в
т е н и е п э д ц о с п
, 2 3 g
)Т, 2Ю10 го д
I0
тг
Р Е Т Р О С П Е К Т И В А
Call
of
Duty.
Бесконечная
война
"Сталинград — это лишь начало пути, окон-
чанием которого будет Берлин. Эта война на-
чалась не сегодня и еще нескоро закончится”
Георгий Ж уков
“Воина
Война никогда не меняется”
БаРоЩ
Сегодня серия Call o f Duty является настоящ им эталоном “рельсово-
го” ш утера от первого лица. Всего за ш есть лет своего существования
эта линейка см огла добиться то го, на что у игы х сериалов уходят деся-
тилетия — стать номером 1 в своем ж анре. Интересно, знали ли ш есть
лет назад разработчики из Infinity W ard, какой хит они i отовятся запус-
тить в продажу? Предполагали л и, что именно Call o f Duty принесет им
мировую славу и уважение тысяч геймеров?
О том, как все начиналось.
..
К он е ц 2003 го д а. В продаж у вы хо-
д и т п р о е кт
Call o f Duty,
кото р о м у
п р о ча т сл а в у “уб и й ц ы ”
M ed a l o f
H o n o r A llie d A ssault, л учш его W W II-
ш у те р „ те х врем ен. М н о ги е гей.леры
уверены , что т а к о но и буд ет — р е з-
вы й н о в и чо к за п р о сто пол ож ит на
л опатки дряхл ую M edal o f Honor. То-
м у сви детел ьством и эф ф ектная д е -
м оверсия, и то , что часть ком анды
In fin ity W ard ранее работала в кол лек-
ти в е 2 0 1 5 , ко то р ы й тр уд и л ся над
A llie d A ssault Бы ли, конечн о, и с ке п -
ти ки — о ни ставили в ви ну проекту
стары й д в и ж о к Q 3-E ngine, а такж е
затертую д о д ы р те м а ти ку — уж е в то
врем я В торая м ировая война о п р о -
тивела м н оги м гейм ерам .
И вот, наконец , C all o f D uty появи-
лась в продаж е. И почти ср а зу стал о
понятно, что на небоскл оне ш утеров
о т п е р во го л ица взош ла новая, осл е-
пительно яркая зв езд а . C all o f D uty с
ее л о зун го м “ М едали — ничто, д о л г
— все 1” че пр о сто стал а альтернати-
вой M edal o f H onor — нет, она од ним
м ахом вы ш ибла д ух и з этой славной,
но уж е ''ста р е й ш е й игры . Н аступило
врем я новы х героев.
П ервая C all o f Duty, ка к и почти все
послед ую щ ие и гры этой се р и и , была
веселы м аттракцион ом , которы й ни
на м ин уту не давал и гр о ку заскучать.
Д а , разраб отчики вернули нас на п о -
ля В торой м и ровой — и д оказали
тем сам ы м , что пр и наличии светлы х
гол ов и прям ы х р ук м ож но сделать
хорош ую и гр у в л ю бом , д аж е в са -
м ом приевш ем ся публ ике се тти н ге .
М ы вступали в ож есточенны е пере-
стрел ки с врагам и на б о р ту н ем ец ко-
го корабля, на ул ицах разруш енны х
го р о д о в и п о с р е д и за сн е ж е н н о й
л есной чащ и. М ы в тол пе б е зо р уж -
ны х пацанов бросал и сь п р я м " на ф а-
ш и стски е пулем еты в гра нд и о зно й
батальной поста но вке по д С талин-
гр ад ом . М ы уход или на автом обилях
о т п о го н и в нем ецком ты лу и участ-
вовали в танковы х баталиях. М ы бы -
ли д иверсантам и , снайперам и, пр о -
сты м и сод цатам и-пехоти нцам и. Но
мы не бы ли суперм енам и и почт
л
не
соверш ал и ге р о й ств в о д и н о чку —
очень часто рядом с нам и воевали
д р уги е солдаты , пом огавш и е в б орь-
бе с ж е сто ки м , сил ьны м и ум елы м
врагом . Э ти ребята ш ли в а та ку б о к о
б о к с нам и, ум ирал и на наш их глазах,
а иногд а — спасал и нам ж и зн ь по д
бл истательны й са ун д тр е к гол ливуд -
с ко го м узы код ела М айкла Д ж и а кки -
но. Нет, это не ки н о , это нам н ого луч-
ш е. Э го первы й по -н астоящ е м у го л -
л ивуд ский б л окб астер о В торой м и -
ровой войне в и сто р и и ко м пью тер-
ны х и гр .
Х отя п о чем у то л ь ко ко м п ью те р -
ны х? У ж е ч е р е з го д ко н со л ы ц и ки
такж е получили сво ю версию C all o f
Duty. П равда, п р о е кт п о д названием
Call o f Duty: Finest Hour
м астерили
уж е не куд е сни ки и з In fin ity W ard, а
более кр и в о руки е пацаны и з S park
U nlim ited. В полне за ко н о м ер н о, что
F in e st
H our,
за я в и в ш а я ся
на
PlayS tauun 2, N in te n d o G am eC ube и
X box, бы ла зам е тн о хуж е “ гл авной”
C all o f Duty. Тем не м енее, некоторы е
лю бопы тны е нововвед ения и гр а все
ж е продем онстрировала. Так, п ояви-
л ась в о зм о ж н ость отдавать со сл у-
ж ивцам про сте ньки е пр и ка зы врод е
“ вы ш иби д ве р ь” или “ по сто р ож и тут,
п о ка я отлу чусь". Такж е и гр о ка м дали
возм ож н ость восстанавливать зд о -
ровье ранены х товарищ ей п о ком ан-
д е — есл и, конечно, не ж аль тратить
на это кр о вн о заработанны е аптечки.
В первы й и в послед ний р аз в се р и и
та н ки сты см о гл и по ки д а ть ую тны й
ко р п ус м еханического м онстра, к о г-
д а это требуется сю ж етом , и, воору-
ж ивш ись автом атом , воевать на св о -
их д воих. Н аконец, F inest H our м огла
похвастаться о р и ги н а л ьн ы м н а б о -
ром м и сси й , в ко то р о м им ел ась д а -
ж е од на коротенькая кам пания в С е-
верной А ф рике за англ и й ски х сп е ц -
назовцев (в “о сн о вн о й " и гр е мы все
врем я воевали тол ько на те р р и то р и и
Е вропы ). И в се -та ки по сравнению с
первой C all o f D uty F inest H our см о т-
релась очень бледно. In fin ity W ard д е -
лали сво й п р о е кт с д у ш о й — S p a rk ж е
бы ли обы чны м и р е м е сл е н н и ка м и ,
д а ещ е и подош ли к работе спустя
рукава.
Т аким и
р о т в ы д .
и сь первы е C all
o f D uty — чудесная и гр а для облада-
тел ей PC и се р ьзн о е разочарование
для консол ьщ иков.
Call of Duty 1 .5
В то м ж е 2 0 0 4 году, за пару м еся-
цев д о вы хода F inest Hour, издатель-
ство A ctivision вы пустило на PC д о -
п о л н е н и е
C all
o f
Duty:
U nited
O ffen sive,
с о с тр я п а н н о е студ и е й
G ray M a tte r (вп о сл е д стви и эту ко -
м анд у объ единили с подразд ел ени-
ем T reyarch, ко то р о е то ж е и гр а е т
очень больш ую роль в и сто р и и се р и и
C all o f D uty). Д а , в те стары е д обры е
вр е м е н а э то ещ е назы вал и а д д -
оном , хотя се го д н я почти п о та ко м у
ж е рец епту разраб отчики л епят но -
м ерны е и гры , п р и этом затрачивая
на и х п р о и зво д ство аж п о д ва год а.
С удите са м и — 13 д оста то чн о бол ь-
ш их м и сси й , техни ка и ды м овы е гр а -
наты в м ультиплеере, пом и м о п о ка -
туш е к на гр узо в и ке , танке и м о то ц и к-
ле с кол яской — заплы вы на катерах,
а та кж е отличная и вся и з себя о р и ги -
нальная м и сси я на б о р ту б ом бард и-
р о вщ и ка “летаю щ ая кр е п о сть ” . Ах
д а, ещ е в U r.jted O ffensive впервы е в
се р и и дебю тировал и о гнем етчики.
Д о си х п о р м н о ги е гейм еры счита-
ют, что U nited O ffensive, несм отря на
ее небольш ую продол ж ительность,
по всем статьям превзош л а C all o f
D uty 1. О собенно уд алась разработ-
чикам кам пания за со в е тски х солдат,
кул ьм инацией ко то р о й стала ф еери-
ческая б итва за Х арьков. В прочем ,
ам ериканская и британ ская кам па-
н и и бы ли н е м н о ги м хуж е — G ray
M a tte r вы лож илась на полную катуш -
ку и на вы ходе представила и гр о ка м
абсолю тны й хит, зал иты й д о краев
ад реналином и атм осф ерой войны ,
за которую гейм еры и полю били C all
o f Duty. И пусть реализм ом , ка к и в
первой и гр е , в U nited O ffencive даж е
не пахло, пусть в р а ги б е ско н е чн о
возрож д ал ись за ближ айш им углом ,
пусть сю ж ет бы л д онельзя за с кр и п -
тован — сам ое главное, что и гр о ки
пол\<чили очеред ную исто р и ю о В то-
р ой м и р о в ой войне с гол л и вуд ским
разм ахом . В то врем я казал ось, что
л учш е уж е некуд а и вы ш е уровня
U nited O ffensive се р и и уж е не пры -
гнуть. Н о в о т у In fin ity W ard бы ла д р у-
гая то чка зрения.
Второй заход:
больше, краше, пафоснее
Н астоящ ий, полноце' .гЪ 'й сиквел
C all o f D uty появил ся на св е г тол ько в
конц е 2 005 го д а. Уж е то гд а в In fin ity
W ard взы грал о честолю бие — зад ав
первой и гр о й очень вы сокую пл анку
качества, о ни б росил и вы зов сам им
себе, зад ум ав превзо й ти со б ств ен -
ную ж е C all o f D uty п о всем статьям .
В посл ед ствии та ко е ещ е не р а з п о -
вторится.
Call o f Duty 2
стала первой и гр о й в
се р и и для консол ей то гд а ещ е ново-
го покол ен ия — п р о е кт вы ш ел на PC
и X box 3 60. В рем я д е й стви я — снова
В торая м ировая. Н а это т р а з очень
больш ое вним ание уделяется кам па-
нии в С еверной А ф рике — и грая за
англичан, гейм еры схвати лись с вой-
ска м и Р ом м еля, сраж аясь на сто р о -
не зн ам ен иты х “ П усты нны х кр ы с" —
7 -й К орол евской бронетанковой д и -
ви зи и . А нглийская кам пания в C all o f
D uty 2 оы ла сам ой продолж ительной
— п о м и м о А ф ри ки , го р д ы е сы ны
А льбиона успел и поучаствовать ещ е
и в б итве за ф ранцузский го р о д о к
К ан н . Н о в о сн о в н о м на В тор о м
ф рон ге в C all o f D uty 2 воевали ам е-
р и ка н ц ы (н е п ре м ен н а я вы са д ка в
Н орм андии прил агается — уж е вто-
рой р а з за д ве ном ерны х и гр ы ), р ус-
ски м ж е д осталась битва за С талин-
гр а д (опять ж е, второй ра з).
В си кв е л е In fin ity W ard поста р а -
л и сь исправить все недочеты преды -
д ущ ей и гры , усил ив п р и этом ее д о -
стоин ства. Битвы стали ещ е более
м ассовы м и, спецэф ф екты — п о и с-
ти н е кинош ны м и, кр о м е то го , р азра-
б отчики се р ье зн о подтянули уровень
граф ики . В зры вы , кр и ки ранены х и
убиты х, ге р о и че ски й саунд трек, л е-
ги о ны врагов, сам оубий ственн ы е за -
д ания — все вернулось. О д нако са -
м ы й главны й м и н ус — о тсутств и е
в м е н я е м о го сю ж е та, за хва ты ва ю -
щ ей и сто р и и — по ка т а к и не бы л л и -
квид ирован. М ы по -п р е ж н е м у бы ли
просты м и парням и, сраж аю щ и м ися
с н е ки м абсолю тны м зл ом , вы полня-
ю щ и м и ко н кр е тн ы е поставл енны е
зад ачи — но вот захваты ваю щ ей и с -
то р и и и гр а пр е д л о ж и ть не м огла.
В прочем , э то т гр е х с л ихвой искупа л -
ся невероятно притягательной и гр о
вой атм осф ерой.
П ом им о п о л н оц енного но м е р но го
сиквела, в а вгусте 2 005 го д а на п р и -
л авках м а га зи н о в появил ась и
Call o f
Duty 2: Big Red One,
специальная
в е р с и я , со зд а н н а я д ля ко н со л е й
P layS tation 2, G am eC ube и X box д е ве -
л о пе р ско й ком ан д ой Treyarch. С м е с-
та в карьер новы е разраб отчики взя-
л и сь за экспе р и м е нты . Преходе все -
го , Treyarch отказал ась о т привы чно-
го уж е д еления и гры на тр и отдель-
ны е кам пании — ам е р и ка нскую , с о -
ве тскую и англ ийскую . П очти всю и г-
р у м ы сраж ал ись в общ естве а м е р и -
ка н ски х сол дат и з 1 пехотной д и в и -
зи и (он а ж е — B ig Red O ne). И стория
прикл ю чений эти х славны х парней
начиналась в С еверной А ф рике, а
продол ж ал ась на С ицилии, в Н ор-
м анд ии (д а, вы садка, о п ять и сно в а)
и заверш ал ась в заснеж енны х а р -
д е н н ски х лесах. П охвально, что р а з-
работчики задум али д об авить в и с-
то р и ю д рам ы — с этой целью в о кр у г
и гр о ка во всех сраж ен иях м ельтеш и-
л о не ско л ько “ изб ран ны х” то в а р и -
щ ей по оруж и ю . У каходого и з них был
сво й характер и своя исто р и я. А не -
которы е и з эти х воинов д аж е ум и р а -
л и у нас на глазах (но л иш ь тогд а, ко -
гд а это пред усм отрено сц енарием ).
О дни солдаты отправл ял ись на то т
свет, на их м есто приходили необ-
стрелянны е новички — та ки е во т с у -
ровы е военны е будни.
Е стественно, по уровню граф ики
B ig Red O ne зам етн о уступала о сн о в-
н о й C a ll o f D u ty 2.
К р о м е т о го ,
T reyarch не уд ал ось гл авного — п о ка -
за ть удалой экш ен, которы й зам еча-
те л ьно у м е е т д ел а ть In fin ity W ard.
В ойна в испол нении Treyarch вы гля-
дела тяж ел ой, но скучн ой м уж ской
работой. “Д исне й л е нд о м ” о т In fin ity
д а ж е и не пахло.
В переди бы л 2006 го д . В переди
бы ла C all o f D uty 3.
Консольный “ Зов долга”
Э та и гр а но си т “ почетны й” титул
с а м о го не сур а зн о го п р о екта во всей
се р и и . В 2006 изд ател ьство A ctivision
впервы е реш ил ось на э кспе р и м е н т
— д о ве р и ть сд елать ном ерную C all o f
D uty не In fin ity W ard, а д р уго й студ ии
— ком анде Treyarch. В се пр о сто —
In fin ity на созд ание и гры требовал ось
д ва го д а, a A ctivision хотела вы пус-
кать новы й “зо в д о л га “ по д каж дое
Роходество.
Call o f Duty 3
бы ла нова-
то р ски м проектом — ср е д и прочего,
это бы ла первая и гр а в се р и и , с о зд а -
вавш аяся исклю чительно для ко н со -
лей. “Треш ка” появил ась в продаж е
н а
P la yS ta tio n
3 ,
X b o x
3 6 0
и
P layS tation 2 в конц е 2006 год а.
C all o f D uty 3 Treyarch делала всего
сем ь м есяцев — вероятно, им енно
этим м ож но объ яснить малое количе-
предыдущая страница 9 Виртуальные Радости 2010 03 читать онлайн следующая страница 11 Виртуальные Радости 2010 03 читать онлайн Домой Выключить/включить текст