8
страница
ОБЗОР
виртуальные радости
№4, апрель, 2001 год
Serious Sam — ведро адреналина
В последнее врем я играть неког-
д а. Н ет, не та к . Н е столько не-
когда, сколько купишь, поста-
вишь, посмотришь — и ср а зу по-
нимаеш ь, что неохота теб е на
это добро врем я тратить. Не
цепляет — и в се ту г. Но тр етьего
дня (а именно — в субботу) слу-
чилось страш ное! В цепкие лапы
попался Serio u s Sam .
Серьезны й сю ж ет
Давно канула в прошлое славная
традиция фирмы id Software писать
сюжет размером в половинку листа
за час до отправки игры в печать. В
настоящий момент никто не выпус-
кает игр, не завернув в них умопо-
мрачительную сюжетную линию.
Нынешнему игруну подавай, чтобы
кругом была тотальная осмыслен-
ность действий, чтобы линии раз-
ные развивались, чтобы концовки
были различные. Требований — не
перечесть. Разработчики старают-
ся изо всех сил, но результаты ра-
дуют не часто.
В игре "Серьезный Сэм“ сюжет
есть. Выглядит примерно так. На
Землю опять напали какие-то ино-
планетные подонки. Человечество
выбирает лучшего парня, который
сможет дать отпор чужим мразям.
Это — Sam "Serious" Stone! Конеч-
но же, опытный военнослужащий
со всеми вытекающими. В отличие
от большинства любителей игр,
Сэм по молодости от армии не ко-
сил и в зрелом возрасте дает дроз-
да по полной! Спасаясь от нашест-
вия, человечество посыпает своего
надежу-бойца в далекое прошлое,
на пять тысяч лет назад. Чтобы
там, в прошлом, завалить всех вра-
гов, которые автоматом исчезнут в
будущем.
Сюжет, как видите, в лучших тра-
дициях. Как глоток свежего мороз-
ного воздуха! Прочитав подобное,
ожидаешь два варианта развития:
либо это мега-отстой (что бывает
очень часто), либо это — мега-ру-
лез (что бывает крайне редко). Сэм
— редчайший случай из пункта вто-
рого. Это не просто мега-рулез, это
Настоящий Мега-Рулез.
Вот типичный пример того, что
сюжет в игре вовсе не самое глав-
ное. Не он, камрады, вовсе не он
определяет калибр игры и степень
интересности процесса прохожде-
ния. Простая как трусы по рубль
двадцать, изготовленная малоизве-
стными доселе хорватскими парня-
ми игра свалилась на мою хату как
Тунгусский метеорит.
Серьезны й движок
До того, как вцепиться в собствен-
но игру, я видел две демки Серьез-
ного Сэма. Движок не то чтобы по-
разил, но удивил изрядно. Привык-
нув к Quake III и UT, смотрел скеп-
тически Однако достоинства пря-
мо-таки лезли в глаза, и не заме-
тить свежесть и новизну было про-
сто невозможно. Мне демки очень
понравились. Порадовавшись но-
визне, начал ждать игру.
Дождавшись релиза, я был, мяг-
ко говоря, сильно удивлен. Да, в
демке было круто. Но тут оказалось
еще круче.
Движок легко и уверенно держит
здоровенные открытые простран-
ства. Пространства же сделаны так
ловко, что захватывает дух. При
внимательном разглядывании, ко-
нечно, замечаешь, что налицо не-
замысловатость и простота. Но на-
сколько же лихо все это реализова-
но!
Отвлекшись от графических пре-
лестей, следует отметить, что дей-
ствие разворачивается в давно
уже запарившем на нет Древнем
Египте. Уж как часто и по сколько
раз его любят разработчики — уче-
ту не поддается. Как только наме-
чаются прыжки во времени — Еги-
пет тут как тут. Египтяне в склепах
уже воют от напора злобных при-
шельцев и — следом за ними —
разъяренных избавителей от меж-
планетной заразы. Лично меня эта
египетская тема достала настоль-
ко, что возникло острое желание
организовать и возглавить движе-
ние "За тотальную лоботомию раз-
работчиков-египтофилов". Однако,
посмотрев на то, что сотворили ре-
бята из СгсЛеат, беру свои слова
взад и признаю полную в данном
вопросе неправоту. Если делать
ВОТ ТАК — пусть делают сколько
угодно, буду только рад.
Что главное в движке Сэма?
Главное — это свежесть и умы-
тость. Смотришь — и чувство та-
кое, будто монитор протерли тряп-
кой от многовековой пыли. Как го-
ворил товарищ Сухов, "А солнце
здесь такое, Катерина Матвеевна,
что аж в глазах бело." И точно —
белО. И солнце, и небо — на креп-
кую пятерку! Причем небо бывает
разное.: тут тебе и раннее утро, и
жаркий полдень, и красочный за-
кат, и темная ночь. И я даже не мо-
гу сказать, какое время мне понра-
вилось больше, настолько здорово
все выглядят. Так и хочется посто-
янно лепить скриншоты. А вода?!
Вода — вообще нет слов. И блики
на стенах от нее — тоже. А уж ког-
да нырнешь.
..
Песчаные дюны — настоящая
Сахара. Архитектура — убойная. И
сделано со вкусом, и разрисовано
так, как надо. Я бы даже сказал,
что не грех было бы подтянуть
древних египтян на предмет посмо-
треть, как шикарно выглядит пра-
вильный Древний Египет.
Зоркий глаз, конечно, видит, что
это далеко не так отточено и фили-
гранно, как в Quake III. Но сделано-
то все с таким вкусом и настолько
умело, что во многих местах смот-
рится даже покруче. Текстурки —
загляденье.
Ресурс, конечно, игрушка жрет.
Для бодрой игры не помешав-
PIII500+128Mb+GeForce. Ясно, что
пойдет и на конфигурации посла-
бее, но это — то, что надо.
Короче, постройки — циклопиче-
ские. Пространства — огромные.
Но чувство того, что ты муравей у
подножия пирамиды, не возникает
ни на секунду. Потому что ты — Се-
рьезный Сэм, а не какой-то там му-
равей' Точнее — возникает, но в
другой ситуации, о которой позже.
А пока переходим к самому главно-
му. К оружию.
С ер ьезн ое оружие
Стволов в игре — очень богато
Сделаны все по высшему разряду.
Главное достоинство — как и все
остальное в игре, все стволы как
один выглядят по-идиотски Апофе-
оз — Cannon, такая пиратская ко-
рабельная пушка, носимая под-
мышкой. Лупит ядрами (урановы-
ми, понятно), которые выдаются в
качестве боеприпасов.
Все оружие простое и понятное.
Это, кстати, второй по опасности
участок для разработчиков — по-
сле сюжета. Все и каждый лихора-
дочно оглядываются на HL — ну,
как же. нельзя сделать не так! Надо
чтобы перезаряжалось полчаса,
чтобы ни в коем случае не стреля-
ло туда, куда целишься, и прочее.
Очень опасная территория.
И только Сэм спокойно взял HL
за задницу, поставил его в позу
"бегущий кабан", взял короткий
разбег и мощно пробил пыром, вы-
шибив ветерана с дверью на ушах.
Оружие в Сэме такое, каким по-
ложено быть нормальному игру-
шечному оружию. Никаких тебе
идиотских перезарядок. Никаких
альтернативных режимов. Просто
нормальное
оружие.
На
такую
чушь, как перезарядки и тягостные
раздумья типа "из чего бы и как это
мне пальнуть?", там просто нет
времени — надо мочить, МОЧИТЬ,
МАЧИИИИТЬ!!! И с этой своей наи-
главнейшей задачей оружие справ-
ляется прекрасно.
Серьезны й геймплей
Что такое Серьезный Сэм? Сэм —
это ведро ледяной воды за шиворот
мечтателя, который не понимает,
что добротный шугер может иметь
и концепцию "носиться как укушен-
ному и стрелять без передыху, а не
сидеть как крыса в углу". И быть
при этом добротным шутером.
О геймплее в двух словах: чис-
тый адреналин. Он тоже предельно
прост: мочи все, что шевелится!!! И
по ходу не давай замочить себя.
Однако это вовсе не так просто,
как может показаться.
На каждом шагу — враги! За
каждым углом притаилась какая-
нибудь гнусная сволочь. Плюс на
подмогу к тем сволочам, что прита-
ились, ежесекундно телепортиру-
ются орды свежих, с непотрачен-
ными пулями шкурами.
Абсолютно по всем монстрам
видно, что модели далеко не самые
крутые на свете. Но сделаны они с
такой любовью и тщательностью,
что забываешь про все. Это отлич-
ные монстры, пристреливая кото-
рых не испытываешь никакой зло-
бы, а просто веселишься.
Внешний вид врагов строго вы-
держан в "серьезном" духе игры.
Противники через одного вид име-
ют отпадный. То какие-то уроды с
одним глазом, то скачущие скелеты
с рогами и копытами, то быки-обо-
ротни, то студенты-бомбисты без
голов, то еще какие-то скоты Мне
больше всего понравились такие
маленькие жабеныши, которые на-
прыгивают толпой. Впрочем, там
все и всегда напрыгивают огром-
ной толпой.
Еще порадовал чувак под назва-
нием Lava Golem Так здорово све-
тится, переливается и бросается
всякой дрянью, что даже убивать
А вот если взять DOOM, умножить
на два и разрисовать веселыми
красками — это как раз и будет
Сэм.
Апогей — на карте Metropolis.
Сперва затрясся пол (в прямом
смысле) от зверского топота сотен
копыт, а потом по здоровенной ули-
це ломанулось в атаку такое стадо
скелетонов-лошадистов, что у меня
наступил ступор. Переигрывал раз
десять — настолько было круто.
Чувствуешь себя немецким пуле-
метчиком на Omaha Beach — ЫЫ-
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!! Спилберг
против Сэма отдыхает, потому что
смотреть "Рядового Райана" тяже-
ло, а играя в Сэма, постоянно уха-
ешь от восторга. Возле Сэма стоит
только Пол Верховен со Starship
Troopers — в той части, где жуки на-
падали на крепость. Очень похоже.
С
его как-то жалко. Правда, уж боль-
но этот парень похож на другого из-
вестного парня, который живет на
e1m7.
Особливо бы, конечно, надо ос-
тановиться на финальном боссе.
Последнего хорошего финального
босса я видел в Hexen II. Парень
порадовал необычностью внешне-
го вида, габаритами и необычнос-
тью подхода. Но финальный босс
Серьезного Сэма.
.. Смотрите са-
ми — не буду портить удовольст-
вие
Общий же геймплейный расклад
прост: чем больше врагов, тем
больше
стрельбы!. Чем
больше
стрельбы, тем веселее игра! Но я
не знаю ни одной игры, где надо
было бы завалить больше, чем в
Серьезном Сэме. Когда смотрели
демку, очень порадовались ярост-
ным атакам монстров. Но когда
врубили саму игру.
.. Блин, всякое,
конечно, видели, но такое — точно
впервые.
Если кто еще помнит, DOOM ру-
лил по всем параметрам. Самый
главный параметр был ураганность
боев с огромными стадами монст-
ров. Шары лезли на лоб от изоби
лия всякой сволочи. Дикий рев, пу-
леметные очереди, шипение плаз-
мы, уханье рокет лаунчера — было
круто! Но с тех пор мы забыли, что
это такое — настоящая бодрота в
стиле DOOM. Забыли, блин, как это
круто: когда на тебя несутся орды
врагов, а ты стреляешь, стреляешь,
стреляешь!!!
Про Сэма сейчас все говорят,
что он сделан в лучших традициях
DOOM. Только я чего-то не при-
помню, где в DOOM монстры носи-
лись такими обалденными стадами
А как насчет пары-тройки десят-
ков
быков-оборотней сразу?
А
между ними чтобы скакал взвод
скелетов? А сбоку чтобы скорпион-
пулеметчик садил бронебойными?
А с башни пятеро четвероруких
сволочей швырялось ядовитыми
шарами? Заверяю — мало не пока-
жется.
Про быков, кстати, сразу вспом-
нил анекдот. Идет муравей. И вдруг
пробежало стадо быков. Наступи-
ли, нагадили и ускакали. Муравей
вылезает из кучи навоза, злобно
отряхивается и рычит:
— Да что за фигня
? 1
Меня, кон-
кретного мураша, какое-то тупое
бычье — в дерьмо втоптало!!!
Будете играть — тово, бычью во-
ли не давайте. Быков надо постоян-
но валить — чтобы не быковали.
Несмотря на кажущуюся просто-
ту, категорически не рекомендует-
ся носиться по карте как попало.
Если сунешься куда не надо — сра-
ботает триггер, после чего на тебя
ломанется совершенно свежее ста-
до, в помощь стаду уже атакующе-
му. Кругом засады!
И что самое важное: это не надо-
едает даже после сто пятьдесят
четвертого раза. Потому что бить-
ся весело и смешно! Скилл при
этом рулит. Поэтому я с большим
удовольствием смотрю через пле-
чо littleB, как он там грамотно всех
разделывает под орех.
Уровней сложности в игре пять
штук. Начинать рекомендую строго
с normal. Уже отсюда любители игр
в стиле HL отдыхают. Здесь рулят
только змеиная реакция и точность
прицела, а не крысиные засады по
углам. Управление в игре четкое,
резкое. Стрелять — одно удоволь-
предыдущая страница 7 Виртуальные Радости 2001 04 читать онлайн следующая страница 9 Виртуальные Радости 2001 04 читать онлайн Домой Выключить/включить текст