20
№ 8 (176),
август, 2014 год
ИГРЫ ЛЮДЕЙ
http://vrgames.oy
Ж
Тема “зачем мы играем”
до того истоптана, что трудно
подобрать небанальные слова
даже для предисловия
к статье. И кажется, что лучше
вообще молчать. А молчать
не получается: вот оживает
тема — и всё! Сама по себе,
без всякого повода.
Что остается?
Остается придумать другие
слова, которые, может быть,
позволят найти выход из того
тупика, о котором в прошлом
номере писал Анатолий
Валаханович. Не из дилеммы
,
“играть — не играть”,
которая очевидно ложная:
»
люди играли, играют и будут
играть. А вот хорошо это или
плохо — здесь нужны
однозначные ответы.
Что создается в играх
Начнем, как может показаться, издале-
ка. Не с территории психологии, бизнеса и
развлечений, а из дремучего края филосо-
фов, сонного царства, где мало кто чувству-
ет себя уютно, но откуда самым прямым пу-
тем можно попасть в мир, называемый
иде-
альное.
Чтобы скорее туда добраться, не за-
вязнув в скучных рассуждениях (на эту тему
и гак немало написано), просто примем как
данность, что идеальное — это не признак
(как идеальный гол или идеальная фигура),
а именно особый мир. наполненный соб-
ственными идеальными объектами. Идеаль-
ный мир не материален, идеи нельзя потро-
гать, съесть или разбить молотком. Но иде- ,
альный мир и не субъективен, как сны, гал- ’
люцинации, эмоции или личные оценки.
Он находится посередине, поскольку сущес-
твует в сознании не одного человека, а мно-
жества людей, и потому не зависит ни от ко-
го из этих людей в отдельности, но от всех от
них сразу.
Хорошим примером объекта из мира иде-
ального являются деньги. Купюры и монеты
не являются деньгами сами по себе. Напри-
мер, средневековые монеты — это не деньги,
даже при том, что они имеют немалую цен-
ность. В то же время ххебтопеу не имеют ма-
териального носителя, но являются деньга-
ми, и никто не скажет, что их ценность субъ-
ективна. Из других примеров идеальных сущ-
ностей: знаки дорожного движения, правши
русского языка, обручальное кольцо, подвиг,
шутка и даже матерные слова. Все эти вещи
имеют значение только в обществе людей, в
котором их понимают.
А как произошло, что в сознании множе-
ства людей появились все эти сущности? Са-
мый простой ответ, который сразу напраши-
вается: в результате договора. В каких-то слу-
чаях это действительно похоже на правду.
Например, в случае денег или законов. Но
разве кто-то когда-либо договаривался о том,
какие шутки смешные и какие слова — ос-
корбительные? Правильный ответ состоит в
-ом, что в обществе постоянно кипит особая
духовная работа по претворению действи-
тельности в идеи и далее по обращению с
эгими идеями. Эта работа и является игрой в
самом общем смысле.
Так что, получается, именно игре мы обя-
заны множеству изобретений, без которых
невообразима наша цивилизация? Правиль-
нее будет ска гать, что игре мы обязаны по-
просту ьсем. Играя, человек создал миф и
культ, а из них впоследствии родилась вся
культурная жизнь: право и порядок, общение
и предприми мате гьство, ремесло
И
искус-
ство, поэзия, ученость, наука [1]. То есть
мы
' аждый день непрерывно играем во множество
игр:
что зеленые купюры как бы представля-
ют ценность, красный свет как бы не дает пе-
рейти через дорогу, а материальная точка как
5ы существует. В действительности, между
белорусским рублем и футбольным мячом
нет разницы — ценность и того, и другого
О значении игр -
нетривиальным языиом
Как отличить
джинна
от хакера?
У него
причесана
борода.
обусловлена только игрой, различие только в
масштабах, [2]
Напрашивается вопрос, почему одни иг-
ры представляют собой просто развлечение, а
другие, как право или наука, очень серьезны.
Проблема в том, что значение, ценность игры
в принципе с трудом осознается человеком.
Нетрудно объяснить, почему представляют
ценность доллары, куда труднее — почему
ценно золото или, скажем, коллекционные
открытки. Всем понятно, что в суде решают-
ся серьезные дела, но не всякий может объяс-
нить, зачем для этого судьям надевать ман-
тию и парик. И это еще вопросы из простых.
А вот почему весь мир смотрит чемпионат по
футболу, восхищается цирковыми трюками
или празднует Новый год — здесь всякие ра-
циональные категории пасуют.
Некоторые игры рождаются в секунду и
живут несколько мгновений. Другим много
тысяч лет. Значение и тех, и других редко
осознается человеком, что, однако, проявля-
ется различным образом. Если вы спросите
студента на лекции, почему он подбрасывает
ручку или качается на стуле, то услышите ти-
пичную попытку найти спонтанной игре раз-
умное объяснение: мол, играюсь шутки ради,
просто так, от нечего делать. В случае с древ-
ними играми человек не может отрицать их
важность, но также далеко не всегда может
обосновать их значение в категориях полез-
ности. Такие игры получают ореол священ-
нодействия и тайны, обсуждение их нужнос-
ти попросту становится запретной темой
И это очень хорошо, потому что только
благодаря такому благоговейному отноше-
Слор сторонников и противников игр порой напоминает диалог из мультфильма “Трое
' из Простоквашино”:
— Ну ты сам подумай, какая от этого кота польза?
— Почему обязательно польза? Какая, например, польза от этой картины на стене?
— От этой картины очень большая польза. Она дырку на обоях загоражгвает.
— Вот и от кота польза будет: он мышей лзвить мо:хет.
— Н оу нас нет мышей.
— А мы заведем!
нию к играм идеальный мир человека веками
обогащался.
Игры проходили путь от сиюми-
нутных бессмысленных развлечег и
.1
до целых
направлений культурной жизни и становились
незаменимыми частями человеческой цивили-
зации.
Разумеется, это не дает оснований возво-
дить на пьедестал всякие игры без исключе-
ния. Всегда наиболее опасным являются уп-
рощения, и сводить идеальное (в философ-
ском смысле этого слова) к морально прием-
лемому, положительному — такое же иска-
жение действительности, как сводить все иг-
ры к произведениям искусства (об этом мы
поговорим в другой раз) или мерить всю дея-
тельность человека только категорией полез-
ности — два наиболее устойчивых и опасных
упрощения, когда речь идет о компьютерных
играх. Второе, к слову, янляется родовой чер-
той психологов-фрейдистов, ведь согласно
их взглядам здоровье — это гомеостаз, на-
иболее устойчивое состояние психики. Но
много ли создал бы разум человека, если бы
все время находился в равновесии? Очевид-
но, не больше, чем создал бы человек рука-
ми, если бы стремился к гомеостазу тела (для
чего наилучшая позиция — в постели под
одеялом) [3].
Поэтому важно помнить, что игра — это
свободная
творческая
деятельность. Потреб-
ление не является игрой, даже если это по-
требление прекрасных шедевров живописи
или умнейших книг. Можно даже предполо-
жить, что разработчики компьютерных игр
(особенно независимые) являются в большей
степени игроками, чем геймеры. Давайте по-
говорим об этом подробнее, *
1
Примечания:
1. Детально это исследует Й Хейзинга в книге
“Нота йиёет"I ‘Человек играющий”).
2. У создателя “МММ” С
'.
Мавроди диже была
идея в качестве билетов использовать выкрашенный в
красный цвет доллары Если бы э,пс произошло, у крас-
ш х купюр было бы две ценности, причем в надува пыь-
скои игре Мавроди их ценность была бы выше.
'
3. Об этом много пишет В. Франт По вопросу
"нормальности” особенно интересны приводимые им
дневники художницы в книге “Воля к смыслу”, глава
“Психотерапия, искусство и религия”.
предыдущая страница 19 Виртуальные Радости 2014 08 читать онлайн следующая страница 21 Виртуальные Радости 2014 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст