л о го м , когд а все хо р о ш о и сол -
нечно, Heavy Rain д ает о тсче т д о тр а -
урны х часов сви н ц о во го неба и чело-
веческой тр а ге д и и . Н ескол ько ш аб-
л онно в р а зр е зе и сто р и й о взаи м о -
отнош ениях л ичности и повальной
д е п р е с с и и ,
о кр а ш е н н о й
я р ки м и
б ры згам и кр о ви в сером , д ож д л ивом
м егаполи се. Д елает ки в о к в сто р о н у
о черед ного се р и й н о го неул овим ого
убийцы — ц ин ичного м аньяка, губ я -
щ его д е тски е д уш и и, п о велению
со б ств ен но й id e a fix , подкрепл енной
пси хи че ски м р а сстр о й ство м на п е -
р е кр е сти и ненависти и ж аж ды сл а-
вы , о ста в л я ю щ е го н а ка ж д о й и з
ж е р тв и сп а н скую па ха ри ту — м а-
ленькую ф и гур ку-о р и га м и . И гл азни-
цы ка ж д о го ребенка м о гут завтра на-
полниться лью щ ейся с б езразл ич-
ны х неб ес тяж ел ой вод ой.
Р а скр учи в а я сь и сто р и е й ж и зн и
о д н о го в прош л ом сре д н е ста ти сти -
ч е ско го человека, поны не испы ты ва-
ю щ его провалы в пам яти, отдаю щ е-
го ся во власть при ступо в ш изоф ре-
нии и каж ды м ж е стом показы ваю щ е-
го безразл ичие к ж и зн и , но м еж тем
пьпаю щ егося нащ упать ед инствен-
ную ниточку, уд ерж иваю щ ую о т пол-
н о го
п о м е ш а те л ьства .
К ош м ары ,
бью щ ие п о телу капл и д ож д я и тела
возл е д о р о ги . О чнувш ись. О сознав
утр а ту п о сл е д н е го св я то го . П осл е
о ч е р е д н о го п р и ступ а по м утн е н и я ,
о б н а р уж и ва я по д б р о ш е н н ую п о д -
сказку, вц епивш ись в нее чуть ли не
зуб а м и и рванув в п о и ска х е д и н -
стве н н о го пути к спасению . И в роли
И тана М арса — ты .
Л о в ко ж онгл ируя ср а зу четы рьм я
персон аж ам и , с о д ной стороны , со -
верш енно разл ичны м и, но е д ино о т-
д анны м и в распоряж ение со б ств ен -
ны м вн утренним д е м о н а м , и гр а ю -
щ им на струнах и х д уш апа ти чно -су-
ицидальную м елодию . На ви д обы ч-
ны м и, углубленны м и во внеш ние д е -
ла сво е й увл еченности, в и то ге п р и -
вед ш ие их всех на од ин и то т ж е с о -
стоящ ий и з м н о ги х переплетенны х
в о л о ко н канат, н о о тп р а вл яю щ и х
р е зки е удары д уш евны х стенани й и
л ичностны х ко м п л е ксо в, уб е га я о т
п р о ш л о го , н а сто я щ е го , б уд ущ е го
внутренних м иров. В бред у п р и р о д -
ны х и не очень стим уляторов и п р и -
д авл енны е ве л и ки м о д и н о че ство м
сум еречной и пасм урной то ски , яв-
ствен но осознавая сво и д о р о ги , но
д аж е не подозревая в се го то го , что
им м ож ет гр о зи ть. В едом ы е прям ы м
п р и ка зо м , сл учай н ы м и н и то чка м и
полы хнувш ей заново и сто р и и и сб о -
р о м м атериал ов д ля со б ств е н н о й
д окум ентал ьной пьесы , пересечен-
ны е с путем п о и ско в все -та ки глав-
н о го ге р о я , все вм есте вл еком ы е
продел кам и за га д о чн о го д уш егуба.
В рол ях С ко тта Ш ел б и, Н орм ана
Д ж ей д ена и М эд исон П ейдж — ты .
К а к будто актерам и и з ви ртуапь-
ны х м иров, каж дую сц е н у обы гры вая
сл овно и скр е н н и м и эм оц иям и, где
м им и ка проработана д о состояния
бл еска сл ез в каж д ой паре глаз Д а
оставляя вн утри го р ь ки й о са д о к не
сам ы м вы даю щ им ся п од б ором го -
л осов, а в р усско й вер си и под б ором
и вовсе отвратител ьны м , р е зко пе-
реклю чив ры чаг в направлении проч-
тени я суб ти тро в, ко гд а пресное б уб -
нение и доля на и гр а нн о сти ещ е не
со все м разд раж аю щ ие. П очти в се г-
д а о р игин ал ьно и непред сказуем о,
но иногд а сб иваясь на ш аблоны , на-
и гр а н н ость и переб оры с надры вны м
ры данием . Ф и л и гра н ны м и ф интам и,
сю ж етом нагнетая о б ста н о в ку и не
отпуская напряж ением каж д ой д оли
секунд ы — элем ентарно не остается
врем ени на то , чтобы с обл егчением
вы дохнуть. И пусть параллелям и со
м н ож еством д е те кти вн ы х и сто р и й ,
но не цитируя вы тягивает и з рукава
д ж о ке р с соверш енн о неож иданны м
и непред сказуем ы м им енем убийцы .
П рорабаты вая и раскры вая характе-
ры и затаенны е в ш каф ах скелеты
полностью , но соверш енн о б е сп о -
щ ад но р а сп ор я ж а ясь и х ж и зн я м и ,
гд е см е р ть о д н о го , д аж е н ескол ьких
ге р о е в не станет окончани ем , а толь-
ко за п усти т сц е на р и й в д р уго м на-
правлении, в конечн ом и то ге вы водя
все э то б е зум и е к о д ной и з двадцати
д вух конц овок. И са м о е врем я р а з-
р азиться прокляти ям и, что с каж ды м
новы м стартом им я М астера О рига-
м и о стается преж ним .
“ Звонит будильник—
первое унижение за день”
Граффити на стене в период
le Mai 1968
П резентуя не то чтобы со все м уж
ин терактивное ки н о , но град ус на-
пряж ения сто п р о ц е н тн о го гол ливуд -
с ко го трил л ера в р а зр е зе прикл ю че-
ния неторопл и вого, но сл овно м ча-
щ егося непреры вной психол оги чес-
ко й д рам ой п о поверхности во сп р и -
ятия и сопереж иван ия. Д авящ ей ат-
м осф ерой лупя по ко ж е тяж елы м и
струям и д ож д я, часовы м и за р и со в -
кам и вроде бы не сам ой больш ой
зн ачи м ости и преиспол нен ной м о-
нотонн остью о ткр о в е н н о й б ы тову-
хой, ка к-то по -о со б е н н о м у погруж ая
в атм осф еру н е рвозн ой тр а ги че ско й
безы сход н ости. И б уд ь то п р о ц е сс
утр е н н е го бритья или потребления
горячительны х напитков, а то и сц е -
ны сексуал ьного характера, все од но
все они поданы пропитанны м и апа-
ти е й стр о ка м и и непод дел ьной эм о -
циональностью . П ером сценариста,
гол осом реж и ссера, ж естам и поста-
новщ ика, разы гры вая од ну пьесу в
од ни х д еко р ац и ях, но каж ды й раз
разную . О тню дь не пропи сны м и д и а -
л о гам и , но впол не се б е б е схи тр о ст-
ны м и и не сам ы м и гл уб оким и б е з ста
д евяноста тр е х р а з с ка за н н о го кр е п -
ко го сл овечка, н о д овол ьн о насы -
щ енны м и и проникн овенны м и, о с -
тавляю щ им и следы ка к внутри, та к и
на поверхности.
Городом , ул ицам и, стенам и , ко м -
н атам и , этаж а м и , по д в а л а м и , д о -
ж дем , подворотням и, интерьерам и и
обиход ам и, отличаясь пристальны м
вним анием к сам ы м м ел ким и вроде
бы неваж ны м д еталям , делая этим
ка р ти н у по ка за н н о го м ира абсол ю т-
н о за в е р ш е н н о й и п о л н о в е сн о й .
К арти нам и, ко не чн о, не го р о д ско й
то с ки , но ж и зн ью ка ж д о го квартала в
отдельности, пробирая не нуарной,
но тр о га те л ьн о -п уга ю щ е й по го д о й
б е ско н е ч н о й н е м и л о сти н е б е сн о й
канц ел ярии. П ревращ ая в рж авчину
се р ы е ул ицы п о д а кко м п а н е м е н т
стука капель по м остовой.
П рактически б е з п р я м о го во зд е й -
стви я, растянуты м и р ол и кам и и гр о -
в о го повествования и цикличны м и
се р и я м и п о пе р е м е н н о го заж им ания
кн о п о к на и гр о во м м анипул яторе в
та кт вы свечиваю щ им ся на экр а н е
п о д ска зка м правил ьной послед ова-
тел ьности д е й стви й .
См. страницу 18
предыдущая страница 16 Виртуальные Радости 2010 03 читать онлайн следующая страница 18 Виртуальные Радости 2010 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст