http://vrgames. by/
К
И
Н
О
№ 8 (176), август, 2014 год
Т еорем а Зеро
Время мистера Андерсона, про-
граммиста в строгом костюме, за-
ключенного в тесной ячейке скуч-
ного офисного пространства, пашу-
щего на сердитого начальника, про-
шли. Сегодняшние производители
софта всячески ублажают своих ра-
ботников: украшенные рабочие ме-
ста, настолки и консоли в комнате
отдыха, приветливый начальник
отдела, бесплатный массаж и кор-
поративные вечеринки. Состязание
в дружелюбии между ^-компания-
ми доходит до невротичного уров-
ня, но под слоем глазури скрывает-
ся сермяжная правда: работники —
по прежнему винтики в машине,
где всякая самореализация убивает-
ся схемами и рамками, а человечес-
кий гений может быть растрачен на
какой-нибудь дизайн кроссовок.
Кнут сменился на пряник, тюрьму
превратили в детский сад, но внут-
ри это старая добрая Матрица.
Заглянув чуть-чуть в будущее и
самую малость утрировав сегод-
няшние тренды, создатели фильма
“Теорема Зеро” показывают зав-
трашний день вполне нормального
математика Коэна Лета. Впрочем,
душевное здоровье трудно сохра-
нить, когда твой офис напоминает
казино, а прогулка по городу пре-
воашается в утро пожирателей рек-
это джойстик, велосипедные пе-
дали и компьютерная среда, напо-
минающая трехмерный экшен.
Говорите, клавиатура и текстовый
интерфейс удобнее? Да вы, дру-
ж ите, устарели!
Ну а дальше добавляют жару
гротескные герои: Джоби, ставший
началь, иком отдела после того как
свихнулся, решая Теорему, стрип-
тизерша Бэйнсли, берущая работу
на дом, подросток-хакер Боб, на-
учившийся
программировать
раньше, чем ходить, и другие клоу-
ны. Но им, разумеется, не превзой-
ти самого Коэна, которого сыграл
маг харизмы Кристоф Вальц. Если
вы привыкли видеть этого актера в
образах вежливых джентльменов,
вас ждет сюрприз — впрочем, при-
сущая его игре тончайшая ирония
проявляет себя и в этом фильме.
Доходящая до предельных во-
просов бытия, “Теорема Зеро' все
же получилась слишком грубой
для драмы: ее смысл сводится к то-
му, что все плохо и весь мир катит-
ся в абсурд. Это и не комедия,
пусть в ней и полно метких шуток.
Наиболее точное определение для
“Теоремы Зеро” — психодел. Дей-
ствие раскачивается от смешного к
драматичном", и не раз понима-
ешь, что вот этот эпизод снят толь-
ко для того, чтобы снести башню
зрителю. Кукольные декорации,
отсылки к другим произведениям
киберпанка, подчеркнутая нереа-
листичность всего, что касается
технологий будущего — все ради
неуютной атмосферы, чтобы зри-
тель сказал: “Да ну к черту такое
будущее!” Вот только раньше он
может сказать: “Да ну к черту такой
фильм!” — не всем нравится, ког-
да их мозг извлекают из черепа и
играют им в футбол. Но если вы со-
гласны подвергнуть свой рассудої
такому испытанию — результат не
разочарует.
АпигіеІ
ламы. Не удивительно, что Коэн
боится покидать свой дом-монас-
тырь. Но ему везет: большой на-
чальник разрешает ему работать на
дому, поручив очень важный про-
ект: доказательство “теоремы ну-
ля” — что наш мир не имеет смыс-
ла, а Большой взрыв — всего лишь
случайная флуктуация.
Из такого сюжета могла бы
вырасти неплохая производствен-
ная драма для тех, кто способен,
не засыпая, следить задушевными
метаниями ученых-романтиков.
Но прелесть “Теоремы Зеро” не в
сюжете, а в множестве издевок над
информационным обществом и
жизнью неловека, перед компью-
тером. По накалу идиотии фильм
может тягаться с культовой анти-
утопией “Кин-дза-дза” и экрани-
зацией
графоманского
стеба
“Азирис Нуна”. Достаточно ска-
зать, что рабочее место Коэна —
Название в оригинале: The Zerr
Theorem
Жгэр: киберпанк, сатира, лсито-
лзл
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Кристоф Вальц, Мелани
Тьерри, Дэвид Тьюлис, Лукас Хе-
джес
Продолжительность: 107 мин.
П ревосходство
П о в е р х н о с т н о е к и н о , о т д а ю щ е е п р и л и ч н ы м
п о с л е в к у с и е м р а з м ы ш л е н и й
На
экранах
картина
“Transcendence”, притворяющаяся
громким событием в мире научной
фантастики. История поведает о ге-
ниальном ученом Уилле Кастере,
чей разум загружают в компьютер.
Оказавшись во всемирной сети и
получив невиданные возможности
для развития, сознание Уилла стре-
мительно эволюционирует и начи-
нает творить чудеса “во имя науки”.
Столь резкий эволюционный ска-
чок заставляет ученых всеми сила-
ми пытаться остановить прогресс
трансчеловека.
Если уж смотреть “Превосход-
ство”, то только ради сюжета, на
большее посмотреть не удастся: ни
вам спечатляющих, как у Верховена
(“Невидимка”) экспериментов с
человеческим телом, ни каких-то
безумных фантастических концеп-
ций “создания бога из машины” вы
не дождетесь. Картина максималь-
но реалистична (насколько позво-
ляет тематика), точно выверена,
в тободневна и аутентична. Перво-
начальный сценарий к фильму за
авторством Джека Паглена, попал в
список лучших нереализованных
сценариев 2012-го года и был вы-
бран Уолли Пфистером (бессмен-
ным и оскароносным оператором
Кристофера Нолана) для сгоего де-
бюта.
Не стоит полагать, что Пфисте-
ру надоело быть в тени, мол, учент
вздумал перегнать мастера.
Тот
факт, что у руля дебютант-режис-
сер, не шибко чувствуется. Актуаль-
нейшая тематика, множество затро-
нутых тем (от теории “серой слизи”,
поглощения планеты молекуляр-
ными наноботами до глубокого ана-
лиза общества, одновременно столь
разобщенного и единого в своих
страхах) филигранно взаимодей-
ствуют друг с другом и получают не-
обходимое освещение в повествова-
нии. Фильм прикидывается то серь-
езным научным докладом с конфе-
ренции TED, то библейской прит-
чей про прозревших слепцов, то ка-
ким-то фантастическим зомби-апо-
калипсисом для эрудитов. Тягуче-
вялый темп происходящего имеет
свое очарование, фокусирует вни-
мание на самых незначительных де-
■алях, протаскивая их в глубину
зрительского сознания, предлагает
читать между строк и заставляет ло-
вить каждое проявление эмоций на
лицах героев.
Джонни Деппа при; тно лицез-
реть не у Бёртона без килограммов
грима, но ведущее место вполне
мог бы заменить другой актер с пе-
чально-серьезным выражением ли-
ца. Очевидно, режиссер попросту
не хотел, чтобы кто-то из актерско-
го состава слишком перетягивал
внимание на себя. Нелишним будет
отметить героя Пола Беттани (озву-
чивавшего
ИИ Джарвиса Тони
Старка) — одновременно актер та-
щит целых четыре ипостаси: выда-
ющегося ученого, хорошего друга,
неуверенного террориста, и главно-
го рассказчика. И трудно сказать,
какая удается ему лучше всего.
Трудно отделаться от паралле-
лей с недавней картиной “Она”
мечтателя Спайка Джонса. “Она”
получилась слишком человечной
для синтетичного ИИ, людской
разум Каспер? оказывается слиш-
ком искусственным, чуждым нам,
стремительно теряющим все, что
делает человека человеком. Гибрид
лучших идей обеих картин, думает-
ся, увидим не скоро.
Главная же проблема “Превос-
ходства” в стерильности, в нем сов-
сем нет ярких неоспоримых досто-
инств. Будто съемочная группа ста-
рательно завуалировала все козыри
столь вкусного материала и предла-
гает не получать от картины удо-
вольствие, а пытаться получить. Ес-
ли в кино вы идете ради эмоций или
спецэффектов, останьтесь в этот раз
дома: картина способна слегка по-
радовать глаз знакомыми лицами в
кадре с минимумом визуального
пиршества. Но если вам по душе не-
типичный сегодня формат фильма-
рассказа, который раскроется уже
после просмотра, если вы решитесь
взять от картины больше, чем по
смел выжать режиссер — рекомен-
дуем. В конце концов, каждый вы-
бирает развлечение себе по вкусу.
В этом все “ Превосходств: ” — в
неоднозначности, в недосказанно-
сти, в конфликте. При всех акцен-
тах на искусственном разуме, син-
гулярности и трагических послед-
ствиях гехпро.ресса, кино, прежде
всего, о людях и обществе. О страх;
о вере, и о любви. Что бы ни делал
человек, в конце пути он зачастую
остается ни с чем. Человеческая
страсть к свободе неуемна, и порой
мы готовы слишком многим для
этого пожертвовать. Но всегда ли
будем готовы?.
.
Shepard
предыдущая страница 24 Виртуальные Радости 2014 08 читать онлайн следующая страница 26 Виртуальные Радости 2014 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст